Дух христианина, газета | Епископ Хустский и Виноградовский Ипполит (Хилько) | 25.10.2006 |
Милостью Божией недавно в Москве мы встретились с Владыкой и говорили о том, как важно укрепиться в вере, чтобы, сохраняя чистоту Православия, в наше смутное время наступающей антихристовой глобализации, устоять в Истине.
Владыка, сегодня защита христианами основ и принципов своей Веры воспринимается отдельными лицами с негодованием. Православных священников заставляют молчать при виде незаконных антиканонических действий. Как к этому относится?
Православная Церковь на земле — воинствующая Церковь. Она сражается за каждого человека и за каждую живую душу против сатаны, который ищет, аки лев рыкающий всякую душу живую поглотить. Так что же теперь, смиряться ягненку перед волком? Смиряться надо перед Богом, а не перед сатаной. Так что копытцами волку в лоб — и бегом. Смиряться — не значит соглашаться и терпеть. И Господь наш долготерпит не безконечно. Во что это выльется, один Бог знает: то ли в скорбь, то ли в войну… Но бороться надлежит каждому. Бог не прощает только один грех — нераскаянный. Поэтому надо стараться исправляться, трудиться. Бог кающихся любит.
Президент Украины Виктор Ющенко недавно заявил, что на Украине скоро будет создана некая «единая поместная Украинская православная церковь», куда войдут все так называемые христианские деноминации. Насколько реально сейчас создание такой «церкви» на Украине?
Подобные стремления только вызовут раскол: север, центр, юг, восток Украины. Сейчас существует другая опасность — автокефалия (обособление от Московской Патриархии — ред.). Все благоразумные люди понимают, что автокефалия Украинской Церкви — это предательство. Разделение никогда ничего доброго не приносило. Господь молился: да будут все едины (Ин. 17, 21). Но едины только в духе православном. К сожалению, есть и сторонники автокефалии. Они говорят о некоей поместной украинской православной, национальной, автокефальной церкви… Исторически, жители Киевской Руси — это русские. А разделение — явное злодеяние антихристовых международных сил… Я думаю, что это чисто искусственное явление, и оно тоже пройдет.
У вас много сторонников?
Сторонники, конечно, есть, и сочувствующие есть, но сказать боятся. А чего они боятся — не знаю. У каждого своя совесть. Меня, честно говоря, этот вопрос не волнует. Меня волнует вопрос послушания. Я монах и несу послушание, которое Господь на меня возложил. Архиерейство — это послушание Богу. Но, если бы не было сторонников, не знаю, что случилось бы… Вот, скажем, встал вопрос об экуменизме. Мы собрали 14 тысяч подписей против этой гибельной ереси и отправили Святейшему Патриарху Алексию II и нашему митрополиту Владимиру. Хочется, чтобы никто не погиб. Конечно, это зависит не только от милости Божией, но еще и от решимости людей. Если желают не погибнуть, то Бог им поможет.
Мой старец, отец архимандрит Кирилл (Павлов), который духовно руководит и молится за меня, в свое время, еще десять лет назад, когда я был подвержен всяким гонениям, как-то просто сказал: «Я на автокефалию ни за что не соглашусь, это — предательство. Стойте за Истину, не мешайте Богу. Господь Сам соберет людей для блага Церкви, для славы Божией».
Поэтому каждому православному нужно просить у Бога силы и решимости стоять и выстоять за Русь Святую и Веру Православную. За единство нашей Святой Русской Православной Церкви. За чистоту Святого Православия, так как только оно спасет мир. Если не будет пресной воды на земле, наступит смерть. А Православие — это соль. Лаврентий Черниговский говорил: «Вот, купола золотят, а души чернят». Чем? Экуменизмом, глобализмом, разделением. Люди впадают в безумие и забывают, что сила в единстве, а не в амбициях. Быть архиереем и носить архиерейское звание — это разные понятия. Подобно тому, как быть настоящим доктором или просто иметь диплом врача…
Сегодня много говорят о необходимости любви к еретикам и иноверцам. В чем должна заключаться истинная любовь к ним?
Если видишь брата согрешающего — помолись о нем. Это и есть духовное проявление любви. Правда, молиться о тех, кто злобствует против Церкви и совершает смертные грехи, хулит Бога, Святые Отцы запрещают. А как можно молиться за католиков? Чтобы их Господь привел в разум истины. И то, если есть на это силы. Молиться нужно, прежде всего, о своих по вере и по духу, как и апостол Павел говорил: «Благотворите всем, но прежде своим». Молиться нужно о том, чтобы Господь даровал силы выстоять православным. А потом уже о тех, кто желает вырваться из заблуждений. А кто не желает, то как можно за него молиться? Это же насилие! Бог дал человеку свободу. Сказано: любите врагов ваших (Мф. 5, 44; Лк. 6, 35). Московский митрополит свт. Филарет (Дроздов) говорил, что «врагов Божиих — гнушайся, врагов Отечества — сокрушай, а своих личных врагов — люби». Поэтому что касается любви к иноверцам и еретикам — это явное лукавство экуменистов. Если еретики сознательно не хотят исправляться, то они враги Божии, и надо их гнушаться. Бог им Судья. Как говорил преподобный Феодосии Киево-Печерский великому князю Изяславу: «Накорми всякого: и иудея, и мусульманина, и латинянина, только сам с ними не ешь. И тарелки после них вымывай, детей своих замуж за них не выдавай и не жени». Он заповедал ревностно сохранять чистоту православной веры и жизни. «Тот, кто хвалит чужую веру и свою — кривовер. Бойся его». Двоедушие в этих вопросах более чем преступно.
А как вы относитесь к новостильникам?
Как-то с ними тяжело. Отход от святоотеческого календаря — это серьезное нарушение. Сторонники нового стиля утверждают, что, дескать, какая разница. Но если для вас без разницы, тогда почему вы так ратуете за новый стиль? Почему не вернетесь на старый? Ответьте мне на этот вопрос. — Ответа нет. А ответ простой: значит, в этом есть худой смысл, то есть плохой. Скажем, в Болгарии совершают вообще ужасные вещи: праздники все служат дважды: и по новому стилю, и по старому.
Владыка! В чем заключается для человека спасение души?
Чтобы наследовать жизнь вечную. Приготовить душу к восприятию вечности. Если душа не навыкнет здесь к чистоте, к святости, к теплу и радости, то она не сможет унаследовать жизнь вечную, потому что ничто нечистое в жизнь вечную не войдет. И грешнику, безусловно, будет хоть и мучительно в аду, но отраднее, чем в раю. Как вору скучно и тяжело в честном обществе, где никто не крадет. Так нужно заботиться об очищении чувств, мыслей, желаний, слов и дел. А как? Господи, помоги! Святые Отцы нас учат, Евангелие учит, как сохранить чистоту Православной веры. Господи, помоги! Но рационально все не постигнешь. Рациональный ум Истину не сможет принять, а вот сердце может. Сердце, которое всегда будет помнить добро.
Был один старец, отец Серафим, который всегда приходил раньше всех на братский молебен, потом на Литургию и позже всех уходил. И он читал записочки, которые уже пожелтели, и всегда говорил, что «вот эти люди в 47-м году дали мне ведро картошки». И всегда молился о них. Вот это и есть та благодарность, которой так не хватает нашему обществу.
Много пишут, много говорят. Купола золотят, строят храмы, сохраняется обрядовая церковность, а духовности не хватает. Господи, помоги! Господь говорит: «Дай мне твое сердце». А там пусто. Надо вложить силы в духовные вопросы. Что для этого требуется? Твердая решимость спасаться. Преподобный Серафим Саровский говорил, что вся беда людей в том, что не имеют решимости. Господь говорит: Приидите ко мне все труждающиеся и обременен-нии, и Я успокою вас (Мф. 11, 28), но если вы не будете идти, как же Я вас успокою? Жить православной жизнью — постигать Православие, которое познается только сердцем. Соблюдать заповеди не получается. Кайся, сохраняя праведный путь жизни. Господи, помоги!
Владыка, сейчас много говорят о соединение РПЗЦ и РПЦ МП. Но известно, что раскольников должно присоединять к Церкви, а не соединяться с ними. Каково Ваше мнение на этот счет?
Настоящие патриоты не те, кто за «кордон» убежали, а те, которые на Колыме, на Соловках да на Беломорканале жизнь свою положили. Благодаря их подвигу мы и живем. У зарубежников произошел свой раскол. Либеральная часть пошла за митрополитом Лавром, а другие, более консервативные, за митрополитом Виталием. Я думаю, все, что находится в Америке, не надо сбрасывать со счетов. Здесь и религиозное, и духовное, социальное и политическое. И «за», и «против». Все аргументы надо анализировать, мы живем на земле. Хорошее дело — чистое единство, не лукавое, не двузначное — это большая сила. Но над этим надо много работать. Духовно работать.
Как вы относитесь к декларации митрополита Сергия Страгородского?
Ошибка многих архиереев, в том числе и его, заключалась в том, что они забыли, что глава Церкви — Христос. Если бы было доверие Христу, а не себе, то судьбы Русской Православной Церкви управились бы по-другому. А то, что было подписано признание антихристовой власти, это ужасно. И опять-таки, может быть, этого и не было. Знает один Господь. Но предали Царя-батюшку, и все поплатились. Было совершено убийство, попущенное Богом. Господь попустил духовное невежество на всех уровнях: в Церкви, в армии и в народе. Пока люди не осознают, что Царская власть на земле — это прообраз Царской власти на Небе, то ничего не изменится. Смерть помазанника Божия была ритуальной. Надо, прежде всего, раскаиваться и менять свою жизнь.
Владыка! В последнее время все чаще говорят о необходимости перевода богослужебных текстов на русский язык. Каково отношение Церкви к такому явлению?
Самое негативное. Что украинизация, что русификация. В Англии говорят по-английски. Да, это другая группа языков, а для нас славянский язык не чужой. Красота церковно-славянского языка заключается в том, что лексика языка славянская, а грамматика — греческая. Это сочетание двух красивых языков. Нельзя разговаривать с Богом на том языке, на котором люди между собой ругаются. Это чистая провокация, которая направлена на то, чтобы выхолостить дух богослужения, оставив одно чинопоследование. Пусть совершают чинопоследование, но службы-то не будет! Этого и добиваются враги Православия. Ведь Служба — это молитва, а молитва там, где есть духовное содержание.
А сокращение продолжительности церковных служб?
Плохо, все это плохо. Отвечать будут перед Богом.
А строительство магазинов на территориях монастырей и храмов?
Плохо, что на территории монастыря… Происходит обмирщение жизни монастырской, а монастырь — это место подвига молитвы. Нельзя совмещать земное с вечным, духовное с материальным.
Известно, что на Украине сейчас действует более тысячи сектантских организаций. Выработаны ли методы борьбы с ними?
Прежде всего, надо самому стоять в Истине, а дальше видно будет, что нужно делать и что не нужно. Научись твердо стоять в Истине. А то некоторые православные в ограде заявляют, что тылы врага надо знать, Евангелие надо читать. Я спрашиваю, а свои тылы, каноны, ты знаешь? А мне отвечают, что это уже устарело. И такое высказывание, увы, звучит на высоких уровнях.
Как Вы относитесь к «богословию» диакона Андрея Ку-раева?
Я с ним знаком с 90-го года. И когда он сказал, что «вся моя душа в МГУ», я ему ответил тогда, что «ты там и останешься, превратишься просто в ложного богослова, потеряешь дух веры, впадешь в псевдо-духовность и запросто станешь орудием врага». Это сейчас и происходит.
Вы согласны с теми, кто защищает чтение детьми книги про Гарри Потера?
Ни в коем случае! Дети и слышать не должны! Детям следует читать «Жития Святых», поучения Святых Отцов… У детей душа, как пластилин, что приклеишь, то и останется. Нет, только не эту мерзость оккультную.
Как относиться к тому, что в Сретенском монастыре в прошлом году вышла книга «Поместные Православные Церкви», научным консультантом которой является священник Валентин Асмус. В ней автор дает «впечатляющую картину Вселенского Православия с его немеркнущим духовным светом». Но там есть глава, посвященная криптохристианству, где утверждается, что «тайные христианские священники могли иметь и мусульманский сан». Как это понять?
Никак это нельзя понять! Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а все что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). Кто две присяги принимает — тот ненадежный воин, предатель. Кто хвалит веру и чужую, и свою — тот кривовер, и он близок к ереси. Это не может быть оправдано, это непозволенное, это лукавая икономия.
Положи жизнь свою у Алтаря. Христос знает, как защитить свою Церковь и своих людей, а ты верность сохрани. Ничего не надо бояться, надо знать и заботиться только об одном, чтобы остаться верным рабом Богу и молиться. Господь Сам знает как нас защитить. Нам дана свобода выбора, а дальше действует сила выбора. Надо молиться, чтобы Господь дал силу этот выбор сохранить.
В России набирают темпы глобализационные процессы. Ваше отношение к ИНН, штрих-коду?
Те, кто похваляется, что, дескать, мы приняли коды, и страшного ничего… Это сегодня ничего. Сегодня отломилась малая или большая ветка от ствола, и она какое-то время живет сама по себе, но потом, со временем, обязательно усохнет. Это — помрачение разума. Каждое отступление удаляет благодать Божию. Если бы совсем благодать удалилась, страна сразу бы уничтожилась. А так отступает постепенно благодать, и человек становится слабее. Надо стоять в Истине и молиться: «Господи, управь, чтобы все служило не нашей прихоти честолюбивой, а славе Твоей, на благо Церкви Твоей и жизни вечной».
Как относиться к антитеррористическому законотворчеству, благодаря которому теперь каждого православного и патриотически настроенного человека можно обвинить в терроризме?
Я думаю, они хотят повесить ярлык террориста. Это уже не впервые. В Соловки, на Колыму ссылали. И тогда ведь тоже говорили, мол, мешают строить новое общество и светлое будущее. Ну, выстроили «светлое будущее», мы уже увидали, что это за светлое будущее. И опять будут кричать, что православные мешают строить «светлое будущее». Может, тоже будут ссылать. Впрочем, как Бог управит, так и будет. Важно самому научиться стоять в Истине. Если совесть будет чистая, тогда она подскажет, что делать и что говорить. Унывать нельзя. Молитесь и ничего не надо бояться. Бояться надо только греха. Чтобы грехом не оскорбить Бога. Как говорится в Священном Писании, не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). Сейчас идет свое испытание…
Нам всем, чтобы продолжить жизнь, надлежит понести подвиг за Христа. Преподобный Серафим Саровский в своих пророчествах говорил о том, что «многими скорбями Господь приведет к славе». Я верю, что и на нашей православной улице будет праздник! Может быть, он будет короткий, как молния, сверкнет! Но на все святая воля Господа. Да поможет Он нам устоять…
Беседовала Галина Симонова
http://www.christian-spirit.ru/v37/37.(1).htm