Русская линия
Правая.Ru Денис Ступников26.10.2006 

Русский Народный R’N’B

Как и некогда рок, R’N’B претендует быть образом жизни, квинтэссенцией мировоззрения новой генерации. Только вот с философской базой и культурным багажом у представителей названного движения вышла небольшая осечка. Все их чаяния, намерения, цели исчерпываются лишь двумя понятиями «rich & beautiful»

Это лицо неотступно преследует меня на протяжении последних трёх или четырёх месяцев. Оно взирает на меня с рекламных щитов метро, попадается во всех мало-мальски модных журналах, всплывает в виде громадного непрошеного баннера всякий раз, когда я хочу посетить какой-нибудь музыкальный сайт. Широкие скулы, пухлые губы, глубоко посаженные сладострастные глаза, чёрные кудрявые волосы, чрезмерно смуглая кожа, возможно, ещё искусственно затемнённая в фотошопе. То ли мулатка из Университета Патриса Лумумбы, то ли представительница древнего украинского рода, который заметно подточило семя турецких завоевателей. Навязчивую рекламу венчает загадочный слоган: «Русский Народный R’N’B».

Девушку кличут Бьянкой, настоящее её имя — Яна Липницкая. Со своим мужем-продюсером Михаилом Шияновым она вознамерилась привить на славянских землях заунывную негритянскую музыку, сдобренную меркантильным речитативом и неконтролируемыми любвеобильными вокализами. Как и некогда рок, R’N’B претендует быть не только модным музыкальным направлением, но и образом жизни, квинтэссенцией мировоззрения новой генерации. Только вот с философской базой и культурным багажом у представителей названного движения вышла небольшая осечка. Все их чаяния, намерения, цели исчерпываются лишь двумя понятиями «rich & beautiful» — то есть, «богатые и красивые». Даже у героя прилипчивой песенки Найка Борзова «Три Слова» горизонты восприятия были заметно шире. Неудивительно, что ограниченные ай-рэн-бишники всецело зависят от имиджа и моды. Особым шиком считается нацепить на себя как можно больше ослепительно сверкающх побрякушек.

Вот передо мной ещё один плакат — огромный щит, анонсирующий шоу Влада Топалова (экс-Smash) «Одинокая Звезда» в Лужниках. Печальный мальчик с мелированными волосами расстегнул дорогой пиджак, под которым у него спрятана добрая дюжина немыслимых размеров кулонов, медальонов, крестов и подков на массивных цепях. В таком виде Владик очень похож на забитого лакея, ограбившего в революционные дни дворянскую усадьбу. Стало быть, первым адептом R’N’B-стиля на русской земле был булгаковский воришка Жорж Милославский, придумавший надевать под пиджак антикварный нагрудный знак шведского посла. Правда, сегодняшние его потомки довольствуются относительно дешёвой безвкусной бижутерией.

Вообще, в облике «правоверных» ай-рэн-бишников немало рабского, холуйского, подобострастного. Когда из шикарной иномарки выходит небезызвестный Тимати — в куцем армячке, не заправленной рубашке и высоких сапогах — то более всего он напоминает кучера начала прошлого века. В мальчиках, косящих под Диму Билана (жалкие гребешки, бесформенные безрукавки и широченные штаны) нет ничего мужского.

Трудно придумать и что-либо ужасней девочек в огромных фуражках, и заправленных в сапоги джинсах, делающих похожими их обладательниц на такс. Притчей во языцех стали джинсы с низко посаженной талией, из которых стоические дивы не вылезают даже зимой, рискуя тем самым навсегда утратить детородные функции. «После победоносного вступления русской армии в Париж на картинках модных французских журналов появились шали и сарафаны, которые наши модницы приняли за супердостижение западной моды, забыв о том, что любая баба из подмосковной деревни может в плане сарафана дать сто очков вперёд какому-нибудь кутюрье, — написал в статье „Лубок и пупок“ журналист Константин Кудряшов, — интересно, какими успехами должна блеснуть наша нынешняя армия, чтобы западный глянец перестал заставлять наших барышень оголять пупок в тридцатиградусный мороз».

Нельзя сказать, что адепты R’N’B так уж безнадёжно глупы. Например, все участники группы БАНД’ЭРОС получили в престижных вузах по одному-два высших образования, владеют несколькими языками, а МС Батишта даже читает лекции в университете. Но они раболепствуют духу времени и сознательно обедняют содержание своих песен. Вот как, например, они передают суть своего радиохита «Не Зарекайся»: «Это анекдот. Муж приходит домой, а у жены — любовник. Тот испугался и думает: Господи, сделай так, чтобы я не разбился насмерть. Если я выживу, то по бабам — никогда. Подает на землю, отряхивается и понимает, что летел-то он всего со второго этажа. Он смахивает пыль и говорит: Господи, две минуты страха, а такая дурь в голову лезет».

Облечением анекдотов в стихотворную форму занимался, например, великий русский поэт Юрий Поликарпович Кузнецов. Однако его саркастические истории наделялись глубокой метафизической символикой («Сказка о Золотой Звезде»), тогда как тексты БАНД’ЭРОС поощряют похоть.

А что же Бьянка? Вопреки обещаниям, никакого «русского народного R’N’B» у неё не получилось. Хотя бы потому, что тексты её зачастую написаны не по нормам русского языка. «С тобой мне всё выносимо» да «я даже чувствую себя несносно» — таких нормативных конструкций в нашем языке не бывает. Под звуки «тальяночки» Бьянка норовит петь с английским акцентом. Её желание перенести R’N’B из столичных vip-клубов в пространство сельских дискотек отдаёт наглой ложью. Это — невозможно, хотя бы потому, что в наших деревнях никогда не будет определять отношение между людьми наличие «модного бренда» — как того требует Бьянка в одной из песен альбома «Были Танцы». Пожелание «стань уверенной и свободной, стреляй глазами и двигай попой» (песня «Космополитен») не имеет ничего общего со скромностью и деликатностью, изначально присущим русскому характеру. Отвращает и излишняя самоуверенность героини Бьянки, эгоистично замыкающей любовные чувства на себе, а потому и терпящей крах в отношении с парнями: «У МЕНЯ же сердце есть, ОНО расстроится, если со МНОЙ не сможешь счастье ты обрести» («Люблю»). Стоит ли уточнять, что такое потребительское отношение характерно именно для западной психологии.

R’N’B настолько идеологически куц, что даже полноценную пародию на него создать крайне сложно. Ироничная песня «Лимо», сделанная по лекалам модного направления самобытной группой «ГанДуРас», кажется откровенно вымученной и не очень смешной. Десять лет назад группа «Кирпичи» успешно привила «хип-хоп» к древу рока. В современной же ситуации лидер группы Вася Васин демонстративно умывает руки:

Вся это ай-рэн-бия мне по барабану,
Вряд ли будет понятной модному барану,
Вряд ли будет понятной какой-нибудь овце
Моя блистательная речь с аплодисментами в конце.

http://www.pravaya.ru/column/9501


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика