Русская линия
Нескучный сад Алексей Реутский06.11.2006 

Скинхеды: откуда ноги растут?

С недавних пор в СМИ стало гулять выражение «православные скинхеды». Но ведь известно, что большинство бритоголовых исповедуют нацизм. Могут ли они иметь отношение к Церкви? В проблеме попытался разобраться наш корреспондент Алексей РЕУТСКИЙ

По данным правозащитного центра «Сова», в России в 2004 году на национальной почве были убиты 46 человек, избиты и ранены — 208, в 2005-м соответственно 32 и 386 человек, в период до весны 2006 года — 14 и 73 человек (подробнее — здесь).

Официально их нет

На сайт «Милосердие.ru» пришло письмо: «…У моей соседки мама преподает в МГУ студентам из стран Азии. Каждое занятие они рассказывают ей об очередных нападениях на азиатов, про которые телевизор уже не сообщает. Попадает не тем, кто на рынке (их много, могут сдачи дать), а студентам, которых отлавливают у общаги и делают инвалидами или убивают. И за них никто не заcтупается! Им в нашей православной столице никто не поможет. Ведь даже православные теперь организуют митинги заодно со скинами».

После акций против гей-парада в Москве стали говорить о «православных скинах». Но устроившие тогда массовую драку бритоголовые были объявлены «православными» лишь потому, что вместе с ними протестовали бабушки с иконами и Союз православных хоругвеносцев. По рассказам очевидца — руководителя Люберецкого отделения ДПНИ Сергея Лапшина, каждая из этих групп пришла на митинг 27−28 мая сама по себе.

И все же действительно некоторые из скинхедов называют себя православными. Как такое может быть — ведь они участвуют в избиении и убийстве людей? Мы решили разобраться, кто такие современные скины и могут ли они иметь отношение к Православию?

Наш источник в правоохранительных органах сообщил, что информация о преступлениях, совершенных на расовой почве, закрыта для свободного доступа даже для самих сотрудников органов. Официально считается, что, например, в Москве скинхедов больше нет. Но это не соответствует истине. Как рассказал корреспонденту Милосердия.ru один из бритоголовых, после милицейских «зачисток», нарастающих с начала 2000 года, скинхеды в Москве ушли в подполье и стараются открыто о себе не заявлять.

По данным социолога Александра Тарасова, сейчас в России свыше 65 тыс. (плюс-минус 5 тыс.) скинхедов, проживающих в 90 городах. Больше всего — в Москве, Питере и окрестностях. Движение скинхедов (в некоторых регионах они называют себя «бритоголовыми») представляет собой довольно разнородные направления без общего организующего центра. Мы получили подробную информацию о скинхедах от них самих. Преимущественно это люди в возрасте от 18 до 25 лет (хотя есть и более старшего возраста), большинство из них работает или учится (а так же совмещает то и другое) в высших и средних учебных заведениях. В подавляющей массе это дети из социально благополучных семей. Общаются друг с другом они внутри небольших, как правило, групп по три-пять человек (но есть и группировки до 50 человек). В некоторых регионах для проведения «силовых акций» скины приезжают друг к другу на помощь. Делятся условно на «старших» и «младших» (в одних случаях по возрасту, в других «старшие» выбираются голосованием). Иногда такое деление может и отсутствовать. «Старшие» осуществляют организаторские функции, в частности устанавливают контакты друг с другом на уровне разных городов.

Скинхеды-нацисты исповедуют расистскую идеологию, называют себя «правыми», «воинами», «штурмовиками». Они в основной массе и устраивают «силовые акции», т. е. избиения, если им кажется, что «чужаку», виновному, например, в изнасиловании, удалось избежать правосудия. Еще избивают «для профилактики», чтобы «пришельцы» не чувствовали себя хозяевами в том или ином регионе. Занимаются спортом (боксом, карате, кикбоксингом и т. д.). Некоторые в условиях строгой конспирации проводят драки — стенка на стенку (без ножей, цепей, кастетов и т. д., только на кулаках), «для обретения опыта в массовой драке». Драки своих иногда записываются на видео, которое продается иностранцам. На вырученные деньги арендуются спортзалы. Разновидность — скинхеды-фашисты, использующие гитлеровскую символику и разделяющие идеи Гитлера.

Оказывается, есть и скинхеды-антифашисты (или S.H.A.R.P.), цель которых — бить скинхедов-наци, что они постоянно и делают. Иногда носят значки с аббревиатурой S.H.A.R.P. (Skinheads Against Racial Prejudices — скинхеды против расовых предрассудков) и цифрами 4 и 6 (четвертая и шестая буква латинского алфавита — destroy fascism). По словам С. Лапшина, скинхедов-антифашистов в г. Иваново можно отличить по желтым шнуркам на ботинках, а в Санкт-Петербурге — по зеленым. Антифашистами являются и «красные» (то есть «левые» по убеждением) скинхеды, в их одежде преобладает красный.

Еще есть скинхеды-модники — этим просто нравится выглядеть внешне как бритоголовые. И скинхеды-«политики» — так называют вступивших в националистические общественные движения ДПНИ, РОНС (Русский общенациональный союз) и др.

Каша в головах

Все наши источники (милиция, социологи, специалисты по молодежным движениям) подтвердили, что большинство скинхедов-наци — язычники. Как рассказали скины из Ростова Великого, они хотят посадить родовой дуб и стремятся возродить культ Велеса, бога плодородия (ему покланялись племена славян, жившие на территории области). Отчасти мировоззрение бритоголовых формируется на основе неоязыческой литературы («Удар русских богов» и т. п.), националистической литературы, интернета и одиозных газет («Я русский»). В «библиотеке» правых скинов обязательна гитлеровская «Майн Кампф».

Один из лозунгов скинов: «Вера разъединяет, кровь объединяет». Выбор вероисповедания — личное дело. Есть среди скинов и атеисты, и те, кто называют себя православными (по данным некоторых экспертов, в Московском регионе таких примерно 15−20%).

Мы нашли самих скинов и лично с ними побеседовали, чтобы понять, во что они верят. С одним из московских «правых» удалось познакомиться на улице во время митинга. Петру 23 года, проживает в Москве, работает менеджером, учится в экономическом вузе. В скинхедах-наци два года. Родители — верующие люди. Знают о мировоззрении сына, принцип действий не оправдывают, призывают ходить в Церковь и вести духовную борьбу, с детства приучали Петра к храму. Но в настоящее время он не исповедуется и не причащается, на службы ходит очень редко. Объясняет это тем, что Патриарх и первоиерархи Церкви «предают Православие и русский народ». Не участвовал в таинствах несколько лет. Читает Библию и «Майн Кампф». Считает, что Православие — это «расистская религия». В доказательство приводит аргумент, что человеческая раса началась от трех сыновей Ноя. Потомки Хама, сын которого, Ханаан, был проклят Ноем, — это, дескать, представители темнокожих, азиатов и кавказцев. Уверен, что сейчас на территории России идет война рас, от которой государство самоустранилось. Участвует во всех акциях, в том числе и силовых, против кавказцев, азиатов, негров, цыган. Нападают группой на одного или двух в малолюдном месте, наносят несколько существенных ударов и уходят. Обрит наголо, других отличительных признаков скинхеда нет. В его бригаде не более трех-четырех человек, все считают себя православными, но только один исповедуется и причащается (этот человек отказался с нами встретиться. — А. Р.).

Через интернет-форум удалось связаться еще с одним «правым». 18 лет, студент. Рассказывает: «Вся наша организация — православные, мы в Бога верим, но в церковь не ходим, я там вообще после крещения не был. В драке возраст жертвы не имеет значения, но я не могу тебе накатать чистосердечное признание, которым можно воспользоваться против нас! Я не хожу в церковь потому, что все равно мне нет прощения (мне кажется, что Бог не простит меня из-за огромного количества грехов, хотя кто в нашем мире безгрешен?) и из-за снов. Мне часто снятся кошмары, как и многим из наших».

Разные политические группировки пытаются организовать скинхедов, проповедуя при этом то откровенное неоязычество (например, Союз славянских общин), то радикально-националистические варианты «ультраправославия» («Царский опричник»), то некие гибриды Православия и неоязычества. По словам Ильи Агафонова, специалиста информационно-аналитического центра Союза православных граждан, те из скинов, кто позиционирует себя как православные, чаще всего находятся в жесткой оппозиции к священноначалию Русской Православной Церкви или ко всей Церкви в целом. Молодые национал-экстремисты атакуют не только синагоги и мечети, но и православные храмы. В частности, в апреле 2002 года в Саранске группа скинхедов напала на подворье Санаксарского монастыря, приурочив это «мероприятие» ко дню рождения Гитлера. Известен случай жестокого избиения в 2003 году скинхедами настоятеля Аланского (осетинского) подворья в Москве священника Станислава (Саурмага) Баззатэ и нескольких его прихожан, один из которых попал в реанимацию. То, что православный священник был в рясе и с крестом, нападавших не остановило.

Последним нашумевшим событием, которое связывают с деятельностью скинов, стал пожар Свято-Троицкого (Измайловского) собора в Санкт-Петербурге. Как рассказал нам клирик храма иерей Константин Пархоменко, пока идет следствие, трудно судить о том, кто поджег храм. По словам батюшки, священнослужителям собора неоднократно приходилось выслушивать угрозы в связи с нарисованными на куполе (180 лет назад) шестиконечными звездами Давида от молодых людей с бритыми головами, в камуфляже и ботинках на толстой подошве.

Грех против Бога

Высказывания скинов говорят сами за себя. Но чтобы расставить точки над i в вопросе о существовании «православных скинхедов», мы попросили прокомментировать их заявления заведующего миссионерским отделом Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского кандидата богословия иерея Даниила СЫСОЕВА. Отец Даниил и его соратники планируют активно заняться проповедью Православия в районе станции метро «Кантемировская», где будет открыт храм пророка Даниила (известно, что там компактно проживают мигранты из Средней Азии и Кавказа). О. Даниил также неоднократно проводил диспуты с мусульманами.

— Во Христе Иисусе «нет ни эллина, ни иудея». Пропаганда национализма — отход от подлинного христианства. Человек, исповедующий идею разделения людей не по вере (как учит Священное Писание), а по крови, не может быть православным. «Православный скинхед» Петр, например, не верит в единую, святую и соборную (т. е. собранную из всех народов) Церковь. Он отвергает единство веры, не признает универсального Откровения Божьего, принадлежащего всем народам земли, и по сути является самым настоящим язычником. Бог призывает к спасению все народы, а скинхед (в более широком смысле — русский националист) этому противится. Это тоже грех против наших братьев из других поместных Церквей. Русские националисты призывают к расколу с другими православными Церквами, что является раздиранием Тела Христова.

Националисты утверждают, что чернокожие являются неполноценными людьми из-за того, что Ной проклял Хама. На самом деле проклятие пало не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана (Быт. 9, 25−27). Потомками Ханаана являются палестинцы и ливанцы. Все остальные народы, в том числе кавказцы и негры, — не хананеи, и на них никакого проклятия никогда не лежало. Но дело даже не в этом: по Евангелию, все проклятия смываются водой Святого Крещения. Поэтому говорить о каком-то разделении внутри Церкви по крови недопустимо. С точки зрения Церкви скинхед, даже если он считает себя православным, не является православным христианином. Более того, разделение людей не по вере, а по крови — ересь филетизма, поскольку отвергает единство всего человеческого рода, произошедшего от Адама.

Тем не менее проповедь Православия среди скинхедов может оказаться эффективной, если мы будем отвечать на их главный вопрос — о справедливости. В Православии есть ответ на него. В обществе должна быть справедливость по Богу, отношения между людьми должны строиться на основе Его заповедей, которые реализуются через мужество верных Господу людей. Мы должны принести скинхедам истину неповрежденного Православия, не испорченную либеральничаньем. Чистое, неповрежденное откровение Божие, которое всегда содержит в себе Церковь, — это Православие, исповедуемое Сергием Радонежским, Александром Невским, Александром Суворовым, императорами Константином Великим и Юстинианом Великим. Они не стеснялись применить меч, когда это требовалось, и восстановить справедливость. Вот это рыцарское Православие и способно обратить к себе скинхедов. Ведь скинхеды не имеют под собой твердой почвы. Внешне они националисты, а внутри у них или язычество, или псевдоправославие, или даже исламские корни (есть скинхеды, которые надеются на союз с исламом против Америки). На самом деле они не знают, Кто такой Бог. Истинное, неповрежденное, древнее Православие, которое есть в наших молитвословиях, которое проявляется в службе воздвижения Креста, оно-то и является ответом на вызов скинхедов.

Почему же в обществе существует оправдание действий скинхедов? Известно, что дьявол никогда не делает чистого зла, поскольку оно внутренне противоречиво и самоуничтожается. Точно так же и в движении скинхедов есть здравый элемент. То, что «чужаки» позволяют себе игнорировать наши обычаи и нравы (при попустительстве государственной власти), действительно свидетельствует об их агрессивности. Но не национальной, как считают наши националисты, а религиозной. Сейчас идет агрессия ислама (а в некоторых местах России наблюдается и агрессия буддизма). Причем замечу, что эта агрессия — против языческого общества. И скины действительно кажутся многим якобы «освободителями русской земли». Ведь противопоставить этой агрессии разрозненное языческое общество больше ничего не может.

Однако национализм реально не способен к сплочению русских людей на защиту наших интересов и ценностей. В русских людях очень развито чувство имперского сознания. Мы могли соединять разные народы не уничтожая их, наоборот, создавали условия для их всестороннего развития и защищали от внешней агрессии. И в этом наша великая честь. Но, принимая у себя по заповеди Божьей беженцев или мигрантов, защищая их и создавая им условия для жизни, мы не должны позволять им сесть на нашу шею. Христианин может и должен уметь себя защищать, не нарушая закона. Если власть игнорирует наши требования, необходимо на базе приходов создавать инициативные группы, которые от лица всего православного сообщества должны апеллировать к власти, понуждая ее реагировать на те или иные негативные явления. Наша беда в том, что сейчас православные христиане страшно разобщены и благодаря проповеди в СМИ толерантности к любому злу у нас выбит из рук меч. Не меч агрессии и убийства, а меч истины. Хотя есть и положительные примеры: успех в повороте дела вокруг скандала на выставке «Осторожно, религия», освобождение долгопрудненских милиционеров, взявшихся за азербайджанскую мафию, или запрет парада гомосексуалистов в Москве. Законных способов решить ту или иную проблему очень много. Нужно уметь ими пользоваться.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=16&article=513


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru