Русская линия
Политический журнал Николай Митрохин26.10.2006 

Крест — Востоку
Русская православная церковь сосредоточивается на Юго-Восточной Азии

Знаковыми событиями, свидетельствующими об усилении активности на Дальнем Востоке Русской православной церкви, были отмечены конец лета и начало осени. Сначала глава отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Кирилл (Гундяев) освятил новопостроенный Троицкий храм в Пхеньяне — первую православную церковь в этой стране за почти шестьдесят лет. И препоручил дальнейшее становление духовной жизни в нем Владивостокской епархии.

По пути, в Пекине, он в присутствии высокопоставленных сотрудников МИД России встретился с чиновниками, отвечающими за контроль над религиозной жизнью Китая, и в очередной раз обсудил возможность открытия храмов РПЦ в этой стране. (Это, кстати, было обещано китайской стороной несколько раньше — незадолго до летней встречи G8 — в качестве, судя по всему, компенсации за недопуск далай-ламы в Россию.)

А недавно в Хабаровске состоялся масштабный форум «Христианство на Дальнем Востоке», собравший представителей православных епархий и приходов не только из российской его части, но и сопредельных стран. На ней руководитель малоизвестного доселе Дальневосточного центра при Московской духовной академии (образован пять лет назад) иеромонах Серафим (Петровский) сделал программное заявление о необходимости миссионерских усилий, направленных на китайских и корейских трудовых мигрантов. А также сообщил о решении проводить в Москве регулярные церковные службы на китайском языке. По итогам форума образованная в прошлом году Хабаровская духовная семинария еще и открыла сайт «Православие на Дальнем Востоке», ставший самым крупным православным медийным проектом в регионе.

АКЦЕНТ НА АДАПТАЦИЮ

Все это говорит о том, что Московская патриархия по-иному взглянула на Дальний Восток. Недавно о регионе православные вспоминали лишь в контексте «духовной агрессии сектантов» и «китайского нашествия».

«Сектанты», собственно, и сейчас никуда не делись. С советских времен они однозначно доминировали в регионе по количеству и активности общин. А их горячая проповедь о необходимости борьбы с пьянством (и что немаловажно — личный пример трезвой жизни) находила поддержку в пристанционных поселках и деревнях лесорубов. На 2002 г. число зарегистрированных православных общин в Дальневосточном федеральном округе (317) на четверть уступало протестантским (409), а по отдельным регионам контраст был еще разительнее. Так, например, в Хабаровском крае (по данным краевой администрации) на 2004 г. на 261 протестантскую общину (из 370 реально существующих религиозных организаций) приходилось лишь 48 православных. При этом по численности практикующих верующих православные проигрывали не только многочисленным пятидесятникам, но и «Свидетелям Иеговы».

Однако в последние годы для православных, на Дальнем Востоке более важным стал «китайский вопрос».

Буквально за последние три года позиция центральной и местной власти, осознавшей масштаб демографического кризиса в стране, по поводу «китайской угрозы» изменилась — резко, но тихо. Ушли в прошлое антикитайские и антимигрантские филиппики дальневосточных губернаторов. Акцент стал ставиться на адаптацию и русификацию китайцев, тем более что те сами активно этого хотели.

Изменилась позиция и внутри церкви. Точкой отсчета можно считать решение состоявшегося три года назад съезда миссионеров Владивостокской епархии о распространении миссионерской литературы на китайском языке (и рекомендации приходским священникам изучать историю и культуру Китая).

CОВЕТ ОТ ПРЕЗИДЕНТА

Этот съезд также принял решение налаживать контакты с китайскими туристическими фирмами, чтобы посещение храмов вошло в их программы. Ведь часть визитеров — потомки крещенных русскими православных китайцев Маньчжурии, чья религиозная жизнь была почти полностью прервана в годы «культурной революции». Отдел внешних церковных связей Московской патриархии в лице весьма компетентного специалиста иеромонаха Дионисия (Поздняева) начал аккуратное зондирование почвы в самом Китае. А в настоящее время этот священник перебрался служить во вновь открытый приход РПЦ в Гонконге, что фактически означает начало миссии на китайской земле.

Те епископы и священники, что продолжали настаивать на необходимости борьбы с «китайской угрозой», получили вразумление непосредственно от президента Путина. Еще в октябре 2004 г. на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ он прямо посоветовал епископу Читинскому Евстафию (Евдокимову) забыть об «угрозе» и заняться миссионерством среди новой паствы. Подобные рекомендации, несомненно, повлияли на выработку новой стратегии поведения церкви в регионе. Если миссионерство среди новоприбывших пока только начинается (в тяжелом соревновании с протестантами, что в своем докладе в Хабаровске признал о. Серафим), то развитие приходской инфраструктуры РПЦ в сопредельных государствах идет бурными темпами.

Однако заметные достижения она пока что может продемонстрировать только в государствах с коммунистическими режимами. «Друг России» Ким Чен Ир, побывав в православном храме в Хабаровске, распорядился открыть что-то подобное в Пхеньяне. С 2003 г. действует приход во Вьетнаме. Еще пара контактов (и, возможно, контрактов) на высшем российско-китайском уровне, и «друзья» в Пекине, похоже, тоже согласятся дать возможность своим подданным с православными корнями ходить на всенощную.

А вот в относительно демократических Монголии или Японии, несмотря на широкие возможности для свободной миссионерской деятельности, ситуация для РПЦ удручающая. Довольно крупная (150 номинально существующих общин) часть РПЦ, японская православная церковь уже много лет находится в глубокой стагнации. В Монголии же единственный православный приход насчитывает меннее сотни прихожан. В то время как в находящийся по соседству мормонский храм (один из четырнадцати существующих в стране, помимо многих других протестантских) посещает тысяча прихожан.

Так что вопрос о реальном успехе православной миссии в дальневосточном регионе остается открытым.

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=103&tek=6346&issue=179


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru