Седмицa.Ru | 30.10.2006 |
Грамота Петра I Патриарху Адриану о взятии Азова
(Приводится по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2006, N 2. С. 240−242)
Однако на самом деле подлинник этого послания не утрачен, он хранится в рукописном собрании Государственного исторического музея [4]. Документ значится как грамота к Патриарху Адриану из Азова [5]. Послание царя Петра написано на одном листе, который был сложен в виде конверта, на его внешней стороне указано имя адресата: «Всесветейшему Кир [от греч. „kirios“ (господин).- А. П.] Адриану, Божиею милостию архиепископу Московскому и всеа Росии и всех северных стран Патриарху». После обычного обращения читаем следующее: «По преждеписанному нашему извещению вашему Святейшеству о целости здравия нашего и о военных наших трудех доволно предложено: а ныне извествуем…» Оканчивается грамота словами: «Писан в завоеванном нашем граде Азове лета 7204-го июля 20-го дня». Послание написано рукой писца, подпись Петра под ним отсутствует. На этот факт указал еще издатель «Деяний Петра Великаго», отметив в примечании: «Подписи Государевой под сими письмами нет, и которой, как видно из одного ответного на оныя Патриаршего письма, и не было» [6].
Подлинность документа из собрания ГИМ удостоверяет приложенная к нему печать, оттиск которой прекрасно сохранился. Это известная печать Петра I, круглой формы 25 мм, в диаметре под бумажной кустодией с хорошо читаемой надписью: «Азъ бо есмь в чину учимыхъ и учащихъ мя требую» [7].
Послание царя было получено в Москве и подано лично в руки Патриарху 31 июля, о чем свидетельствует приписка секретаря на самом документе: «7204 лета иулиа месяца в 31 день Светейшему Патриарху подадеся в крестовой палате, из полков прислано чрез почту». По свидетельству современников, Патриарх Адриан, услышав о взятии Азова, заплакал от радости и велел ударить в большой колокол к молебну. Желябужский сообщает, что «того же числа в пятницу в соборной апостольской церкви Святейший Патриарх и со всеми властьми молебствовали, также были бояре, и все палатные люди, и всяких чинов люди, народу было множество, и после молебна бояре Патриарху здравствовали» [8]. Царская грамота к Патриарху, имевшая не частный, а официальный характер, была оглашена перед народом думным дьяком Емельяном Украинцевым [9], сам же Патриарх Адриан произнес в Успенском соборе торжественное слово.
Лично Патриарху Адриану предназначалась приписка на отдельном листке, который был вложен в конверт: «Благоволи, государь, Святейший Патриарх, во градъ Азов ради освящения домов Божиих прислати неукосня три антимисы с сосудами и со всеми к тому надобствы, чтоб православным християном, будущим в том граде, душевную ползу иметь». Из этой приписки, в частности, следует, что Азов и прилегающие к нему вновь завоеванные территории передавались в церковное подчинение Патриарха и включались в Патриаршую область.
В тот же день, получив почту из-под Азова, Патриарх Адриан направил Петру ответное поздравительное послание, то самое, в котором жаловался на отсутствие царской подписи под полученной грамотой: «…в порадованных мне твоих писаниях твоего государского имени не обретается, и се не вемы, како творится. Ибо когда в случаях в народ писание объявляется, и в предваряющая лета сохраняется, кто писал — ни мало знается. И так быть не подобает. Благоволи добромыслием твоим о сем посмотреть и делать, как подобает, прошу в любовь, а не в прогневание» [10].
Что касается указания Петра прислать в Азов 3 антиминса, то действительно, по свидетельству того же Желябужского, в городе сразу после его занятия приступили к устройству храмов. Одна церковь, во имя Иоанна Крестителя, существовала при турецком владычестве, но требовала починки. Две другие, соборная Похвалы Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла, были вновь устроены из мечетей [11].
Примечания:
[1] «Дневные записки» Ивана Желябужского впервые были опубликованы в изд.: Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великого. Ч. 7. СПб., 1787. С. 88−298. Новейшее издание «Записок» И. Желябужского см. в сб.: Рождение империи. М., 1997. С. 261−358.
[2] Деяния Петра Великого, мудраго преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. В 12 т. Т. XI. М., 1788−1789. С. 24−27. Грамота напечатана под N 462.
[3] Письма и бумаги Петра Великого. Т. 1. СПб., 1887. С. 93−95, 595. В примечании сказано: «Заимствовано за утратой подлинника из печатных изданий».
[4] ГИМ, Синод. собр., N I (1195), л. 438−439.
[5] Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К.И. Невоструева). Ч. 2. М., 1973. N 991. Рукопись 28. С. 104.
[6] Деяния Петра Великого. С. 27.
[7] Такая же печать есть, например, на письме Петра I к А. Ю. Кревту 17 июля 1695 г. (см.: Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 1. С. 40, 522).
[8] Желябужский И. Дневные записки // Рождение империи. С. 292.
[9] Там же.
[10] Письма и бумаги Петра Великого. Т. 1. С. 524−526.
[11] Желябужский И. Указ. соч. С. 295.
Азовская икона Божией Матери
Е. В. Буренкова
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
В 1696 г., после победы под Азовом, Ильинская Черниговская икона Богоматери была преподнесена настоятелем Болдинского Троице-Ильинского монастыря в Чернигове архим. Лаврентием (Крщановичем) с братией императору Петру I. В нижней части этой иконы помещено изображение А. и., расположенное над топографической картой-планом дислокации русских и турецких войск (слева); схематичным планом города-крепости и аллегорической фигурой Времени (в центре); крестным ходом из Троицкого собора Болдинского монастыря, возглавляемым Московским Патриархом Адрианом (справа) (ныне хранится в Музее истории религии, Санкт-Петербург; др. икона того же времени и подобной иконографии хранится в ГТГ). Особой службы иконе составлено не было.
Литература: Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII вв.: Икона Азовской Божией Матери и прорись с нее // Светильник. 1914. N 8. С. 2−12; Борин В. Памятники Азовских походов // Там же. 1914. N 11−12. С. 27−34; Русская живопись XVII—XVII вв.: Кат. Л., 1977. С. 103; Russische Ikonen und Kultgerate aus St. Petersburg. Koln, 1991. N 31, ил. 29; Великие и чудотворные / Сост. В. Е. Суздалев. Н. Новг., 1994. С. 40; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в Имп. России. М., 1995. С. 358−360.
* * *
Азовский мужской монастырь во имя святого Иоанна Предтечи
А. О. Амелькин
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
Основан 19 июля 1696 г. указом царя Петра I в отвоеванной у турок крепости Азов на месте древней церкви св. Иоанна Предтечи. Предположительно храм был построен греками до турецкого завоевания генуэзской фактории Таны-Азака в 1471 г., в 1638 г. церковь была восстановлена казаками, но при оставлении ими Азова в 1642 г. вновь разорена. Во время взятия Азова русские войсками в 1696 г. храм был окончательно разрушен. По преданию, в его руинах Петром была обретена чудотворная икона св. Иоанна Предтечи, что и положило начало обители.В 1700 г. была построена церковь св. Иоанна Предтечи, иконостас для которой писали В. Иванов и И. Герасимов. Первым настоятелем А. м. стал строитель Алексий, с 25 дек. 1699 г.- архим. Иоасаф. К нач. XVIII в. в обители проживало 30 чел. братии, на содержание которой царь определил жалованье в размере 30 р., по 25 четвертей хлеба, муки и овса. Петр также пожаловал в Азовский монастырь напрестольное Евангелие, колокол более 1 т весом, напрестольный крест и комплект из 12 Миней. Вклады делали также приближенные царя: стольник И. И. Бутурлин, боярин Б. Г. Юшков и его жена Е. Г. Юшкова. Азовский монастырь обладал крупными земельными владениями. В кон. 90-х гг. XVII в. монастырь получил землю (60×55 саженей) для построек и 2 дес. береговой земли для огорода, позднее — землю на правом берегу Дона (3 версты). В 1700 г. монастырю были переданы вотчины сосланного дьяка Ступина: д. Орловка в Данковском у. (100 чел. крестьян) и д. Титовка Зарайского у. (100 чел. крестьян). Тогда же для устроения подворья в Москве Азовский монастырь получил десятину земли у Воскресенских ворот и часовню на Каменном мосту у Всесвятских ворот. В качестве вкладов в обитель были переданы остров при впадении рек Кутерьмы и Каланчи в р. Донец, рыбные и звериные ловли на реках Хопёр и Таволожная. К А. м. была приписана Донецкая Успенская пуст. (см. Азовско-Донецкий во имя Иоанна Предтечи монастырь), а также пустующий Новоборовенковский казачий юрт в Бахмутской пров., при впадении р. Боровой в р. Донец: ок. 7500 дес. «доброй» земли, 6000 копен сенокосов, 23 050 дес. «неудобной» пашни и песков, 3 мельницы. В 1701 г. в палатах Азовского монастыря находилась резиденция митр. Азовского и Донского Парфения (Небозы). В связи с передачей Азова Турции по мирному договору 1711 г. братия монастыря (30 чел.) в дек. 1712 г. перешла в Донецкую Успенскую пуст.
В Азовском монастыре особо почиталась написанная в 1527 г. икона св. Иоанна Предтечи. По преданию, она находилась с казаками в Азове в 1641 г. и во время осады города, после видения одному из осажденных Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, «плакала слезами». При оставлении казаками Азова икону, по одной из версий, зарыли в землю, по др.- замуровали в стену храма. После взятия Азова в 1696 г. Петр I, лично участвуя в земляных работах, обрел эту икону вместе с иконой Божией Матери «Знамение», написанной на перламутре (передана в Азовский собор, по оставлении Азова — в г. Павловск). В 1712 г. икона св. Иоанна Предтечи была перенесена в Азовско-Донецкий монастырь, после 1917 г. местонахождение ее неизвестно.
Литература: Памятная книжка Воронежской губернии на 1887 год. Воронеж, 1886. С. 315; [То же] на 1893 год. Воронеж, 1893. С. 123−157; Акты Донецкого Предтечиева монастыря // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 4. С. 232−258; Материалы по истории монашества на Дону // Там же. Вып. 5. Воронеж, 1904. С. 44−45; Там же. Вып. 11. Воронеж, 1912. С. 112−117.
* * *
Азовская митрополия
Д. А. Миндич
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
Образована в 1700 г. План учреждения епархии в Приазовье возник вскоре после завоевания Азова русскими войсками в 1696 г. В проекте освоения завоеванных территорий, поданном в 1700 г. царю Петру I Иерусалимским Патриархом Досифеем II, предусматривалось учреждение в Приазовье митрополии по образцу греч. митрополичьих округов, с подчиненными епископиями. Митрополичья кафедра в Азове была создана в том же году, однако не как митрополичий округ. На Азовскую кафедру был назначен Досифей (Хореско), бывш. митр. Сочавский и Молдовлахийский, проживавший в России с 1696 г., после освобождения из польск. плена; митр. Досифей скончался в Москве в 1701 г., так и не прибыв в Азов. 21 июня 1701 г. на Азовскую митрополию был назначен Парфений (Небоза), бывшего митр. Лаодикийский. В Азов митр. Парфений также не прибыл, 3 дек. 1703 г. он был переведен на Холмогорскую кафедру. После него архиереи на Азовскую кафедру не назначались. Митрополия не имела четких границ, возможно, к ней были приписаны донские городки. С 1704 г. Азов, по всей вероятности, находился в ведении Патриаршего Духовного приказа; функции духовного управителя были возложены на архим. Азовско-Донецкого Иоанно-Предтечиева муж. монастыря (Материалы по истории Воронежской и соседних губерний / Собр. и изд. Л. Б. Вейнберг. Воронеж, 1888. Вып. 12. N 534. С. 1227−1230). По договору 5 апр. 1712 г., заключенному по результатам прутского похода 1711 г., Азов и Приазовье вновь отошли к Турции.
Повторно вопрос об учреждении архиерейской кафедры в Азове был поднят правительством императрицы Екатерины II в 1771 г. (до официального вхождения Приазовья в состав России по Кючук-Кайнарджийскому трактату в 1774). В состав Азовской епархии предполагалось включить города Азов, Таганрог (с 1770 приписаны к Воронежской епархии), крепости Днепровской линии, территории Нижнедонского бассейна, а также правосл. храмы Крыма, что должно было укрепить русское влияние в Новороссии. Проект был отклонен Святейшим Синодом, предложившим передать названные территории в состав Воронежской епархии. 9 сент. 1775 г. Азовская губ. (образована в 1775) вошла в состав новоучрежденной Славянской и Херсонской епархии (см. Днепропетровская епархия). В 1934—1937 гг. существовала Азовско-Черноморская обновленческая епархия во главе с «митрополитом» Петром (Сергеевым).
Литература: ИРИ. Ч. 1; Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1892. Вып. 1; Покровский И. М. Русские епархии в XVI—XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед. Каз., 1897. 2 т.; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI—XVII вв. Серг. П., 1914.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=38 032&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)