Русская линия
Православие и современность02.11.2006 

Чаша милосердия
О серпуховских монастырях

Серпухов — древний русский город, расположенный на реке Оке. Первые упоминания о нем в летописях появляются в 1328 году — Серпухов был стратегическим пунктом Московского княжества. Сегодня этот красивейший город известен двумя монастырями — Влыдычним женским и Высоцким мужским. Об этих обителях и пойдет речь в нашей статье.

Высоцкий мужской монастырь

На высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения этой древней обители. Основана она была в 1374 году князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата — великого князя Димитрия Донского.

Монастырь открылся по благословению преподобного Сергия Радонежского, который поставил здесь настоятелем своего ученика Афанасия, инока Троице-Сергиевой Лавры. Название «Высоцкий» монастырь получил от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося «Высокое».

Афанасий внес большую лепту в созидание новой обители. Менее чем через год после ее основания здесь был построен первый храм — Зачатьевский. В 1381 году в честь победы на Куликовом поле князь Владимир Храбрый поставил в монастыре большой каменный Покровский собор и трапезную. В монастыре были похоронены павшие ратники-серпуховчане, начинал тут свой монашеский путь преподобный Никон, будущий преемник святого Сергия на посту игумена Троице-Сергиевой Лавры.

В 1387 году игумен Афанасий отправился вместе со святителем Киприаном, митрополитом Московским, в Константинополь, оставив вместо себя своего ученика-тезку. В Царьграде ему настолько понравилось, что он решил здесь остаться — в одном из монастырей. В память о себе бывший игумен выслал в Серпухов семь редких икон — так называемый «Высоцкий чин». Ныне они хранятся в Третьяковской галерее.

Игумен Афанасий Младший, впоследствии так же, как и Старший, был причислен к лику святых. Высоцкий монастырь прославлен подвигами преподобного Никиты Серпуховского, который тоже был учеником преподобного Сергия.

* * *

В Высоцком монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место среди них занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме обители. В левый нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и табакокурения — об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные украшения, пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно.

В Покровском же храме почивают мощи преподобного Афанасия Высоцкого Младшего, которые были обретены в 1994 году и ставшие для верующих источником исцелений и благодатной помощи. В обители собрано более 200 частиц мощей различных угодников Божиих. Многие из них хранятся в алтаре в особых ковчегах, среди которых выделяется серебряный ковчег в форме митры с мощами преподобного Сергия Радонежского — их передал в обитель в 1992 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтимыми являются чудотворный образ великомученика Георгия Победоносца новгородского письма XV века, храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы московской школы XVII века, иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Утоли моя печали», Корсунская, образ великомученика и целителя Пантелеимона, которые писаны в прошлом веке на Афоне, чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших», чудотворная икона святителя Николая «Можайского» XIV века, образ преподобного Сергия Радонежского — крышка раки с его мощами, икона преподобного Серафима Саровского. Почти все они старого письма, у каждой из них своя история.

Хранятся в обители частицы Древа Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, Гвоздя Распятия Христова, Мамврийского Дуба, епитрахиль святого праведного Иоанна Кронштадтского и другие святыни.

Владычний женский монастырь

Введенский Владычний монастырь — древнейший на серпуховской земле — был основан как мужской в 1360 году святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Монастырь возник по особому изволению Божией Матери — святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы — Ее Введение во храм, в честь которого воздвигнут монастырь. Об этом повествует хранившаяся некогда в монастыре летопись.

Строитель монастыря — преподобный Варлаам Серпуховский, мощи которого ныне пребывают под спудом.

С конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения. Она потеряла свою самостоятельность и была приписываема то к соседнему Высоцкому монастырю, то к Московскому Заиконоспасскому. В 1727 году Владычний монастырь опять стал самостоятельным, но находился уже в совершенном упадке: богослужения почти совсем остановились, братия разошлась, кельи и храмы пришли в запустение. В XIX веке обитель была преобразована в женскую, начался период ее возрождения.

* * *

Во Владычнем монастыре до революции хранилась чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленная здесь в 1878 году, и помещалась, как и гробница преподобного Варлаама, в соборном храме, в особо устроенном иконостасе. После закрытия обители в 1919 году образ находился в серпуховском соборе Николы Белого. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

Другой святыней монастыря на протяжении веков была чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению святителя Алексия.

В монастыре находилась также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. Предание гласит, что, когда в 1382 году татары ворвались в обитель, некий варвар, взяв икону святого Иоанна, в насмешку стал пилить ее. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший варвар в гневе перепилил ее еще в двух местах. Тут же доска чудесным образом соединилась, и татарин наконец пришел в себя и обратился ко Христу. Позднее для иконы была сделана особая риза, так что были видны перепиленные места и запекшаяся кровь. С тех пор и по сей день на память святого мученика Иоанна Воина — 12 августа — в обители совершается всенощное бдение и праздничная литургия.

В 1607 году по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель был принесен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками самозванца. В «Историческом описании Серпуховского Владычнего монастыря» сказано, что этот образ «можно считать самым первым и верным образом святого царевича», а придел, учрежденный в честь него во Введенском соборе, — «современным храму Спаса на крови».

В монастыре также чтились Владимирская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, храмовый образ Вознесения Господня и Казанская икона Божией Матери, по молитве пред которой многие получали облегчение от плотской страсти.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/20 061 101.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru