Столетие.Ru | Сергей Перевезенцев | 26.10.2006 |
Благословение на битву
Сергий Радонежский |
Будущий великий подвижник родился в 1314 году под Ростовом Великим, в боярской семье, получив при рождении имя Варфоломей.
В начале XIV века, в борьбе между Москвой и Тверью за ярлык на великое княжение, Ростов поддерживал Тверь. Поэтому, когда Москва вышла победителем в этой борьбе, московский князь Иван Калита подверг ростовское боярство гонениям. В частности, семью Варфоломея переселили под Москву, в городок Радонеж. Впоследствии по имени этого города преподобный Сергий и будет назван Радонежским.
После смерти отца Варфоломей избрал монашеский путь. Вместе с братом Стефаном в конце 30-х годов XIV века в подмосковных лесах, на горе Маковец, они основали скит и построили церковь, посвященную Святой Троице. В 1341 году Варфоломей принял иноческий постриг под именем Сергия. Через некоторое время Стефан ушел в Москву и стал духовником великого князя Семена Гордого. А к оставшемуся на Маковце Сергию потянулась монашеская братия. Так и возник Троицкий монастырь.
Избегающий хоть какой-то власти, Сергий Радонежский не был тогда официально избран игуменом, но исполнял игуменские обязанности по просьбе всех иноков.
В те времена существовало три вида монастырей. Отходные монастыри — это скиты, устраиваемые монахами-отшельниками. В особножительных монастырях иноки проводили общие службы, но каждый имел собственное имущество. И, наконец, общежительные монастыри, в которых иноки отказывались от имущества вообще. Общежительные монастыри были на Руси и ранее, но к XIV веку уже забылись.
Троицкий монастырь поначалу был особножительным. В 1354 году тогдашний митрополит Алексий, при поддержке константинопольского патриарха Филофея, предложил троицким инокам принять новый монастырский устав — общежительный. Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси такой обителью, а Сергий Радонежский был уже официально поставлен в его первые игумены. Позднее именно Сергий и его ученики были основателями новых общежительных монастырей, самыми известными из которых стали Симоновский и Спасо-Андроников в Москве, Высоцкий в Серпухове, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Таким образом, под Москвой, в Троицком монастыре, Сергием было положено начало беспримерному в мировой истории размаху православного подвижничества, случившегося на Руси в XIV—XV вв.еках.
…И уже вскоре Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. Хотя Сергий стремился жить вдалеке от политических интриг и игрищ, жизнь заставляла его включаться в политические борения. И в наиболее сложные моменты истории, преподобный не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Так было в 1365 году, когда Сергий ходил в Нижний Новгород мирить рассорившихся князей, так было в 1374 году во время княжеского съезда в Переяславле-Залесском, так было и в 1385 году, когда Сергий совершил «миротворческий» поход в Рязань…
Позднейшие источники показывают особую роль Сергия Радонежского в 1380 году в преддверии Куликовской битвы. Так, в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович вместе с двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским, чтобы получить благословение на битву с Мамаем. А в знак своего благословения отправил преподобный Сергий двух монахов-схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю в войско Дмитрия Ивановича. Эти монахи были до принятия пострига известными воинами, не раз участвовали в сражениях. И, как сообщает «Сказание», именно Александру Пересвету выпала доля принять участие в поединке с ордынским богатырем перед битвой на Куликовом поле.
«Высокое житие»
Подвижничество Сергия в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства. Одним из необходимых условий «высокого жития» была, по убеждению Сергия, чистота души. Другим условием была идея смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим: жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром русский философ Георгий Федотов, размышляя о Сергии Радонежском, заметил: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности».Необходимой составляющей «высокого жития» была также идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. Еще одним условием «высокого жития» — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества — Сергий считал единомыслие. Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители это единство помыслов и действий всех иноков. Для общества это идея единства Руси.
И совсем не случайно то, что обитель, основанная Сергием, была посвящена святой Троице. Сергий видел в Троице высший христианский образ единства и любви, ибо ипостаси святой Троицы единосущны, не знают ненависти, но исполнены любви.
