Православие.Ru | Игумен Венедикт (Кантерс) | 31.10.2006 |
В IV в. император Константин Великий разделил Римскую империю на четыре префектуры: Восточную, Иллирийскую, Италийскую и Галльскую. Префектуры, в свою очередь, подразделялись на диоцезы, а последние — на провинции. Западная часть Балканского полуострова вошла в префектуру Иллирийскую, имевшую три диоцеза: Западный (Иллирия), Дакийский и Македонский. Греция с ближайшими островами составляла часть Македонского диоцеза, где главным городом был Солунь (Фессалоники).
При Константинопольском патриархе Фотии греческие епархии вошли в состав Константинопольской Церкви.
В первой половине XIII в., во времена крестовых походов, Православная Церковь в Греции подверглась тяжелым испытаниям. Крестоносцы захватили даже Константинополь (1204). Большинство православных епархий было закрыто. Их восстановление началось только в 1261 г., когда был отвоеван Константинополь.
Национально-освободительная борьба
После падения Византийской империи в 1453 г. греки, как и другие покоренные турками народы, испытывали от поработителей постоянные притеснения, но, не теряя надежды на освобождение, первыми из народов Балканского полуострова достигли политической и церковной самостоятельности. В XVIII в. единоверная грекам Россия, на которую они в течение многих лет смотрели с упованием как на свою единственную защитницу и освободительницу, заявила о себе как о сильной державе. К этому времени и сами греки накопили достаточные силы для того, чтобы начать открытую борьбу с турками. В конце XVIII в. Россия после ряда военных побед добилась от турок права покровительствовать православным христианам на Востоке.В 1821 г. митрополит Патрский Герман поднял в Калаврите (Пелопоннес) знамя нового восстания и обратился к народу со следующим воззванием: «Героические сыны геройских отцов! Пусть препояшется каждый мечом своим, потому что лучше пасть с мечом в руках, нежели видеть бедствия отечества и оскверненные святыни! Разорвите оковы, сокрушите иго, которое возложили на вас, потому что мы — наследники Божии и сонаследники Христовы! Дело, которое вы призываетесь защитить, есть дело Самого Бога».
В том же году произошло большое восстание греков в Морее (Пелопоннес) и на Крите. «Не жить больше турку ни в Морее, ни на целом свете», — пели восставшие греки. Началась упорная и кровопролитная освободительная борьба. Турки усмиряли греков самыми жестокими мерами. Европейские правительства смотрели на происходящее в Морее как на внутреннее дело Османской империи, поэтому греки долгое время были предоставлены сами себе. Только под давлением России европейская политика бездействия закончилась. Россия, Англия и Франция, заключив между собой договор, потребовали от Махмуда II прекратить резню греков. Когда же он отказался выполнить это требование, союзники применили оружие.
В 1827 г. произошел Наваринский бой, в котором весь турецкий флот за несколько часов был истреблен союзным флотом России, Англии и Франции. В 1828 г. началась русско-турецкая война, которая победоносно окончилась для России. В 1829 г. Турция была вынуждена подписать мирный договор в Адрианополе, по которому, в частности, обязалась признать независимость Греции. Окончательно этот вопрос был решен в 1830 г. Восставшие греческие провинции были признаны самостоятельным государством, которому было присвоено название Греческого, или Эллинского. В состав нового государства вошли Морея, Средняя Греция и некоторые острова.
«Во время освободительной борьбы, — пишет профессор Салоникийского университета Э.-Д. Теодору, — Православная Церковь как любящая мать и как птица, собирающая „птенцов своих под крылья“ (Мф. 23: 37), выступила в защиту порабощенного греческого народа и оказала огромную помощь в сохранении органической целостности греческой нации. Без поддержки своей Церкви греческий народ под гнетом турок оказался бы в очень серьезной опасности. Церковь поддерживала духовные силы народа и его национальные традиции, верной хранительницей которых она являлась, через посредство греческого языка и письменности и, особенно, церковных богослужений… С помощью Церкви было построено множество школ, библиотек, общественных столовых для студентов, типографий. Церковь предоставляла стипендии и осуществляла другую деятельность подобного рода. В период оттоманского владычества огромную деятельность осуществляли монастыри. Они являлись убежищем для всех угнетенных, укрепляли благочестие народа… Монахи-учителя преподавали или в самих монастырях, или же путешествуя по стране; проповедники и духовные исповедники воодушевляли людей, как в вере, так и в стойкости. Во многих монастырях регулярно работали школы, причем все они превращались в хранилища рукописей…
Элладская Церковь не только спасла греческую нацию, но и подготовила ее освобождение от турецкого ига, участвуя и словом и делом в борьбе за национальную независимость».
В ознаменование заслуг священнослужителей перед Церковью и Родиной в Афинах в 1974 г. был открыт памятник неизвестному священнику.
Провозглашение независимости
Естественным следствием политического возрождения Греции было возникновение самостоятельной Элладской Церкви.Епархии, вошедшие в состав нового государства, до начала восстания греков в 1821 г. находились в ведении Константинопольского патриархата. Во время военных действий сношения епископов Эллады с Константинопольским патриархом, естественно, прекратились.
На созванном в городе Нафплионе соборе архиереев правительство в июле 1833 г. объявило Элладскую Церковь автокефальной. Провозглашение независимости Элладской Церкви состоялось 27 июля в торжественной обстановке при стечении многочисленной паствы, в присутствии короля Греции, министров, архиереев и послов некоторых христианских стран. Вот как описывалось это событие в газете «Афина»: «27-й день июля — достославный день в летописях Греции… день, в который совершился величайший народный праздник: в этот достославный день освящена священнодействием независимость нашей Церкви. Монарх наш в сопровождении членов регентства, министров, всех архиереев государства, находящихся в городе послов дружественных держав и всех гражданских и военных чинов пришел в двенадцатом часу в церковь св. Георгия, где воспето было славословие ко Всевышнему, вознесено моление за нашего монарха и освящена церковными молитвами независимость нашей Церкви. А после того почтенный иерокирикс Иосиф Византий произнес и слово, приличное настоящему предмету».
Отныне была провозглашена самостоятельность Элладской Церкви. Но еще во время ее провозглашения многие греческие епископы и миряне выразили свое сомнение в том, может ли быть законной автокефалия, полученная без благословения Матери-Церкви, в данном случае — Церкви Константинопольской. После провозглашения автокефалии верующие, недовольные действиями правительства, открыто выступили с протестами. Константинопольский престол также, совершенно справедливо, смотрел на провозглашение самостоятельности Элладской Церкви — части Константинопольского патриархата — без его согласия как на дело антиканоническое. Греческое правительство вначале пыталось смирить непокорных жесткими мерами, но, в конце концов, было вынуждено обратиться в Константинополь за разрешением вопроса. В 1850 г. оно направило патриарху Константинопольскому послание, в котором, извещая о провозглашении самостоятельности Элладской Церкви и учреждении синода, просило рассмотреть этот вопрос, признать синод братом во Христе и благословить дело благочестивого греческого народа.
Для решения церковных дел Эллады патриарх Константинопольский Анфим IV в том же году созвал собор, в деяниях которого, кроме постоянных членов Патриаршего синода, приняли также участие находившиеся на покое пять Константинопольских патриархов и пребывавший в Константинополе патриарх Иерусалимский Кирилл.
На соборе было подтверждено положение, по которому право давать самостоятельность Церкви принадлежит тому патриархату, в ведении которого находится новоучрежденная Поместная Церковь. Собор постановил, что элладские епархии, до сего времени подчинявшиеся Константинополю, освобождаются от всякой зависимости и Элладская Церковь провозглашается автокефальной.
О провозглашении автокефалии Элладской Церкви патриарх Анфим известил посланиями все Поместные Церкви. Правительство Греции составило новое положение о церковном управлении в духе соборного постановления и согласно церковным канонам.
Правительственные реформы Церкви
В 1852 г. был обнародован закон о разделении королевства Греция на 24 епархии, одна из которых — Афинская — была возведена в степень митрополии, девять — в степень архиепископий, а остальные — епископий. Кандидаты в епископы избирались синодом, но утверждались королем. Для духовного просвещения народа правительство назначило нескольких иерокириксов (проповедников), в обязанность которых входило посещение города и села своего округа и поучение всех слову Божию. Священники и диаконы избирались самими прихожанами и рукополагались архиереями после предварительного испытания.Правительственные реформы коснулись и элладских монастырей. В результате Церковь лишилась 394 монастырей. В годы греческого восстания в Элладе насчитывалось 524 мужских монастыря и 18 женских. Они владели большим недвижимым имуществом, которое занимало почти четверть всей греческой территории. Общее число монахов было около 3000 человек. Монахи из них были перемещены в действующие монастыри.
В 1864 г. к Элладской Православной Церкви присоединилась паства Ионических островов. В конце XVIII в. эти острова у венецианцев отвоевал Наполеон. В 1799 г. они были объявлены самостоятельной республикой под покровительством русского императора и турецкого султана, причем господствующей религией была признана православная. В начале XIX в. эти острова перешли к англичанам, которые согласились признать здесь господствующей Православную Церковь. Каждый из островов имел своего архиерея, избираемого по закону 1839 г. тайной подачей голосов всего клира каждого острова. Новоизбранный архиерей утверждался местным управлением — герусией, которая испрашивала у Вселенского патриарха разрешение на его хиротонию. Подобное церковное устройство Ионических островов продолжалось до их политического присоединения к Греции в 1864 г. Вслед за политическим присоединением островов встал вопрос и о присоединении местной Церкви к Элладской. В результате переговоров по этому поводу между Ионической, Элладской и Вселенской Церквами в июле 1866 г. вопрос получил каноническое оформление.
В 1881 г., по Берлинскому трактату 1878 г., к Греции были присоединены Фессалия и часть Эпира (Арта). Девять местных епархий, после надлежащих сношений греческого синода с Константинопольским патриархом, также вошли в состав Элладской Церкви.
Элладская Церковь в XX веке
В 1922 г. все епархиальные архиереи получили титул митрополитов.В 1923 г. был созван собор Греческой Церкви, который изменил ее устройство, издав основной закон Автокефальной Церкви Эллады. Церковь возглавил Архиерейский собор под председательством Афинского архиепископа с титулом «Блаженнейший» (до этого времени это был митрополит).
7 июня 1975 г. была принята новая конституция Греческой Республики, согласно которой «Церковь отделяется от государства и получает возможность свободно устраивать свою внутреннюю жизнь» (ст. 3).
Иерархи Греческой Церкви подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в «Старой Греции») и иерархов Вселенского престола (на так называемых Новых территориях — Нэон Хорон).
Сегодня в ведении Элладской Православной Церкви насчитывается около 7500 храмов. Многие из них являются выдающимися памятниками истории и архитектуры.
В настоящее время в Греции насчитывается (не считая монастырей Афона) около 170 мужских и 130 женских монастырей, в которых подвизаются около 1250 монахов и 1750 монахинь. Развитая духовная жизнь и процветание наблюдается в основном в женских монастырях, где иноческий подвиг сопровождается каким-либо общественным занятием.
Сокровища монастырей имеют большую художественную и научную ценность. В монастырях находится много древних икон, фресок, рукописей, редких книг и т. п. В последнее время Элладская Церковь проявляет живейший интерес к сохранению и изучению этого духовного наследия.
Важное место в истории Элладской Православной Церкви занимает монастырь Пендели (близ Афин), основанный в 1578 г. В годы турецкого господства на Балканах монастырь предоставлял кров больным и приют нуждающимся жителям окрестностей Афин. Во время национально-освободительного восстания греков в 1821 г. он помогал борцам продуктами, одеждой и деньгами. В нем же действовала «Тайная школа», в которой иноки пробуждали и поддерживали у юношества стремление к свободе. В 1971 г. в монастыре открыт так называемый Межправославный афинский центр, целью которого является содействие укреплению взаимосвязей Православных Церквей через общее изучение проблем, встающих сегодня на их жизненном пути. Монастырь стал местом встреч и собеседований богословов, приезжающих в Грецию. В нем также проводятся и епархиальные собрания.
Игумен Венедикт (Кантерс; † 2003)
Публикуется по: Греция: Путешествие по святым местам. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2006. С. 34−38
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=572&did=1956