Седмицa.Ru | Елена Белякова | 27.10.2006 |
Лавра не избежала трагической судьбы многих монастырей России — к 1936 году все храмы монастыря были закрыты. Однако уже в 1957 году Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской Православной Церкви как приходской храм. Но только в 1996 году в Александро-Невской лавре был возвращен статус монастыря и в ней возобновилось монашеское делание и богослужение. Наместником лавры является архимандрит Назарий (Лавриненко)
Александро-Невская лавра в честь Святой Троицы
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)
Официальной датой основания Александро-Невского монастыря принято считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. (разобрана в августе 1787 г.), хотя уже с 1712 г. в монастыре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей», и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и другие работы, для которых была проложена дорога, соединившая место постройки с Санкт-Петербургом (ныне Невский проспект). Александро-Невский монастырь стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось несколько архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архитектором Д. Трезини, по проекту которого в 1717 г. началось строительство кирпичного комплекса монастыря. К 1727 г. монастырь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756—1765 гг. по проекту М.Д.Расторгуева были возведены южные, а в 1760—1773 гг.- северные линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорский корпуса). В 1780 г. архитектор И.Е.Старов, устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль монастыря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.
Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников другие обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования монастыря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 г. — 1 иеромонах, в 1715 г. — 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иеромонах Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иеромонах Павел — во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата Русской Православной Церкви вышла из стен Александро-Невской лавры. В 1720 г., когда настоятель архимандрит Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, Александро-Невский монастырь стал резиденцией Новгородских архиерее в. После образования Санкт-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами Александро-Невского монастыря являются Санкт-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода Александро-Невский монастырь был церковно-административным центром столицы. В 1797 г. именным указом императора Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.
К середине XVIII в. Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения епархии. 31 декабря 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в котором император требовал от монашества социально активного и «полезного» для общества служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в Александро-Невском монастыре духовных учебных заведений для формирования «ученого братства» — русского ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 октября 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия в Александро-Невском монастыре была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 г.- в Главную семинарию. Ее преподаватели занимались научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича) были подготовлены переиздания Киево-Печерского патерика, а также житий святых святителя Ростовского Димитрия (Туптало). В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую Духовную академию, после реформы 1809 г. переименованную в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СПбДА). По Высочайшему указу от 13 декабря 1719 г. при Александро-Невском монастыре была создана Санкт-Петербургская типография. Первыми ее изданиями стали поучение еп. Феофана (Прокоповича) в день памяти св. Александра Невского, 3 слова иеромонаха Гавриила (Бужинского) о победах русской армии, «Букварь», «Раскольничьи вопросы и ответы», «Пращица духовная». Типография просуществовала до 1727 г., затем была переведена в Москву, в 1736 г. возвращена в монастырь для печатания Библии. В лавре находилась богатейшая библиотека, а с 1910 г.- древлехранилище. В 1913 г. в Александро-Невской лавре были учреждены богословские и общеобразовательные курсы для певчих.
Перед Октябрьской революцией 1917 г. земельные владения Александро-Невской лавры насчитывали 13 090 десятин, капитал исчислялся 3 млн. рублей, значительная его часть тратилась на благотворительность. С 1714 г. в лавре существовала богадельня, куда определялись отставные военные. Лавра содержала дом призрения и Исидоровское женское епархиальное училище. В годы первой мировой войны насельники Александро-Невской лавры оборудовали и отправили на фронт передвижной лазарет, в самой обители также был открыт лазарет. Число братии в начале XX в. составляло от 130 до 150 человек. Александро-Невской лавре принадлежал открытый в 1908 г. Серафимо-Антониевский скит в местечке Зареченье Лужского уезда.
Постановлением от 7 июля 1923 г. городские власти изъяли у братии Александро-Невской лавры все помещения, кроме храмов. В мае 1920 г. были вскрыты мощи святого благоверного князя Александра и опечатана рака; с 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака — в музее Эрмитажа.
С сентября 1922 г. по октябрь 1923 г. лавра принадлежала обновленцам, с октября 1923 г. по 1926 г. часть храмов принадлежала Русской Церкви, часть — обновленцам, в начале 1928 г. в некоторых храмах служили «непоминающие», с 1928 по 1931 гг. часть храмов принадлежала Русской Православной Церкви, часть — иосифлянам. В 1931 г. все действующие храмы отошли Патриаршей Церкви. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной государства, получив статус памятника культуры. 6 июля 1925 г. договор с «двадцаткой» лавры был расторгнут и взамен были заключены договоры с верующими отдельных храмов. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, на ее территории размещалось до 17 учреждений.
В 1957 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской Православной Церкви как приходской храм. Настоятелем его стал правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. 3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи с в. Александра Невского. В 1987 г. была открыта Никольская кладбищенская церковь. Летом 1995 г. Санкт-Петербургской епархии частично был передан Духовский корпус. Первым исполняющим обязанности наместника Александро-Невской лавры был назначен епархиальный духовник архимандрит Кирилл (Пачис), в октября 1996 г. наместником — архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского. 5 апреля 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, мэра города и руководства ЦНИИ «Прометей», которому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений Русской Православной Церкви. Фактически же к началу 2000 г. лавре была передана лишь четверть тех помещений, которые значились в акте о возвращении: Духовский, Просфорный корпуса, часть Феодоровского корпуса и часть митрополичьего корпуса, где находится епархиальное управление и рабочая резиденция митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Котлярова). 18 апреля 2000 г. митрополит Владимир и генеральный директор ЦНИИ «Прометей» подписали «акт об окончательной передаче» в собственность Русской Православной Церкви всех зданий лавры.
К 2000 г. в лавре проживал 21 человек братии: 2 архимандрита, 2 игумена, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника. При Александро-Невскоя лавре действуют иконописная школа, керамические и фарфоровые производства, златошвейные мастерские. Главными праздниками Александро-Невской лавры являются: Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), иконы Божией Матери «Скоропослушница» (9 ноября), блгв. вел. кн. Александра Невского (23 ноября — день преставления, 30 августа и 21 мая — 1-е и 2-е перенесения мощей).
Храмы и кладбища Александро-Невской лавры
Свято-Троицкий собор, строительство которого началось в 1719 г. по проекту архитектора Т. Швертфегера, в 1753—1755 гг. был разобран, т.к. начали рушиться своды. Лишь в 1774 г. после 2 конкурсов одобрение получил проект И.Е.Старова, выполненный в классицистическом стиле. 30 августа 1778 г. состоялась закладка собора Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II, а 30 августа 1790 г. — освящение собора и перенесение в него мощей с в. блгв. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители. В 1782 г. к собору была пристроена двухъярусная колокольня. Иконостас выполнен Л. Пинкетти, И.А.Акимовым и Я.Мейтерлейтеном. Собор расписан в 1806 г. А. делла Джакомо по эскизам Д.Ж.Кваренги, а в 1862 г. заново П.С.Титовым по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. Скульптурное убранство собора выполнено Ф.И.Шубиным. 16 августа 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 40-х гг. XX в. часть здания занимало жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры. В 1957 г. после 2-летнего ремонта собор был открыт, заново освящен митрополитом Ленинградским Елевферием (Воронцовым), отреставрирован. С 1957 г. в нем совершаются регулярные богослужения.Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1717—1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в северно-восточном углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря в Благовещенскую церковь были перенесены мощи с в. кн. Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церковь был освящен 30 августа 1724 г. во имя с в. блгв. кн. Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особ царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (А.М.Голицына, А.А.Безбородко, И.И.Панина, А. В. Суворова, И.И.Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февраля 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация.
Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный Духовский корпус, в котором была устроена и в 1822 г. освящена церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов с приделом прп. Сергия Радонежского. До начала XX в. храм был усыпальницей государственных и церковных деятелей, в т. ч. Санкт-Петербургских митрополитов: Михаила (Десницкого), Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского). Свято-Духовская церковь была закрыта последней в лавре — в январе 1936 г. и передана в распоряжение Смольнинского райсовета; в ней разместился аэроклуб и физкультурное общество «Спартак». В 1949 г. Духовский корпус был возвращен епархиальному управлению, но в начале 60-х гг. вновь отобран. К 2000 г. в церкви находилась станция переливания крови.
Симметрично Благовещенской церкви, завершая с юго-восточной стороны Феодоровский корпус, расположена церковь с в. блг в. кн. Феодора Ярославича. Освящена в 1770 г., верхняя — во имя с в. блг в. кн. Феодора Ярославича; нижняя — во имя свт. Иоанна Златоуста. В 1840 г. перестроена и освящена заново, верхняя — во имя свт. Николая Чудотворца; нижняя — во имя блг в. кн. Феодора. С 1806 г. до начала XX в. нижняя церковь служила усыпальницей членов грузинских царских фамилий, скончавшихся в Санкт-Петербурге. С алтарной стороны Феодоровской церкви по проекту Г. И.Карпова в 1889 г. была пристроена усыпальница митрополита Исидора (Никольского), освященная 6 октября 1891 г. как придельная церковь во имя прп. Исидора Пелусиота. Постановлением Ленсовета от 2 сентября 1931 г. Феодоровская церковь была закрыта и передана в ведение Володарского райсовета, помещение церкви занимало общежитие фабрики «Рабочий». С 1931 до начала 2000 гг. в помещении Исидоровского храма находился НИИ «Прометей».
Церковь во имя Михаила Архангела освящена в архиерейском доме, построенном на западной стороне монастыря в 1758 г. по проекту М.Д.Расторгуева. В 1767 г. архиепископ Гавриил (Петров) освятил в настоятельских покоях келейную церковь во имя Всех святых. В 1819 г. после надстройки дома состоялось переосвящение церкви во имя Михаила Архангела. В начале 20-х гг. XX в. была закрыта. До начала 2000 г. в ней размещался НИИ «Прометей».
Крестовая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы заложена в 1861 г. на 3-м этаже архиерейского дома, левый придел освящен во имя свт. Тихона Задонского. Двухъярусный иконостас работы С. В. Постемского, роспись храма П.С.Титова. Закрыта в 1926 г. и передана Педагогическому музею, затем до 2000 г. в ней находился НИИ «Прометей».
Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящена в 1896 г. митрополитом Палладием (Раевым), при расширении трапезной архиерейского дома архитектором Л.П.Андреевым. Закрыта в 20-х гг. XX в., в здании находилось овощехранилище.
Над Святыми вратами лавры 15 июля 1786 г. была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенная по проекту И.Е.Старова. 12 января 1904 г. в ней был открыт латышский приход, настоятелем которого стал священник Адам Симо. Постановлением Ленсовета закрыта в октября 1931 г., в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. В 1993 г. возвращена Русской Православной Церкви.
На территории лавры расположены 3 кладбища. Большинство надгробий и памятников выполнены лучшими русскими скульпторами: Ф.И.Шубиным, И. Г. Остеррайхом, Ф. Г. Гордеевым, И.П.Мартосом, М.И.Козловским, М. Г. Крыловым, И.П.Витали. Старейший из петербургских некрополей — Лазаревский свое название получил от каменной церкви во имя прав. Лазаря, построенной в 1717 г. близ деревянной Благовещенской церкви над местом погребения царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. В 1787 г. на средства графа Н.П.Шереметева храм был расширен, на месте разобранной деревянной Благовещенской церкви построена трапезная Лазаревского храма, 18 августа 1790 г. состоялось освящение обновленного здания. В 1836 г. по заказу Д.Н.Шереметева храм был перестроен по проекту архитектора Тиблена, иконостас заменен одноярусным работы Я.Ф.Яковенко. Лазаревская церковь стала семейной усыпальницей графов Шереметевых. Осенью 1923 г. закрытая церковь вместе с Лазаревским кладбищем была передана обществу «Старый Петербург», в 1932 г. — Музею городской скульптуры. В 30-х гг. из Феодоровской и Духовской церквей в Лазаревскую были перенесены надгробия. Здесь похоронены представители родовитых русских фамилий, исторические деятели XVIII в.: соратники Петра I Г. П.Чернышёв, С.Ф.Мещерский, П.Ф.Балк-Полев, а также Ф.М.Апраксин, И.Ю.Трубецкой, И.И.Шувалов, М. В. Ломоносо в.
В 1823 г. было основано Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери, выстроенной в 1873 г. по проекту архитектора Н.П.Гребёнки на пожертвования братьев Д.М. и Н.М.Полежаевых; под церковью находится семейный склеп жертвователей. 9 мая 1931 г. постановлением президиума Ленсовета церковь была закрыта и передана райотделу связи, в 1935—1937 гг. в ней находилась почта, к 2000 г.- научный отдел Музея городской скульптуры. На Тихвинском кладбище похоронены выдающиеся деятели русской культуры: М.И.Глинка, Ф.М.Достоевский, В. В. Стасов, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, И.А.Крылов, Ф.И.Стравинский, С.П.Боткин и др. Большинство памятников 2-й пол. XIX в. были снесены в 1935—1939 гг., впоследствии по проекту архитектора Е.Н.Сагдлера на месте Тихвинского кладбища был создан некрополь мастеров искусств.
В восточной части лавры расположено Никольское кладбище с церковь свт. Николая Чудотворца, построенной в 1871 г. на средства купца Н.И.Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Церковь была закрыта 10 декабря 1932 г. После реставрации и освящения с мая 1985 г. в ней служатся ранние литургии.
Богданов А.И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779;
Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3;
Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1809;
Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813;
Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838;
Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842;
Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860;
Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890;
Покровский П.Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890;
Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894;
Сперанский А.И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897;
Александро-Невская лавра. СПб., 1903;
Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908;
Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909;
Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712−1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910;
Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910;
Грабарь И.Э. Архитекторы иностранцы при Петре Великом// Старые годы. 1911. Июль — сентябрь;
Корольков М. «Архитекторы Трезины"// Там же. 1911. Апр.;
Саитов В.И. Петербургский некрополь. СПб., 1912−1913. 4 т.;
Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713−1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913;
Семенова Л.Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.) // Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970;
Кючарианц Д.А. Иван Старо в. Л., 1982;
Кудрявцев А.И., Шкода Г. Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986;
Пирютко Ю.М. Лазаревская усыпальница — памятник русской культуры XVIII—XIX вв. в.// ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485−497;
Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990;
Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга// Старые годы. 1993. N 1;
Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995;
Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995;
он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997;
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1;
Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра// Петербург и Россия: Петербургские чтения — 97. СПб., 1997.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=37 991&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)