Догмат о святой Троице — один из важнейших в христианском вероучени. До Сергия Радонежского этот догмат принимался на Руси как таковой. Даже будучи объектом умозрительных религиозно-философских рассуждений, Троица не рассматривалась как необходимая часть реальной жизни. К примеру, храмы предпочитали посвящать более реальным образам: Спасу, Божией Матери, «скорому помощнику» Николе Чудотворцу, святым воинам… И лишь в Киево-Печерском монастыре Троице уделили гораздо большее внимание. Там, над главными воротами, в начале XII века была поставлена Троицкая церковь.
Как свидетельствует Житие Сергия Радонежского, троицкому игумену неоднократно совершались богоявления.
Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, которая, в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала свое покровительство устроенной им обители. Явление было уникальным в монашеской практике той поры. И сам факт видения преподобному Сергию — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Московской Руси свое особое покровительство.
Подвижническая деятельность Сергия Радонежского положила начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество. Старцы — это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. Значение старчества в русском монашестве на протяжении веков существенно изменялось. Однако сохранялась и несомненная духовная преемственность. В целом же, своим авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество.
Уже при жизни Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях. Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован. Дни церковной памяти святого Сергия Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).
Небесное заступничество
В последующие столетия Сергий почитался как небесный покровитель и заступник московских государей, — недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. А сам преподобный на протяжении всей последующей русской истории не раз являл России свое небесное заступничество. Вот лишь три таких случая.В 1521 году на Московскую Русь пошел крымский хан Махмет-Гирей. Степенная книга сообщает, что некой престарелой монахине было в эти дни видение: из Кремля с иконой Божией Матери стал уходить сонм святых, забрав иконы и святыни. По выходе из кремлевских ворот святые были встречены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, которые умолили святых не уходить, а совершить совместный молебен за спасение Москвы.
Заступничеством Сергия и Варлаама отшествие святых, а, значит, и благодати из Москвы не произошло, небесные силы вступились за Русскую Землю, и татары сами собой бежали из-под Москвы.
В октябре 1552 года святой образ преподобного Сергия Радонежского сыграл кардинальную роль во время взятия Казани. Тогдашний русский государь, царь Иван Васильевич Грозный, перед решительным штурмом молился в специально устроенной для него походной церкви. И молился он перед иконами «Троица» и «Явление Богоматери Сергию», специально привезенными из Троице-Сергиевого монастыря. Молитвенное обращение к преподобному Сергию означало для Ивана Васильевича установление духовной, мистической связи между двумя событиями — Куликовской битвой и взятием Казани. И предстояние царя перед образом Сергия означало одно — он просил чудотворца, чтобы благословение, данное преподобным великому князю Дмитрию Ивановичу, как бы перенеслось на Дмитриева праправнука — первого русского царя.
А накануне штурма Казани, как сообщает «Троицкая повесть», в русских войсках прошел слух о том, что некоторые благочестивые люди видели себя во сне в городе Казани и узрели там старца с очень густой бородой в ветхих монашеских одеждах, который ходил по городу и подметал в домах и на улицах. И узнали они в старце преподобного Сергия Радонежского. И говорил старец: «Будет у меня здесь наутро много гостей».
Вот оно, стремление увериться в помощи святого Сергия: царь молился перед его образом, а простые воины были уверены, что преподобный уже ждет их в Казани. Как же было не взять вражескую крепость? И взяли в тот же день…
Центральной духовно-мистической фигурой был для русских людей преподобный Сергий и в годы Смутного времени. Так, в «Сказании» Авраамия Палицына, в котором описывается осада Троицкого монастыря в 1608—1610 годах, приводятся рассказы о чудесах, случавшихся во время осады. Во всех этих явлениях именно Сергий выступает своего рода организующим началом для других русских святых, приводя их с собой, побуждая их к молитве за спасение монастыря.
Во всех чудесных видениях троицким сидельцам Сергий укреплял дух осажденных. Так, усердно молившийся перед иконой Богородицы тогдашний архимандрит монастыря Иоасаф, узрел в «тонком сне» преподобного Сергия, поведавшего о том, что Божия Матерь продолжает оберегать обитель: «…Ибо предстоит перед Богом и молится об обители и о вас святая Пречистая Богородица и Приснодева Мария с ангельскими ликами и со всеми святыми». И Троицкая обитель выстояла.
По словам современного историка Николая Борисова, преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков — человеком, сумевшим подчинить свою жизнь евангельским заповедям. Избегая искушения судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь великого старца, как его называли, выглядит и парадоксальным — он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем.