Столетие.Ru | Елена Бондарева | 06.11.2006 |
Македония — один из районов, где на протяжении многих веков сохранялись большой массив православных памятников архитектуры и иконопись того периода истории Византии, когда центр культурной жизни Восточной Римской империи переместился из Царьграда на Балканы. Салоники, Охрид, Скопье, Призрен — крупнейшие центры средневековой славяно-византийской культурной традиции.
По полноте и разнообразию экспонатов Национальный музей в Скопье входит в число крупнейших в Европе. Виктор Лилич, директор Института искусств и археологии в Скопье, в своем обращении к мировому общественному мнению пытался обратить внимание на варварское отношение албанских террористов к памятникам европейской цивилизации. Но все эти обращения остались гласом вопиющего в пустыне. В настоящее время сотрудники Национального музея в столице республики Скопье, которая оказалась в зоне активности албанских сепаратистов, разработали план эвакуации ценнейших экспонатов.
…Уверенные в безнаказанности, террористы систематически превращали места расположения античных памятников в Македонии в окопы, православные святыни — в отхожие места или укрытия для снайперов.
О том, что бандиты не имеют ни человеческих, ни религиозных чувств, свидетельствует уже тот факт, что ими основательно повреждена и мусульманская турецкая святыня — мавзолей Баба-Тепе в Тетове. Они и развалины средневековой крепости в Тетове безжалостно обстреливали из гранатометов.
Методичность их действий полностью исключает предположения о том, что этот процесс носит случайный характер. Нет ни одной албанской автомашины, проезжающей мимо старого сербского монастырского ансамбля Печ, находящегося под охраной КФОР, из которой не неслись бы в адрес христианской святыни проклятия и не летели камни. Около города Гнилане весной 2001 года был сожжен православный храм, находящийся всего в 100 метрах от казармы отряда КФОР. Культурный геноцид, продолжающийся в Косове, перекинулся на земли Македонии…
Разрушение православных храмов, церквей, монастырей, ставшее повседневной практикой на Балканах, — больше, чем обычное преступление. Наносится точно рассчитанный удар по самосознанию народа, в основе национальной идентичности которого лежит православие. Албанцы открыто говорят, что это делается для того, чтобы стереть на балканской земле след православных.
Складывается впечатление, что европейскую общественность сознательно не информируют о творимом варварстве. Преступления замалчиваются, общественная и культурная значимость наносимого ущерба занижается.
…Монастыри Косова и Македонии принадлежат к эпохе расцвета православной славянской цивилизации на Балканах. Пальма первенства переходила от болгарских династий к сербским, но все они после битвы на Косово-Поле и на реке Марице были покорены турецкими завоевателями. Но даже турки не разрушали этих святынь, бережно охраняемых православными крестьянами, — македонцами и сербами. В начале ХХ века русские ученые-искусствоведы Н. Кондаков, Н. Окунев и другие сумели показать эти сокровищницы европейской публике, Запад начал, наконец-то, открывать для себя восточное христианство во всей его полноте…
Сегодня, столетие спустя, на месте многих святынь и шедевров — лишь обломки…