Смена | Сергей Глезеров | 06.11.2006 |
Островок старины
Еще недавно он стоял в окружении старых коломяжских домов, хранивших милый патриархальный уклад жизни. За последние полтора десятилетия здесь многое изменилось: старых построек остались единицы, зато вокруг развернулось масштабное строительство элитных коттеджей и таунхаузов. Церковь Дмитрия Солунского, наверное, скоро останется одним из немногих островков старины в этих краях.Дмитрий Солунский был особо почитаем в России. Его почитание связано с памятью князя Дмитрия Донского. Накануне Куликовской битвы он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону Дмитрия Солунского, написанную на доске гроба святого.
Церковь строилась на пожертвования крестьян, собравших больше 700 рублей, и деньги местного помещика — графа А. Ф. Орлова-Денисова, пожертвовавшего 5 тысяч рублей и земельный участок. Постройку начали в июне 1906 года, а закончили 10 октября того же года.
Народ отстоял святыню
Храм был посвящен освобождению крестьян от крепостного права и открытию Государственной думы. Предполагалось, что церковь будет освящена в честь Александра Невского, однако еще во время строительства крестьяне обратились к митрополиту с просьбой о ее переименовании в память Дмитрия Солунского, поскольку праздник в его день в деревне отмечался с давних пор. Духовное ведомство пошло навстречу прихожанам.Судьба храма сложилась удачно: из него не делали «Спаса-на-картошке». Старожилы, правда, рассказывают, что в 1920-х годах власти решили закрыть церковь и устроить в ней клуб, но народ отстоял деревенскую святыню. Не закрывался храм и во время блокады. Служивший здесь в ту пору священник Иоанн Горемыкин был настолько стар и изможден голодом, что не мог передвигаться. Так прихожане привозили его на службу на саночках…
Утраченная красота
Когда-то мимо церкви ходили поезда Озерковской ветки Приморской железной дороги, связывавшей вокзал в Новой Деревне с Озерками. После войны по этой же трассе пустили детскую железную дорогу, а неподалеку от церкви появилась станция Зоопарк — в 1930-х годах по соседству предполагалось устроить новый ленинградский зоопарк. Потом детскую железную дорогу «обрезали», а станция в Коломягах стала конечной и получила название Пионерская.Автору этих строк довелось кататься по этой дороге больше двадцати лет назад. Живописный путь между Озерками и Коломягами, мимо дач, фруктовых садов, полей и перелесков казался настоящим путешествием. А церковь в Коломягах напоминала настоящий сказочный терем. Потом железную дорогу сократили еще раз, а Пионерскую ликвидировали.
Церковь, стоящая на высокой «стеклянной горке», куда непривычным для Петербурга серпантином поднимается улица, еще недавно была издалека видна в перспективе Коломяжского проспекта. Теперь все по-другому: прямо поперек замечательной перспективы воздвигается новый жилой дом, который, словно крепостная стена, закрыл собой чудесный пейзаж. Спору нет, сегодня все решают деньги, а земля в районе Коломяг давно уже стала лакомым куском. Но неужели архитекторы не видели, что новое здание в этот самый пейзаж не вписывается?! Поздно, теперь уже поздно… Еще одной градостроительной ошибкой в Петербурге стало больше. И, к сожалению, исправить ее уже нельзя.