Седмицa.Ru | 01.11.2006 |
1 ноября в 14 часов 15 минут состоится официальная церемония открытия выставки, в которой примут участие Б. В. Грызлов, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Общественного совета по изданию «Православной энциклопедии»; митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, член Наблюдательного Совета по изданию «Православной энциклопедии»; депутаты Государственной думы — члены Общественного Совета по изданию «Православной энциклопедии».
В церемонии открытия будет задействован московский камерный мужской хор «Пересвет», который исполнит как светские патриотические произведения, так и традиционные церковные песнопения.
Выставка-презентация приурочена к изданию XII алфавитного тома «Православной энциклопедии».
В XII-й алфавитный «Православной энциклопедии» том вошло 339 статей, начинающиеся на «Го» и на «Гр». Первая статья тома посвящена Гомельской и Жлобинской епархии Белорусского Экзархата (Русская Православная Церковь), основанной в 1925 году; а последняя статья рассказывает о Григории Пакуриану, византийском полководце грузинского происхождения, соратнике императора Алексия Камнина (1081 — 1118).
Самым объемным материалом тома является статья «Греция», занимающая более восьмидесяти страниц печатного текста. Она представляет собой целый комплекс тематических статейных блоков, посвященных разным аспектам истории, культуры и религии Греческой Республики. В статье приводится подробная информация о населении, географии, государственном устройстве страны, подробная статистика религиозной принадлежности ее жителей, дается подробный очерк истории немецкой нации и государственности. Отдельные вопросы греческой культуры освящаются в статьях «Греческий распев» и «Греческий язык».
Следующие наиболее значительными по объему и содержанию статьи XII-го тома — «Григорий Богослов» и «Григорий Нисский». Эти епископы-святители IV века называются в церковной традиции «столпами Православия» и «отцами отцов» (по выражению участников VII Вселенского Собора) известны, прежде всего, как истовые борцы с ересями — арианством и апполинаризмом, аскеты-подвижники и плодовитые духовные писатели.
Статьи энциклопедии о них содержат всестороннее освещение жизни, церковного служения, антиеретической полемики, пустынного подвига, которые вели святители Григорий Богослов и Григорий Нисский. Также приводится подробное описание их богословско-литературных сочинений. Авторы статей — известные исследователи-патрологи — делают глубокий научный анализ богословских воззрений великих отцов и учителей Церкви. Кроме того, освещается вопрос рецепции наследия святителей в области канонического права, в православном богослужении. Много внимания уделено вопросу почитания и иконографии знаменитых «Каппадокийцев» (наименование, которое они получили, будучи епископами Каппадокии, вместе боровшимися против ересей) как в греческой и славяно-русской традициях. В конце тематических отделов статьи приводится полная библиография вопроса.
Важное место в томе занимает статья «Государственная Дума». В ней дается краткий исторический очерк, а также освещается деятельность в Госдуме священнослужителей и мирян, касающаяся вопроса о положении Православной Церкви в Российском государстве. Сходной тематике посвящены материалы статей «Государство», «Господствующая Церковь», «Государственная Церковь».
Больше трети всего тома занимают статьи по персоналиям с именем Григорий. Сюда входят и Римские папы, и уже упомянутые выше великие святители Древней Церкви, и патриархи Поместных Православных Церквей разных эпох, и известные русские церковные деятели, иконописцы и др. XIX—XX вв.
Из текстов по литургической тематике следует отметить статьи: «Господские праздники»,"Горнее место", «Градуал» (Graduale). Кстати, последним понятием обозначается — (1) тип песнопения, часть Римо-Католической обедни, (2) Собрание католических богослужебных книг.
Интерес читателя вызовут материалы, посвященные таким понятиям и реалиям духовной жизни как «грех», «первородный грех», «гордость», «гостепреимство» и др. (см. одноименные статьи).
Основными и наиболее пространными статьями по церковному и светскому искусству являются статьи: «Готическая нотация», «Графика», «Граффити», «Гравюра»; статьи, посвященные различным иконам Божией Матери; материалы про известных иконописцев, художников, зодчих историков и теоретиков искусства XX в.
В том включено много статей, предоставляющих историческую и статистическую информацию и исчерпывающую библиографию по ряду епархий Русской Православной Церкви, православных монастырей, католических орденов и др.
Редакторы ряда редакций «Православной энциклопедии» рассказали читателям сайта «Седмица.Ru» о содержании статей, посвященных, церковно-исторической, богословской, культурологической, общегуманитарной тематике.
Старший редактор греческой редакции Ольга Лосева:
В cтатье «Греция» история страны рассматривается прежде всего с точки церковной истории. Поэтому исторический очерк начинается с I в. н. э. — проповеди апостола Павла в Филиппах, Фессалонике, Веррии, Афинах, Коринфе и возникновения первых христианских общин.
История Греции как христианской страны распадается на несколько периодов:
1) I — нач. IV в., когда территория современной Греции входила в состав Римской империи,
2) ранневизантийский период (IV-VI вв.)
3) Эпоха славянской колонизации и постоянных араб. набегов (VI-VIII вв.)
4) Византийская «реконкиста» — расширение греч. территорий, управляемых Византией (VIII-XII вв.)
5) Возникновение после взятия в 1204 г. крестоносцами Константинополя системы латинских государств и владений в Греции
6) Возрождение Византии (XIII-1453)
7) Период Османского владычества (1453−1821)
8) Период создания независимого Греческого государства и расширения его границ за счет территорий в Фессалии, Македонии и Фракии, остававшихся под властью турок (1821−1913)
9) Современный период.
Статья сопровождается 4 картами.
Разделы, посвященные греческой церковной архитектуре и живописи, написаны ведущими специалистами в области византийского искусства. В них охарактеризованы основные художественные течения и дан подробнейший обзор памятников на территории Греции.
Церковное искусство Греции с 1700 по настоящее время, напротив, до сих пор практически не привлекало внимание отечественных исследователей. Поэтому представленный по этой теме в энциклопедии материал представляет особый интерес.
В статье «Греческий язык» подробно рассмотрена эволюция языка от древнегреческого до современной димотики, охарактеризованы диалекты и наречия.
* * *
Старший редактор латинской редакции Наталья Алтухова:23 статьи посвящены жизни и деятельности Римских пап и антипап VI—XX вв.: святой Гормизд, папы с именами Гонорий (Гонорий I — Гонорий IV) и Григорий (Григорий II — Григорий XVI). В работе над статьями о Римских понтификах сделана попытка осветить взаимоотношения пап с православными иерархами (см. статью о папе Римском Гормизде (514−523)), с русскими князями (см. статью о папе Григории VII (1073−1085)) и российскими императорами (см. статью о папе Григории XVI (1831−1846)).
Статья «Григорианская реформа» посвящена внутрицерковному движению за преобразования в католической Церкви во 2-й половине XI-1-й четверти XII в. Эта реформа, во многом определившая современное «лицо» католической Церкви, была в полной мере реализована папой Григорием VII, впоследствии беатифицированного Римско-католической Церковью. Движение за реформу католической Церкви имело целью освобождение Церкви в Западной Европе от власти светских правителей; усиление папской власти; повышение авторитета духовенства. В статье последовательно разбираются все аспекты процесса церковных преобразований (введение безбрачия (целибата) для всех степеней католического духовенства, борьба с симонией, оформление учения о папской власти, впоследствии развитого в теорию о безошибочности пап), дается подробная библиография вопроса.
Обширный материал о Григорианском папском университете в Риме был подготовлен в сотрудничестве с итальянскими авторами, преподавателями Григорианского университета. Основанный орденом иезуитов, университет до настоящего времени является одним из самых крупных учебных заведений Римско-католической Церкви. В XIX в. система теологического образования Григорианского университета легла в основу так называемой римской теологии, получила широкое распространение и оказала влияние на всю систему католического образования. Отдельная статья посвящена ежеквартальному научно-богословскому журналу, «Gregorianum», который издается Григорианским папским университетом с 1920 г.
Большое внимание редакцией уделяется истории и современному состоянию католических монашеских орденов (в 12-м томе это статьи «Гранмотенсы» и «Госпиталиты»). В статье «Госпиталиты», подготовленной силами редакции, представлены исторические и статистические сведения о ряде монашеских орденов и конгрегаций католической Церкви, которые занимаются опекой нуждающихся в помощи (больных, сирот, престарелых, неимущих, паломников и т. д.). В статье дана подробная классификация и описание госпитальных орденов и общин, продемонстрировано большое разнообразие направлений социального служения католического монашества.
В XII-м томе, как и в других томах «Православной энциклопедии», много внимания уделено церковным и политическим деятелям (Готфрид Бульонский, предводитель I крестового похода; поэт и писатель-полемист Грассо, нотарий императора Фридриха II Барбароссы), католическим богословам, как средневековым (например, Готшальк), так и современным (например, М. Грабман), а также подвижникам Западной Церкви (мученик Готшальк, правитель славян-ободритов; святой Готхард, епископ Хильдесхаймский, и др.). Несколько статей, подготовленных в редакции Католицизма, посвящено католическим монастырям (например, аббатство Горце) и их настоятелям (аббатам). Важным в работе редакции является внимание к истории и современному состоянию канонического права католической Церкви. В 12-м томе, пожалуй, впервые на русском языке подробно изложены содержание и структура Декрета Грациана, важнейшего средневекового памятника западного канонического права XII—XIII вв., подчеркнуто его значение для западноевропейского церковного (а впоследствии, и светского) права, рассмотрена история изучения, рукописные традиции, названы основные издания Декрета.
В работе над статьями сотрудники редакции Католицизма стремятся не только опираться на современные научные исследования и новейшие статистические данные (в том числе любезно предоставляемые Издательским отделом Ватикана), но и привлекать к сотрудничеству ведущих отечественных и иностранных специалистов, в т. ч. членов католических монашеских орденов (автор статьи о Григорианском папском университете — пресвитер Хосе Мария Бенитес, член ордена иезуитов, статью про журнал «Gregorianum» написал его главный редактор пресвитер Поль Жильбер, также член ордена иезуитов).
* * *
Редактор редакции Поместных Православных Церквей Мария Розинская:В XII-м алфавитном томе «Православной энциклопедии» представлены статьи редакции Истории Поместных Православных Церквей в основном биографического характера. Одна из статей посвящена интересной, сложной и глубоко трагической судьбе священномученика архимандрита Георгия (Перадзе), великолепно образованного грузинского церковного ученого первой половины ХХ века, волею судеб оказавшегося в Европе, принятого в клир Польской православной Церкви и встретившего смерть в Освенциме.
Заслуживает внимания статья о преподобном Григории Новом, почитаемом в Греции и Сербии, основателе монастыри Григориат на Афоне и Горняк в Сербии, в которой впервые сведены и хронологически выстроены сведения о святом из греческих и сербских источников.
Статья «Горнокарловацкая епархия» рассказывает об истории церковного окормления православного сербского населения в хорватских землях, о гонениях на православных как в XVIII—XIX вв., так и в XX в.
В томе также представлены статьи об известнейших сербских монастырях Градац, Гргетег и Грачаница.
* * *
Протоиерей Владислав Цыпин
Государственная дума
(Статья из XII тома «Православной энциклопедии», М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. С. 191−197)
Государственная дума, законодательный орган в России в 1906—1917 гг. и с 1993 г. по настоящее время.Государственная дума Российской империи была впервые созвана в 1906 г., во время революции. Первым шагом к созданию Думы стал указ от 18 февраля 1905 г., которым были легализованы политическая агитация и политические партии. 6 августа 1905 г. император мученик Николай II Александрович подписал манифест об учреждении Государственной думы, которую предполагалось наделить законосовещательными полномочиями. Но из-за бойкота выборов со стороны революционных кругов и сочувствующей им либеральной общественности положения манифеста не были реализованы. Путь к созыву Государственной думы, наделенной уже законодательной властью, был открыт изданием манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Председатель Совета министров С. Ю. Витте убедил Николая II подписать этот акт, призванный способствовать «прекращению сей неслыханной смуты» (Российское законодательство X—XX вв. Т. 9. С. 41). Манифест провозглашал предоставление подданным политических свобод и созыв Государственной думы с более расширенным по сравнению с манифестом от 6 августа электоратом. Никакой новый закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной думой. 11 декабря 1905 г. был опубликован указ об изменении «Положения о выборах в Государственную думу», изданного в августе. В порядок избрания депутатов вносились заметные коррективы, расширявшие состав электората. Выборы оставались цензовыми, многоступенчатыми и куриальными, но к прежним куриям — землевладельческой, городской и крестьянской — добавлялась рабочая, значительно увеличивалось число городских избирателей. Полномочия Государственной думы были обобщены в акте от 20 февраля 1906 г. «Учреждение Государственной думы». Она обладала законодательной инициативой, но не имела права возбуждать вопрос об изменении «Основных государственных законов», которыми определялся государственный строй Российской империи. Законодательными полномочиями был наделен и Государственный совет, который ранее действовал в качестве законосовещательного учреждения. 23 апреля 1906 г. была издана новая редакция «Основных законов». Согласно статье 7, император должен был осуществлять законодательную власть в единении с Государственной думой и Государственным советом. В статье 4 утверждалось: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть» (Там же. Статья 44), из формулировки прежней редакции «Основных законов» было исключено понятие неограниченной власти.
С точки зрения теории конституционного права, отождествляющего самодержавие с абсолютизмом, предполагающим нераздельную полноту обладания законодательной властью, «Основные законы» в их новой редакции содержали внутреннее противоречие. Наделение палат законодательными полномочиями сообщало государственному строю России черты конституционной монархии, но сохранение самодержавного правления не соответствовало их основным принципам. Теоретики государственного права признавали, что с изданием манифеста от 17 октября 1905 г. Россия фактически стала конституционной монархией, и с этого времени самодержавие, упоминаемое в «Основных законах», приобрело значение суверенитета, а не абсолютной власти.
I Государственная дума. Выборы были проведены в феврале — марте 1906 г. Крайние левые партии, в том числе большевики, бойкотировали их. Правые партии в условиях революции не смогли провести своих кандидатов в Думу. Победили на выборах умеренно левые партии, прежде всего Конституционно-демократическая (кадеты). В церковной печати обсуждался вопрос об участии священнослужителей в выборах. В большинстве статей, затрагивающих эту тему, подчеркивалась недопустимость вступления клириков в политические партии, опасность разобщения в среде духовенства. Тем не менее, 6 священников стали депутатами.
Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета состоялось 27 апреля 1906 г. в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, его возглавил Николай II, Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) отслужил молебен. Местом заседаний Думы стал Таврический дворец, ее председателем был избран один из лидеров кадетской партии — С. А. Муромцев. С самого начала общее направление думской дискуссии и выносимых решений показало, что большинство в Государственной думе не признает «Основных законов» и не намерено сотрудничать с правительством, предпочитая поддерживать продолжающуюся революцию. Депутаты требовали назначения «ответственного правительства», имея в виду ответственность перед Думой и участие Думы в его формировании. 12 мая депутатами из кадетской фракции в повестку дня был внесен проект закона «О свободе совести», согласно которому признавалось равенство всех религий в России, вводилась свобода перемены вероисповедания с 17 лет, учреждалось гражданское ведение метрических записей. По существу речь шла о последовательном отделении православной Церкви от государства, хотя соответствующей формулировки в законопроекте не было. Одобрение этого акта императором не последовало. Многие другие законопроекты также не были направлены на совершенствование законодательства, а являлись своего рода манифестами в революционной борьбе с правительством.
9 июля был опубликован манифест о роспуске I Государственной думы и об избрании новой Думы, эта Дума обвинялась в попытках подорвать устои государственного строя и в действиях, направленных на углубление смуты. Большая группа депутатов не подчинились воле императора, собрались нелегально в Выборге и 10 июля выпустили воззвание с призывом к мирному неповиновению. За это выступление депутаты были подвергнуты 3-месячному аресту и лишению политических прав, включая право быть избранными в новую Думу. Среди них были священники Клавдий Афанасьев и Николай Огнев, с которых сняли сан.
II Государственная дума. Новые выборы состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. Большую активность проявили и правые политики. II Государственная дума, как и I Государственная дума, по составу оказалась резко оппозиционной правительству. Кадеты вновь составляли в ней относительное большинство, но не столь убедительное, их потеснили и слева, и справа. Со стороны Святейшего Синода не было возражений против участия в избирательной кампании священнослужителей. Депутатами стали Чигиринский епископ Платон (Рождественский) и Холмский епископ Евлогий (Георгиевский), а также 11 священников. Епископы Платон и Евлогий стали членами правой фракции, а большинство священников примкнули к левым депутатам. Так, священник Григорий Петров вошел во фракцию кадетов, священники Константин Колокольников, Александр Архипов, Феодор Тихвинский присоединились к революционным группам. Все четверо за свою политическую деятельность и неподчинение священноначалию были лишены священного сана. В Думе возникла также крупная мусульманская фракция, в которую вошли 30 депутатов.
II Государственная дума была открыта 20 февраля 1907 г. По воспоминаниям епископа Евлогия, во время молебна при открытии заседаний молились члены правительства и депутаты из священников и крестьян. Остальные члены Думы «не только не присоединились к молящимся, но вели себя так непринужденно, что можно было подумать — они нас не видят и не слышат» (Путь моей жизни. С. 159). Председателем Думы стал кадет Ф. А. Головин.
6 марта перед Государственной думой выступил с правительственной декларацией председатель Совета министров П. А. Столыпин. Он выразил надежду на тесное сотрудничество Думы с правительством в законодательном творчестве. Столыпин обозначил круг тем, по которым правительство намеревалось внести в Думу законопроекты, в частности о свободе совести и правовом статусе православной Церкви и других вероисповеданий. Он отметил, что «многовековая связь Русского государства с Христианской Церковью обязывает… положить в основу всех законов о свободе совести начала государства христианского, в котором Православная Церковь, как господствующая, пользуется данью особого уважения и особою со стороны государства охраною… Вместе с тем права и преимущества Православной Церкви не могут и не должны нарушать прав других исповеданий и вероучений. Поэтому… министерство вносит в Государственную думу и Совет ряд законопроектов, определяющих переход из одного вероисповедания в другое, беспрепятственное богомоление, сооружение молитвенных зданий, образование религиозных общин, отмену связанных исключительно с исповеданием ограничений» (Столыпин П. А. Программа реформ. Т. 1. С. 34−35). Большинство депутатов встретили декларацию правительства криками возмущения и обструкцией. 10 мая 1907 г. Столыпин, вновь выступая в Думе, сказал, что «противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» (Там же. С. 45).
Правительство представило II Государственной думе несколько сот законопроектов, в т. ч. 7, имевших отношение к правовому статусу религиозных общин: «Об инославных и иноверных обществах», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и сооружения и устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «Об изменениях в области семейственных прав, вызываемых свободой совести», «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое», «О римско-католических монастырях», «О вызываемых провозглашением Высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года изменениях в области семейных прав» и «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц». Все эти законопроекты рассматривались в Святейшем Синоде, которым были предложены поправки, направленные на сохранение за православной Церковью ее господствующего, привилегированного статуса. Большая часть этих поправок была проигнорирована правительством.
Для предварительного обсуждения законопроектов в Думе были образованы Комиссия по церковному законодательству (председатель — С. Н. Булгаков) и Комиссия для рассмотрения законопроектов, направленных к осуществлению свободы совести (председатель — кадет Н. В. Тесленко). К конструктивному рассмотрению проектов законов, ориентированных на расширение прав инославных и иноверных исповеданий с сохранением преимуществ православной Церкви, готовы были правые, умеренно правые и октябристы. Столыпин пытался опереться на них, надеясь также привлечь к законодательному творчеству умеренно левые фракции, в т. ч. кадетов. Но кадеты и близкие к ним фракции использовали думскую трибуну для пропаганды идеи о полном равноправии религиозных общин и о превращении России во внеконфессиональное государство. Эта позиция доминировала и на заседаниях комиссии по свободе совести (всего их было 13). За основу дискуссии комиссия приняла положения, которые содержались в проекте закона «О свободе совести», внесенном кадетской фракцией в повестку дня I Государственной думы. Ни один из правительственных законопроектов не был вынесен комиссией на пленарное обсуждение Думы. В правых изданиях выражалось возмущение, авторы писали об унижении Православия. Столь же непримиримую позицию занимало думское большинство и по другим законопроектам правительства.
Епископ Евлогий участвовал в деятельности 3 думских комиссий: по церковному законодательству, народному образованию и аграрной. В аграрной комиссии он защищал интересы православных крестьян Холмщины, притесняемых польскими помещиками-католиками, что вызвало неодобрение многих правых депутатов, отстаивавших неприкосновенность дворянского землевладения. Епископ Евлогий поднял вопрос о выделении из Привислинского края (Польша) Холмской губ., т. к. большинство населения территории составляли русские, украинцы и белорусы православного или униатского вероисповедания. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны депутатов от Польского кола и от всех левых.
1 июня 1907 г. Столыпин выступил перед Государственной думой с требованием лишить депутатской неприкосновенности 55 членов Думы, принадлежавших к социал-демократической фракции. Они обвинялись в заговоре, направленном на свержение правительства. Государственная дума не дала согласия на это, передав требование правительства в специальную комиссию. 3 июня Николай II издал манифест «О роспуске Государственной думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу». В новом «Положении о выборах в Государственную Думу», также подписанном 3 июня, по сравнению с прежним порядком увеличивалось представительство депутатов от курий землевладельцев и крупных городских собственников, сокращалось количество мест для депутатов от крестьян и рабочих, а также от национальных окраин. Подписание этих документов и роспуск II Государственной думы получили название «государственного переворота», т. к. император, согласно «Основным законам», принятым 23 апр. 1906 г., не имел права вносить изменения в постановления о выборах в Государственную думу во время прекращения сессий. Временем этих событий принято датировать окончание революции 1905−1907 гг.
III Государственная дума. Выборы в новую Думу проходили в сентябре-октябре 1907 г. Реформа избирательного законодательства, а также перемены в настроениях общества привели к значительному изменению депутатского состава. Победу одержал «Союз 17 октября» (октябристы), занявший в Думе ключевое центристское положение: блокируясь либо с правыми, либо с кадетами, октябристы могли обеспечить принятие любого законопроекта. В III Государственной думе было 44 священнослужителя. В число депутатов вновь был избран епископ Евлогий, а также Могилёвский епископ сщмч. Митрофан (Краснопольский). Значительное большинство священнослужителей вошли в правую и умеренно правую фракции. Мусульманскую группу составили 8 депутатов.
Открытие Думы состоялось 1 ноября 1907 г. Председателем избрали октябриста Н. А. Хомякова, сына А. С. Хомякова. В 1910 г. его сменил лидер октябристов А. И. Гучков, старообрядец по вероисповеданию, а в 1911 г.- октябрист М. В. Родзянко. Среди 8 постоянных думских комиссий были комиссии по вероисповедным вопросам (председатель — октябрист П. В. Каменский) и по делам правосл. Церкви (председатель — октябрист В. Н. Львов), позже Комиссия по старообрядческим вопросам (председатель — кадет В. А. Караулов). III Государственная дума была готова к конструктивному сотрудничеству с правительством, которое возглавлял Столыпин, а после его убийства в 1911 г.- В. Н. Коковцов. III Государственная дума. действовала до истечения своих полномочий 9 июня 1912 г. Важнейшие законы, принятые ей, были связаны с землевладением. Большинство депутатов поддержали аграрные реформы Столыпина.
Отношения между Государственной думой и Святейшим Синодом постепенно становились конфликтными, большинство депутатов критически относились к Синоду, что отражалось на обсуждении его финансовой сметы. В частности, депутаты отказывались повышать ассигнования на церковноприходские школы. В результате долгих обсуждений законопроекта «О введении всеобщего начального обучения» Дума в 1911 г. приняла его в редакции, утверждавшей передачу церковноприходских школ в ведение Министерства народного просвещения.
Все 7 законопроектов, связанных с правовым статусом православной Церкви и других религиозных общин, вынесенных на рассмотрение II Государственной думы, перешли 5 ноября 1907 г. в III Думу. Позже правительство представило новые законопроекты, в частности «Об издании правил относительно секты мариавитов». Особая важность придавалась проекту закона «О старообрядческих и сектантских общинах». Работа над законопроектами по религиозной тематике предварительно велась в соответствующих думских комиссиях. Первым на пленарное заседание Думы был вынесен проект закона «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Доклад по нему был сделан Львовым 5 мая 1909 г. и вызвал возражения со стороны правых депутатов, которые находили, что законопроект в редакции комиссии решительно разошелся с его первоначальной правительственной формулировкой. Но большинством голосов он был принят Государственной думой в редакции комиссии.
В мае 1909 г. на пленарном заседании Думы началось обсуждение законопроекта «О старообрядческих и сектантских общинах», разделенного на 2 части: «О старообрядческих общинах» и «Об упорядочении правового положения старообрядцев». 12 мая с докладом выступил Караулов. Он обозначил те нововведения, которые были внесены в законопроект Комиссией по старообрядческим вопросам: признание за старообрядцами права не только на исповедание, но и на проповедь веры; уменьшение числа лиц, имеющих право ходатайствовать о создании общины, с 50 до 12; замена разрешительного порядка регистрации старообрядческих общин на явочный; замена утверждения избранных старообрядческих духовных лиц и старост на их регистрацию в губернских правлениях; введение официального обозначения старообрядческих духовных лиц «священнослужителями по старообрядчеству»; предоставление беспоповским общинам, которые не желают вести метрические записи, права передавать их ведение городовым управам и волостным правлениям. Особенно резкую полемику вызвали положения о предоставлении старообрядцам права проповеди, а также об официальной формулировке «священнослужитель по старообрядчеству». Против законопроекта в редакции комиссии возражали правые и националисты, а также часть октябристов, в т. ч. Львов. От лица большинства православных священнослужителей была составлена декларация, в которой формулировку о свободной проповеди веры старообрядцами предлагалось исключить или изменить ее в смысле предоставления старообрядцам права проповедовать в своей среде. В поддержку права проповеди выступили священник Петр Исполатов от либерально настроенного православного духовенства, большинство октябристов (некоторые из них сами были старообрядцами), а также левые депутаты, в частности кадет П. Н. Милюков. 21 мая 1909 г. проект был принят большинством голосов в редакции комиссии. Разногласия по вопросу о статусе старообрядческих общин послужили одной из главных причин разрыва союза между националистами и октябристами в Государственной думе и выделения из октябристской фракции правого крыла, сохранившего тесные отношения с националистами. Это привело к распаду блока умеренно правых и центристов, на который опирался Столыпин.
22 мая 1909 г. с докладом по законопроекту «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного вероисповедания в другое» выступил депутат Каменский. Члены Комиссии по вероисповедным вопросам внесли в правительственную редакцию существенные поправки, расширявшие возможности свободного перехода из одной конфессии в другую, включая право на выход из православной Церкви. В то же время замечания к правительственному законопроекту со стороны Святейшего Синода были направлены на защиту правового статуса господствующей Церкви. Выступая в Государственной думе, правые и националисты поддерживали позицию Синода, левые — законопроект в редакции комиссии. Некоторые из правых депутатов предлагали допускать отпадение от Православия лишь для лиц, чьи ближайшие предки не принадлежали к православной Церкви, повысить возрастной ценз для переходящих из одной религии в другую (не моложе 21 года), ввести образовательный ценз. На заседании 22 мая Столыпин критиковал поправки со стороны правых и левых депутатов, настаивал на возвращении к правительственной редакции. Однако 1 июня усилиями думского большинства проект закона был принят в редакции комиссии с незначительными поправками. Столыпин был обеспокоен тем, что обсуждение законопроектов по религиозной тематике приводит к обострению взаимоотношений между фракциями, и решил снять с обсуждения в Думе законопроекты «Об отношении государства к отдельным вероисповеданиям» и «Об изменениях в области семейственных прав, вызываемых свободой совести».
13 мая 1911 г. на пленарном заседании Думы был рассмотрен законопроект «Об издании правил относительно секты мариавитов», предварительно изученный в Комиссии по вероисповедным вопросам. Проект не вызвал глубоких разногласий и был принят в тот же день. Мариавиты, отделившиеся от католической Церкви, признавались законно существующей сектой с правом беспрепятственного исповедания своего учения и совершения богослужений.
После принятия в Думе проекты законов поступали на обсуждение в Государственный совет. В этой палате позиции правых были сильнее, чем в Государственной думе. Государственный совет не утвердил, но и не отклонил законопроекты по религиозным вопросам в думской редакции, передав их в согласительные комиссии, состоявшие, как правило, из 7 представителей от каждой из 2 законодательных палат. Эти комиссии внесли в думские законопроекты поправки, направленные на то, чтобы сделать их более приемлемыми для Синода. В такой редакции они поступили на повторное рассмотрение в III Государственную думу. Новое обсуждение состоялось по законопроектам «Об издании правил относительно секты мариавитов» и «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Несмотря на возражения крайних правых, второй был принят в редакции согласительной комиссии, но был отклонен императором, который усмотрел в нем посягательство на права и преимущества православной Церкви. Законом стал лишь проект «Об издании правил относительно секты мариавитов», подписанный Николаем II 11 марта 1912 г.
Депутаты от духовенства активно участвовали также в обсуждении др. законопроектов. Епископ Митрофан (Краснопольский) возглавил Комиссию о мерах борьбы с пьянством. Среди вопросов, связанных с национальной политикой правительства, особенно важным оказался проект о создании Холмской губернии, инициированный епископом Евлогием (Георгиевским). По этому вопросу было принято положительное решение, в 1912 г. из частей Люблинской и Седлецкой губерний была выделена новая губерния. Это вызвало негодование депутатов от Польского кола, назвавших данное событие «четвертым разделом Польши».
IV Государственная дума. Выборы в Думу состоялись в сентябре — октябре 1912 г. Среди 442 избранных депутатов относительное большинство осталось за октябристами (98 мест), хотя состав Государственной думы был несколько левее предыдущего. Перед выборами в правой печати раздавались призывы к увеличению представителей от духовенства среди депутатов, к созданию «фиолетовой» Думы. Обер-прокурор Синода В. К. Саблер предложил епископу Евлогию (Георгиевскому) организовать отдельную фракцию от духовенства, но владыка отказался и не принимал участия в выборах. В результате членами Думы стали 48 православных священнослужителей, включая Кременецкого епископа Никона (Бессонова; впоследствие снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского епископа Анатолия (Каменского). В числе депутатов были сщмч. протоиерей Алексий Будрин и сщмч. В. П. Шеин (впосл. архимандрит Сергий). Подавляющее большинство депутатов от духовенства вошли в правую фракцию и фракцию националистов. Вновь была создана мусульманская группа, которую составили 6 депутатов.
Открытие IV Государственной думы состоялось 15 ноября 1912 г. Председателем был избран Родзянко, с программной речью выступил Коковцов. Он, в частности, призвал депутатов направить усилия к «неуклонной охране издревле положенных в основу русской государственной жизни… единства и нераздельности империи, первенства в ней русской народности и веры право-славной».
Вновь были образованы комиссии по вероисповедным вопросам (председатель — националист З. М. Благонравов) и по делам православной Церкви (председатель — Львов). В начале работы Дума вынесла постановление о том, что займется рассмотрением законопроектов, не принятых во время предыдущего созыва, в частности по религиозной тематике: «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «О римско-католических монастырях» и др. Но уже 7 декабря Министерство внутренних дел изъяло эти законопроекты на доработку. В 1913 г. были отозваны законопроекты «О духовном судопроизводстве по брачным делам последователей вероучения мариавитов», «Об узаконении браков, заключенных по обрядам инославных и иноверных исповеданий, числившихся православными до издания Высочайшего указа 17 апреля 1905 г., и происшедшего от этих браков потомства», «Об упорядочении гражданско-правового положения сектантов, браки которых не записаны в метрические книги», «Об иноверных и инославных религиозных обществах». Доработка проектов затянулась. IV Государственной думе предстояло также вернуться к рассмотрению докладов согласительной комиссии по законопроектам «Об изменении законоположений, касающихся перехода из одного вероисповедания в другое» и «О старообрядческих общинах». Работа над ними шла вяло и не завершилась до прекращения деятельности Думы. 12 февраля 1914 г. группа депутатов во главе со старообрядцем С. Р. Кирилловым внесла в Государственную думу законопроект «Об изменении правил о преподавании Закона Божия детям старообрядцев», в котором предусматривалось учреждение должностей преподавателей Закона Божия, церковнославянского чтения и духовного пения в начальных учебных заведениях, где обучались дети старообрядцев, с содержанием их из государственной казны. Однако начало первой мировой войны поставило на повестку дня более актуальные проблемы, и Дума уже не возвращалась к обсуждению этого и др. законопроектов по религиозной тематике.
Государственная дума поддержала правительство в его действиях, направленных на организацию обороны России во время войны. Но по мере нарастания неудач на фронте левые фракции и центристское большинство перешли в оппозицию. В 1915 г. в Думе был создан «Прогрессивный блок», в который вошло большинство депутатов. Они выдвинули старую идею «ответственного министерства», что подразумевало ограничение самодержавия. 3 сентября. 1915 г. Николай II распустил Государственную думу на каникулы. В феврале 1916 г. IV Государственная дума возобновила заседания. Позиция думского большинства по отношению к Синоду была критической. Рассматривая финансовую смету Синода в 1916 г., депутаты стали обсуждать внутрицерковные проблемы, признали необходимым переустройство управления Церкви на началах соборности, расширение местного самоуправления, созыв Поместного Собора и т. д. К концу. 1916 г. оппозиционная направленность Думы резко усилилась. В лагерь противников правительства перешел в т. ч. один из лидеров правых депутатов — В. М. Пуришкевич. С 26 февр. 1917 г. император вновь распустил депутатов на каникулы.
В этот момент в Петрограде началась Февральская революция 1917 г. 27 февраля совет старейшин Думы образовал Временный комитет Государственной думы (во главе с Родзянко), который по согласованию с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов сформировал 2 марта Временное правительство (см. Временное правительство и его вероисповедная политика), взявшее власть в свои руки. Оно отвергло требование Родзянко действовать под контролем Государственной думы. Фактически на этом Дума прекратила свою деятельность, формальный роспуск ее Временным правительством последовал 6 октября 1917 г. В состав Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917−1918 гг. был включен Родзянко как представитель православных депутатов Государственной думы. Он был избран товарищем председателя Собора, но не явился на заседания.
Архивы: РГИА. Ф. 1278.
Источники: Гос. Дума: Стеногр. отчеты: Созыв 1−4. СПб., 1906−1914. Пг., 1915−1917; Обзор деятельности комиссий и отделов Гос. думы. СПб., 1907−1914. Пг., 1915−1916; Полное собр. речей депутатов Гос. думы 1-го и 2-го созыва. СПб., 1908. 5 кн.; Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Гос. Думы в 1905—1906 гг. Пг., 1919. 2 вып.; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994; Родзянко М. В. Крушение империи и Гос. Дума и Февральская 1917 г. революция. Н.-Й., 1986; Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920: Мемуары. М., 1990; Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия: Полн. собр. речей в Гос. думе и Гос. совете, 1906−1911. М., 1991; Рос. законодательство X—XX вв. М., 1994. Т. 9; Россия, 1913 г.: Стат.-док. справ. СПб., 1995; Гос. дума, 1906−1917: Стеногр. отчеты: В сокр. М., 1995. 4 т.; Мусульм. депутаты Гос. Думы России, 1906−1917 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Уфа, 1998; Глинка Я. В. 11 лет в Гос. Думе: 1906−1917: Дневник и восп. М., 2001; Столыпин П. А. Программа реформ: Док-ты и мат-лы. М., 2002. Т. 1.
Литература: Гос. дума и пастырь Церкви. СПб., 1905; Восторгов И. И., свящ. Гос. дума и Правосл.-Рус. Церковь: К вопр. о положении Церкви в правовом гос-ве. М., 1906; он же. Гос. дума и церк. школы. СПб., 1911; Боиович М. М. Члены Гос. Думы: Созыв 1−4: Портреты и биографии. М., 1906−1913; Васильев Н. П. II Дума. М., 1907; Каменский П. В. Вероисповедные и церк. вопросы в Гос. думе 3-го созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909; Богданович С. Н., свящ. Сельский священник в Гос. думе: (Сб. моих статей). СПб., 1911; Сендерко М., свящ. Гос. дума и жизненные вопр. правосл. духовенства. СПб., 1912; Брусянин В. В. Указ. книг и ст. о Гос. Думе. М., 1913; Деев А. С. Указ. книг и брошюр о Гос. Думе: Опыт библиографии. СПб., 1913; Кадсон И. З. Депутаты из духовенства в III Гос. Думе // ИЗ. 1981. N 106. С. 302−322; Гос. Дума в России (1906−1917 гг.): Обзор. М., 1995; Становление рос. парламентаризма нач. ХХ в. I., 1996; Смирнов А. Ф. Гос. дума Рос. империи, 1906−1917 гг.: Ист.-правовой очерк. М., 1998; Усманова Д. М. Мусульм. фракция и проблемы «свободы совести» в Гос. думе России (1906−1917). Каз., 1999; Кудрина Т. А., Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в нач. ХХ в. М., 2003; Циунчук Р. А. Гос. дума имперской России: Проявления этно-конфессиональных интересов и формирование новых полит. элит // ИЗ. 2001. N 122. С. 240−250; Захаров Н. А. Система рус. гос. власти. М., 2002; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-х-1918 гг.). М., 2002. С. 343−390; Дорская А. А. Гос. и церк. право Рос. империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004; Рожков В., прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004. (МИЦ; Кн. 23).
Государственная дума Российской Федерации была вновь образована в 1993 г. В соответствии с Конституцией РФ, принятой в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г., является нижней законодательной палатой, которая вместе с верхней палатой — Советом Федерации — составляет Федеральное собрание. В отличие от дореволюционной Государственная дума избирается всеми правоспособными гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прямым и тайным голосованием. В соответствии с действующей Конституцией избирается на 4-летний срок, но на переходное время после принятия Конституции 1993 г. предусматривалось, что полномочия Думы 1-го созыва будут сохраняться в течение 2 лет.
В соответствии с Конституцией Государственная дума принимает федеральные конституционные законы и постановления. Некоторые из них подлежат затем обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Все законы вступают в силу после их подписания Президентом. Депутаты Думы создавали различные комитеты, вопросы правового статуса религиозных общин, а также взаимоотношений между государством и конфессиями, в т. ч. Русской Православной Церковью, были отнесены к ведению Комитета по делам общественных и религиозных организаций.
Выборы в Государственную думу 1-го созыва были проведены одновременно с голосованием по проекту конституции 12 декабря 1993 г. Ни одна из партий не получила абсолютного большинства голосов избирателей, но относительную победу одержала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Председателем Государственной думы был избран И. П. Рыбкин, представлявший Аграрную партию. Председателем Комитета по делам общественных и религиозных организаций стал член Коммунистической партии РФ (КПРФ) В. И. Зоркальцев. Выборы в Государственную думу 2-го созыва состоялись 17 декабря 1995 г. Относительную победу одержала КПРФ. Председателем Государственной думы избрали Г. Н. Селезнёва (КПРФ), Комитет по делам общественных и религиозных организаций вновь возглавил Зоркальцев. Выборы в Государственную думу 3-го созыва проводились 19 декабря 1999 г. Относительную победу одержал Новый блок «Единство» получил наибольшее количество голосов. Председателем Думы снова был избран Селезнёв, а председателем Комитета по делам общественных и религиозных организаций — Зоркальцев. В 2002 г. в Думе была образована фракция «Единая Россия», включившая депутатов от «Единства», «Отечество — вся Россия» и «Регионов России». Это объединение привело к образованию устойчивого проправительственного большинства в Думе. 7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу 4-го созыва. Абсолютное большинство голосов досталось фракции «Единая Россия» во главе с министром внутренних дел Б. В. Грызловым. Председателем Думы был избран Грызлов, а Комитет по делам общественных и религиозных организаций возглавил депутат от «Единой России» С. А. Попов.
В октябре1993 г. накануне выборов в Государственную думу, Священный Синод Русской Православной Церкви запретил священнослужителям баллотироваться в депутаты Государственной думы и Совета Федерации. Не подчинившийся этому решению и проявивший явное неповиновение Священноначалию священник Глеб Якунин был лишен сана. В отличие от дореволюционной Государственной думы и съездов народных депутатов СССР и РСФСР в Государственной думе РФ не было и нет клириков Русской Православной Церкви. Среди депутатов кроме православных были мусульмане, иудеи, буддисты. В РФ в отличие от Российской империи религиозные объединения отделены от государства, поэтому законодательство несравненно в меньшей мере затрагивает конфессиональную тематику.
Важнейшим актом стал принятый 26 сентября 1997 г. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вызвавший острую дискуссию на стадии его разработки и после принятия. В 1994 г. для подготовки этого закона в Государственной думе был создан экспертный совет по взаимодействию с религиозными организациями, в который вошли представители основных религий РФ, ученые-религиеведы и богословы, депутаты Думы и Совета Федерации. Совет под руководством проф. В. А. Алексеева существовал до 1997 г.
Статус Русской Православной Церкви затрагивал и ряд других законов РФ, принятие которых проходило через Государственную думу. В 1995 г. в Государственной думе пересматривался Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. В него были внесены изменения, утвержденные Советом Федерации и подписанные Президентом Б. Н. Ельциным. В редакции от 12 июля 1995 г. Федеральный закон «Об образовании» предусматривал возможность получения религиозного образования в следующих формах: обучение в образовательной, в т. ч. православной, организации, семейное образование, самообразование и экстернат. Православные образовательные учреждения в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона «Об образовании», могли быть следующих типов: дошкольные (православные ясли и детские сады), общеобразовательные (церковноприходские школы, православные гимназии, лицеи и т. п.), дополнительного образования (воскресные школы, православные учебные центры, православные центры по внешкольной работе с детьми и подростками и т. п.), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гражданский кодекс, принятый 26 января 1996 г., рассматривает религиозные организации, наравне с общественными как некоммерческие структуры, имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. При этом члены общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество и не отвечают по их обязательствам, в свою очередь и эти организации не отвечают по обязательствам своих членов (Гражданский кодекс РФ. М., 1996. С. 486−487). Отдельные положения, затрагивавшие правовой статус религиозных объединений и личные права верующих, содержались в прошедших через Государственную думу Федеральных законах «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г., в «Уголовном кодексе» от 13 июня 1996 г. и др. В Законе от 15 июня 2002 г. «О противодействии террористической деятельности» содержатся статьи о пресечении деятельности экстремистских религиозных групп и организаций.
При Государственной думе регулярно проводились общественные чтения. 5 апреля 2001 г. они были посвящены обсуждению «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». С докладами выступили председатель ОВЦС Смоленский митрополит Кирилл (Гундяев), депутат Государственной думы В. В. Гальченко. Во время состоявшейся затем дискуссии положения «Основ социальной концепции…» получили поддержку и высокую оценку со стороны представителей Русской Православной Церкви и других религиозных общин, а также некоторых депутатов.
В 1994 г. делегация Государственной думы вошла в состав Межпарламентской ассамблеи Православия, объединяющей представителей из 29 стран мира. Президентами ассамблеи с 1994 г. были депутаты из России: до 2003 г.- Зоркальцев, с 2004 г.- Попов.
Источники: Гос. Дума: Стеногр. заседаний. М., 1994-.
Литература.: 5-я Российская Государственная Дума. М., 1994; Гос. Дума Федерального Собрания РФ 2-го созыва. М., 1996; Закон о свободе совести 1997 г.: Междунар. нормы и рос. традиции. М., 1998; РПЦ и право. М., 1999; Васецкий Н. А., Краснов Ю. К. Гос. Дума Федерального Собрания РФ 2-го созыва: Состав и структура. Правовой статус. Основные результаты деятельности. М., 1999; Обществ. общерос. чтения Основ социальной концепции РПЦ. М., 2001; http://www.duma.gov.ru [Электр. ресурс].
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=38 118&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)