Российская газета | Елена Яковлева | 03.11.2006 |
Начитавшись Акунина, в книгах которого старая Россия предстает как надежный, устойчивый и спокойный мир, без всяких темных «родимых пятен», наши современники пытаются расследовать загадочную историю Казанской иконы иногда в духе Фандорина. Завораживающие своей детективностью гипотезы, может, и наивны, но их оправдывает неравнодушие к вековой святыне. О том, как увидели историю обретения и утраты Казанской иконы авторский коллектив телекомпании СТС-Казань, снявший к празднику своеобразный фильм — историческое расследование «Святое знамение России», — наш рассказ.
Чудо после пожара
Девочке Матроне вскоре после страшного казанского пожара приснился сон об иконе. Пожары тогда были одним из главных бедствий — незадолго до этого в Москве огненная стихия фактически уничтожила Кремль. А в июне 1579 года страшный пожар истребил большую часть Казани. В городе, превратившемся большей своею частью в пепелище (сгорели торговые помещения, двор великого князя, большая часть посада), в ободрение и восстание из разрухи была явлена святая икона. «Ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу», подчеркивает тогдашний митрополит Казанский, а впоследствии патриарх Гермоген, а десятилетней девочке, «дочери… простого воина».Девочка много раз говорила матери, мать много раз не верила, потом не верили воеводы, поверил только отсвидетельствовавший потом обо всем митрополит. Начали копать в указанном во сне месте, и опять же девочке, ставшей копать под печью, попался ветхий рукав одежды из вишневого сукна. А в нем — сияющая, как новая — икона.
Почему икона оказалась спрятанной в земле? По мнению историков, ее могли спрятать во времена казанского ханства, христианские храмы были в Казани и в ханские времена, знаменитые своей торговлей. Недалеко от ханского дворца в Кремле археологи до сих пор находят нательные кресты и медные образки.
И девочка та была не случайна, царь, которому доложили об обретенной иконе, на месте ее явления впоследствии велел устроить девический монастырь, а девочка Матрона была в нем пострижена с именем Мавра, а впоследствии стала его настоятельницей, праведной, благочестивой, вызываемой уже следующим царем, почитающим явленную ей Казанскую икону, на аудиенцию в Москву и одаряемой отборным ладаном для монастыря.
«Чудо первое, третье, восьмое» — 16 чудес от иконы записаны только поверившим в девочкин сон митрополитом Гермогеном. А вообще-то в веках им нет числа. Казанская икона Пресвятой Богородицы сразу же прославилась как чудотворная, особенно исцеляя незрячих. Чудо четвертое из записанных митрополитом рассказывает о том, как прозрел слепой младенец и стал ощупывать лицо матери своей, а митрополит велел принести ему красное яблоко, и тот начал его хватать. Трудно не верить в историю, не стершую ни одну тонкую деталь происходящего, — да вот хоть это красное яблоко.
По обычаю о происходящем надо было докладывать царю — доложили. С иконы сделали точную копию и направили в Москву. Казанская стала прославляться по всей России.
Пропажа первая. Не верим
Как счастливое обретение великой иконы стало знаком возрождения, так ее первая пропажа стала знаком большой беды — для всей страны. Более трех веков спустя после жизни благочестивой девочки и прославленного впоследствии митрополита Гермогена ранним июньским утром 1904 года ночной сторож Федор Захаров бил в дверь, запертый грабителями в подвале. Когда подоспели на помощь, обнаружили, что западные двери собора взломаны, а чудотворная Казанская икона похищена вместе с Иконой Спасителя.Полицейские оказались умелыми по фандоринскому образцу. Ранним июньским утром — буквально через несколько дней — они во главе с казанским полицмейстером Панфиловым ворвались в квартиру некоего Чайкина на Кирпично-Заводской улице. Обыск ничего не дал, но стреляный воробей Панфилов отправился в Академическую слободу и разыскал извозчика, отвозившего съемщиков квартиры на пароходную пристань: и в тот же день Чайкины были задержаны. Чайкин — фамилия-псевдоним 26-летнего Варфоломея Стояна, крестьянина села Жеребцово, а теперь вора, потрясшего своим святотатственным преступлением всю Россию. Чайкиным он назывался в память о печально знаменитом казанском разбойнике, скелет которого стоял в анатомическом театре Казанского университета как образец «гигантизма».
По показаниям девятилетней дочери сожительницы Стояна, девочки Жени, похищенные ее отчимом иконы были порублены и сожжены во дворе в железной печке.
Стояна приговорили к 12 годам каторжных работ, он пригрозил побегом. Действительно, вскоре бежал из Мариупольской тюрьмы «посредством подкопа». Но был схвачен при подстроенном полицией фиктивном ограблении ювелирного магазина в Ярославле. Его осудили на пожизненное заключение и посадили в Шлиссельбургскую каторжную тюрьму. Первое время узника держали на особом счету, о его поведении расспрашивал надзирателей и арестантов начальник тюрьмы Зинберг, им интересовались высокопоставленные лица. Даже император узнавал о его судьбе. Его не били, не пытали. Но он таял, как восковая свеча. Не прося и не ждя пощады, как зверь метался по своей клетке, чувствуя себя на грани психического расстройства. Три года его допрашивали в надежде, что он признается в содеянном и откроет местонахождение иконы — рассказ девочки не всем показался убедительным, к тому же в печке, где якобы сжигались иконы, не нашли пепла, — но он молчал. Через семь лет заключения стал проявлять очевидные признаки помешательства. Умер он в страшных мучениях.
Поиски иконы после его смерти продолжались еще некоторое время. Ими активно занималась великая княгиня Елизавета Федоровна, ей противостоял Григорий Распутин, разубеждая императорскую семью. Интенсивность поиска резко упала. Последнее заявление о местонахождении иконы, зафиксированное полицией, относится к февралю 1917 года. Но в феврале последовали события, перевернувшие жизнь России. Следы святой иконы оказались окончательно смыты, а поиски ее в новые времена сделались не актуальными.
Пропажа вторая. Не верим
Что же, первообраз Казанской иконы исчез навсегда?А если нет? Почему Москва более чем сдержанно отреагировала на святотатство в Казани?
А вдруг москвичи были уверены, что первообраз Казанской иконы хранится вовсе не в Казани?
Казанская икона особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году казанское ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, с ним был первообраз иконы. Ее завещал взять в полки ополчения патриарх Гермоген. Но в первом ополчении вскоре начались распри, и икона отбыла обратно. Обратный путь святого образа лежал через Ярославль. А ему навстречу двигалось второе нижегородское ополчение, с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, дружина Пожарского и чудотворная Казанская икона прибыли в Ярославль одновременно. Зная завещание патриарха Гермогена, Пожарский не мог позволить явленной чудотворной иконе вернуться обратно в Казань, уверены авторы фильма-расследования. Стало быть, весной 1612 года полки Минина и Пожарского двинулись на освобождение столицы с Казанской святыней. Вскоре после замечательной победы войсковая святыня Нижегородского ополчения была оставлена князю Пожарскому и стала предметом его особых забот. После победы князь поставил икону-освободительницу в своем приходском храме в Введенской церкви на Сретенке. А потом был отстроен каменный собор на Красной площади во имя Казанской иконы Божией Матери — это был венец ее почитания.
Но и эта икона оказалась нагло похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. По описи драгоценностей, которыми была украшена риза иконы Богоматери, на ней было 832 изумруда, около 600 бриллиантов, 300 яхонтов, масса других ценных камней, на ризе еще не вделанные в нее бриллиантовые золотые вещи, среди которых бриллианты величиной до 7 карат. Может быть, богатые украшения святыни, подаренные теми, кому помогли молитвы перед прославленным образом, послужили соблазном для похитителей. На этот раз никто не нашел их через три дня, и через неделю, и через месяц. Исчезновение христианской святыни было выгодно большевикам, новая власть с особым рвением взялась искоренять основы старой России. Может быть, исчезновение иконы было и неслучайным событием.
Чтимая Казанская икона — может быть, первообраз — второй раз пропала.
Спасение третье. Верим
Однако в поведавшей о краже иконы газете «Мир» за 3 октября 1918 года неожиданно появляется удивительное сообщение о том, что оригинал иконы Казанской Божией Матери был все-таки перевезен Петром Первым в Петербург при перенесении столицы, а в Москве оставлен ее список. Значит, из Московского собора снова похищается список чудотворной? А первообраз цел?Действительно, образ Казанской Богородицы появляется в Петербурге в самом начале XVIII столетия, и, по преданию, перенести эту икону Петру Первому завещал обличавший его во грехах и благословлявший на многие славные для Отечества дела епископ Митрофан Воронежский.
И на берегах Невы Казанская икона стала предметом благоговейного почитания.
Император Павел, вдохновленный обликом собора Святого Петра в Риме, приказывает возвести в честь чудотворной иконы новый Казанский собор по его подобию.
В 1812 году, приняв в Петербурге назначение командующим Российской армией, Кутузов первым делом отправился в Казанский собор и долго молился перед чудотворной иконой за русский народ, просил благословения на подвиг и борьбу с врагами. По преданию, он возложил на себя образок с изображением Казанской иконы. А после победы в соборе появилось самое его драгоценное украшение — иконостас высотой 11 метров.
Чудотворная икона с почитанием хранилась в Казанском соборе вплоть до большевистской революции. Затем настала полоса изъятия церковных ценностей. В 1922 году настоятелю собора удалось спасти Казанскую икону от первого изъятия. Но в 1932 году Казанский собор был закрыт для богослужения и переоборудован под музей истории религии и атеизма. Иконостас Казанского собора разобран, переплавлен в слитки серебра, которые были проданы. Святой образ Казанской иконы несколько самых тяжелых для православной церкви лет прятался верующими на Смоленском кладбище в церкви Смоленской Божией Матери. Эта икона не пропала.
Но простое соотнесение ее облика и размеров со свидетельством митрополита Гермогена, утверждавшего, что икона помещалась в рукав однорядки вишневого цвета (а размер рукава однорядки довольно мал), а также отсутствие свидетельств современников Петра I о перенесении в Петербург именно первообраза, заставили идущих по следам казанских исследователей отказаться от мысли, что это знаменитый первообраз Казанской.
И несмотря на то что счастливого конца по законам детективного жанра не вышло и фандоринские гипотезы не принесли результата, фильм заканчивается удивительным резюме. Пропавшая икона — с нами. Потому что списки ее разошлись по всей России. Потому что они чтились и помогали молящимся так же, как первообраз. Потому что почитание иконы длится, а день ее почитания стал всенародным праздником. Ненайденная икона, считающаяся покровительницей самой России, обретена — не по законам детектива, по Воле Божией.