Русская линия
Новые Известия Михаил Поздняев02.11.2006 

Еще немного, еще чуть-чуть
Московская патриархия и Зарубежная церковь на пороге воссоединения

В среду на официальных сайтах Московской патриархии и Русской Зарубежной церкви был опубликован окончательно утвержденный текст «Акта о каноническом общении», работа над которым шла на протяжении двух лет. Ожидается, что его подписание патриархом Алексием II и митрополитом Лавром состоится в будущем году.

Хотя о восстановлении единства двух частей расколотой революцией Церкви было заявлено еще в мае 2004 года, во время визита в Москву первоиерарха Русской Православной церкви за границей митрополита Лавра (Скурлы), на разработку «Акта о каноническом общении» ушло два с половиной года. Комиссии, созданные в РПЦ и РПЦЗ, восемь раз встречались в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кельне.

В наконец-то разработанном «Акте», который должны в будущем году подписать патриарх Алексий II и митрополит Лавр, говорится о том, что все церковные документы прошлых лет, «препятствовавшие полноте канонического общения», теперь признаются недействительными. Это означает, что 80-летний период «обмена любезностями» позади. Священноначалие РПЦ до недавнего времени именовало «зарубежников» не иначе как раскольниками, а те, в свою очередь, упрекали Московскую патриархию в сотрудничестве с богоборческой властью. Кроме того, отменены запрещения, которые Московская патриархия налагала на священников, переходивших в «зарубежную» юрисдикцию, и заявления о непризнании законности избрания патриархов Московских и всея Руси, делавшиеся Зарубежной церковью.

Пожалуй, главным результатом этих переговоров стало принятие на последней встрече решения о том, что прихожане РПЦ и РПЦЗ теперь могут причащаться и венчаться в храмах обеих Церквей. Это, конечно, важно. Но совместных богослужений до момента подписания «Акта» не будет. А когда его подпишут, Синоды РПЦ и РПЦЗ решат в декабре.

Зарубежная церковь, говорится в документе, останется самоуправляемой. Все решения ее главенство будет принимать на основании своего устава. Однако им придется согласовывать с Москвой избрание новых архиереев.

Наибольший интерес представляет, впрочем, не сам «Акт», а приложение к нему. В конце 80-х — начале 90-х многие священники РПЦ стали переходить в подчинение «зарубежникам», что вызывало понятное недовольство Московской патриархии: речь шла не только об оттоке паствы, но и об утрате имущества. Опять-таки в оборот вошло слово «раскол». Теперь Зарубежная церковь всех этих людей «сдала» РПЦ. В приложении к «Акту» говорится о пятилетнем периоде, в течение которого приходы РПЦЗ в России будут управляться специально избранным епископом, постепенно переходя в подчинение местных архиереев.

Читая «Акт», нельзя не задаться вопросом: кто в выигрыше, кто в проигрыше? Наиболее точный ответ — не патриарх Алексий II и не митрополит Лавр, а президент Владимир Путин. Именно он сыграл в деле воссоединения ключевую роль, когда во время визита в США пригласил митрополита Лавра в Россию. Разумеется, тот не мог отклонить приглашение, тем более что в РПЦЗ в тот момент образовалась достаточно сильная «промосковская» группировка. Воссоединение РПЦ и РПЦЗ для российской власти — еще один знак того, что кровавый ХХ век остался позади. О революции и Гражданской войне можно забыть. Однако здравомыслящие верующие и в России, и в зарубежье недоумевают: как забыть, если покаяния, о котором столько говорилось в годы «перестройки», так и не произошло?

http://www.newizv.ru/news/2006−11−02/57 381/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика