Парламентская газета | Иван Васильев | 30.10.2006 |
«ПГ»: Иван Афанасьевич, как продвигается работа по реставрации?
И.В.: История Тамбовской епархии неразрывно связана с именами Святителя Питирима, Серафима Саровского, Архиепископа Луки. Здесь удивительным образом сохранились многие храмы, представляющие духовную и художественную ценность. Взять, к примеру, Казанский мужской монастырь в городе Тамбове. В монастыре рукополагался в иеромонахи Серафим Саровский, иноком был Феофан Затворник. К сожалению, во времена богоборчества обитель постигла печальная участь многих православных святынь — некрополь сровняли с землей, главную городскую достопримечательность — 70-метровую колокольню взорвали, а освященные молитвами храмы и кельи превратили в склад и архив. В начале 90-х годов началось восстановление этого православного памятника.
Значительная роль в деле реставрации принадлежала Архиепископу Тамбовскому и Нижегородскому Евгению. Четыре года прошло, как ушел из жизни этот поистине великий православный подвижник. За время его руководства епархией было восстановлено более ста храмов. Однако такие по масштабу реставрационные работы, как сегодня, в монастыре ведутся впервые за последние сто лет. За счет ассигнований из федерального бюджета восстанавливаются центральный купол и редкие фрески Казанского собора. Одновременно решается вопрос о возвращении монастырю здания консистории и келейного корпуса. Администрация города сейчас изыскивает возможность для расселения семей, проживающих в зданиях исторического памятника.
Любой строитель скажет однозначно, что лучше строить заново, чем восстанавливать то, что когда-то так бездумно было разрушено. При реставрации храмов приходится решать много вопросов и не только материального характера. Епархии наверняка было бы трудно справиться с этими проблемами в одиночку. Большую поддержку оказывает администрация области и лично губернатор Олег Бетин.
«ПГ»: В нашем разговоре мы коснулись крупных храмов и монастырей. Но как решается вопрос поддержки отдаленных сельских приходов?
И.В.: Действительно, на Руси истинными центрами духовности всегда была сельская глубинка. Я очень часто бываю в своем избирательном округе и скажу без ложной скромности, что знаю не только все районы Тамбовской области, но и деревни, куда добираюсь сам с большим трудом. Каждый день, просматривая почту, непременно встречаю письма, в которых люди просят оказать поддержку или в реставрации, или в строительстве храма. Всегда с особым трепетом читаю такие письма. Ведь в них люди просят не для себя, а на Дом Божий.
В меру своих возможностей я помогаю сельским приходам — храму в селе Оржевка, настоящему шедевру русского деревянного зодчества, церкви в селе Терновом Инжавинского района, Космодамиановскому храму в городе Кирсанове
Памятный пример — село Землянское. Ко мне на прием пришла председатель приходского совета Вера Михайловна Шмелева — добрейшей души человек. К тому моменту она обошла и рынки, и супермаркеты, пытаясь по крохам собрать необходимую сумму для небольшой домовой церкви. Через некоторое время я приехал в село, чтобы посмотреть, как идет ремонт молельного дома. Собралось все село. В такие минуты понимаешь, как важно это для людей. Храм на селе — не только духовное начало, но и в некотором роде центр общественной жизни. Сюда люди приходят, чтобы пообщаться, поделиться своей радостью и горем.
«ПГ»: Иван Афанасьевич, почему для работы в парламенте вы выбрали для себя Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций?
И.В.: Для меня это самое близкое направление. Вырос я в простой крестьянской семье. С детства вместе с мамой по воскресеньям ходил в церковь. Путь был неблизким, почти пять километров. На меня глубокое впечатление производила Божественная литургия, христианские таинства, звон колоколов. Мне немного жаль, что несколько поколений россиян оказались оторванными от веры, от ценностей культуры. Отрадно, что сейчас эти традиции начинают возрождаться.
На мой взгляд, очень правильным решением Министерства образования и науки было введение в школьную программу нового предмета «Основы православной культуры». На эту тему в обществе разгорелись нешуточные дебаты. Противники курса утверждают, что Россия многоконфессиональная страна, и что церковь у нас отделена от государства. Безусловно, подобные мнения необходимо учитывать. Тем не менее, этот предмет однозначно расширит кругозор детей. «Основы православной культуры» — это не «Закон Божий». Прежде всего этот курс призван дать наиболее полное понимание становления и развития христианства в России. На протяжении тысячелетия история нашей страны была неразрывно связана с православием. Многие выдающиеся деятели церкви играли судьбоносную роль в жизни государства. Мы о многом не знаем и подчас бываем просто невежественны в некоторых вопросах.
«ПГ»: Ваша деятельность во славу Русской Православной церкви была отмечена Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Насколько ценным для вас является подобное признание заслуг?
И.В.: Скажу не лукавя, у меня много наград — государственных, церковных, общественных. Каждая из них по-своему дорога. Но награда, полученная из рук Патриарха — орден Святого благоверного князя Даниила Московского третьей степени имеет для меня особый смысл. Однако я не считаю свои заслуги чем-то выдающимися. Просто на своем месте каждый человек должен ответственно и добросовестно выполнять вверенные ему обязанности. Тогда у нас во всем будет порядок.
Беседовала Светлана Гром
http://www.pnp.ru/archive/p20290120.html