Парламентская газета | Анна Ткач | 24.10.2006 |
Если государство декларирует нацпроект «Здоровье», то, на взгляд Павла Пожигайло, нужно его как-то пропагандировать. «Надо снять сериал про участкового врача, который бы любил свою работу. Если мы хотим в государстве поднять сельское хозяйство, ограничить отток людей из деревни в город, давайте сделаем сагу о селе», — предложил Павел Пожигайло.
Конечно же, стихия рынка говорит о том, что единственная цель в производстве кино, сериалов — извлечение прибыли. В этом есть проблема, похожая на проблему наркомании. Человек может получать удовольствие от вида убийства, ужасов, от того, что кто-то бьет другого по национальному признаку. Но не нужно искушать человека такими зрелищами, уверен Павел Пожигайло.
После 1991 года у нас в стране отсутствует какой-либо механизм, который позволил бы влиять на сознание людей. И Министерство культуры собирается устранить этот пробел. «В этом году Министерство культуры и массовых коммуникаций готовит концепцию нового подхода в сфере культуры и СМИ. Через полтора года, возможно, мы предложим законодательные меры, в которых будет предусмотрено, что государство должно вскрывать самые острые социальные проблемы, выделять финансирование на это», — подытожил Павел Пожигайло.
Отрадно, что понятие патриотизма опять востребовано в обществе. «Еще совсем недавно чувство патриотизма было фактически под запретом. Его высмеивали, над ним издевались», — заметил член фракции «Родина» (народно-патриотический союз)", заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Александр Крутов. «Сегодня много говорят о национальной идее. Но она невозможна без патриотизма, веры, бескорыстия. В коррумпированном государстве эти ценности не нужны», — сказал депутат. На его взгляд, на высшем государственном уровне вспомнили наконец о необходимости патриотического воспитания. Приходит понимание простой истины, что без патриотизма не может быть боеспособной армии, что от этого зависит военная и экономическая мощь любой страны.
Патриотическое воспитание необходимо не только для объединения нации перед лицом внешней угрозы, но и для разрешения внутренних разногласий. «Россия — страна, где живут около 200 народов. Всех нас объединяет осознание того, что Россия — наш общий дом, созданный при государствообразующей роли русского народа. Когда такое понимание исчезает, любовь к малой родине превращается в местечковый шовинизм», — заметил депутат.
Ругать наше телевидение и кино, называть его кошмарным можно сколько угодно, уверен руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Но при этом нельзя не замечать, что среди массы развлекательных программ существуют передачи и каналы совершенно другой направленности — культурной, воспитательной, патриотической и так далее. И это очень существенно. «Вопрос в другом, — уверен глава Федерального агентства. — Телевидение — это деньги, бизнес. Идеологические функции оно выполняет постольку поскольку. Поэтому забота государства — финансировать нужные проекты и программы». Он напомнил, что Федеральное агентство по культуре и кинематографии сделало совместно с РПЦ десятисерийную историю Русской православной церкви. Этот фильм был показан по второму каналу. Михаил Швыдкой заметил, что просто замечательно, что существует такой канал, как «Спас».
В сфере кинематографии, по словам Михаила Швыдкого, тоже все не так уж плохо. «Сергей Шакуров закончил снимать фильм о Чечне. В главной роли — Галина Вишневская. Это будет очень сильное, патриотическое кино, не разжигающее межнациональную рознь. Владимир Хотиненко снимает фильм про 1612 год. Это очень трудная тема. Там два главных героя: русский и татарин», — рассказал он. И заметил, что государство должно серьезно отнестись к вопросу пропаганды духовных ценностей. «Надо разобраться в состоянии дел. Упрощать решение проблемы здесь опасно», — заметил Михаил Швыдкой. Но, на его взгляд, ясно одно, что патриотизм — это нормальное состояние любого человека. Либерал ли он, консерватор, русский или россиянин — он должен быть патриотом России.
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что нужна законодательная база, определяющая основы государственного регулирования в сфере формирования патриотических идеалов в обществе. При этом законодательство должно быть сбалансированным. Пока же, похоже, в стране нет четкого понимания, какие проекты, фильмы и программы нужно поддерживать. Поэтому и рекомендации «круглого стола» были весьма внушительными.
Правительству — разработать механизмы экономического воздействия на перспективное развитие культуры, кинематографии, СМИ и системы образования, учитывая их огромную значимость при формировании высоких идеалов патриотизма и нравственности в современном гражданском обществе. А также разработать пути совершенствования правоприменительной практики в рассматриваемых областях деятельности при распространении информации, приводящей к девальвации духовных ценностей, веками выработанных в российском обществе.
А Федеральному Собранию — принять активное участие в совершенствовании законодательной базы, направленной на обеспечение распространения культурных многонациональных ценностей России и формирование патриотических идеалов в культуре, СМИ и системе образования.
МНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ
Надо работать с детьми и молодежью. В этой сфере необходимо принять закон о молодежи. На государственном уровне поддержки молодежной политики, к сожалению, нет. В 75 субъектах приняты законы о молодежи. Там определена роль государства в патриотическом воспитании. А на федеральном уровне отсутствует целевая программа по воспитанию нашей молодежи. Не с кого спрашивать за решение проблемы в целом. А выделяемые средства на эти цели распыляются в разных ведомствах.
При всем многообразии молодежных организаций, работающих в области патриотического воспитания, закон о поддержке этих организаций не работает. Надо прописать более конкретно, как государство должно им помогать. На федеральном уровне отсутствует организация, которая координировала бы молодежную политику. При Минобрнауки есть департамент, который занимается этим, но не справляется со своими задачами. Нужна исполнительная структура, которая реализовывала бы программы, законы в этой сфере. Что такое государственная молодежная политика? Это и образование, и трудоустройство, и патриотическое воспитание, и социальная реабилитация, и борьба с наркоманией.
Я бы осторожно отнесся к преподаванию религии в общеобразовательных школах, особенно в национальных республиках. Тема очень непростая. К этому надо очень продуманно подойти. Что касается роли телевидения в патриотическом воспитании, наше телевидение общегосударственное и самостоятельно может определять свое отношение к детским воспитательным, например, программам. Они могли бы направлять средства от фильмов, коммерческих проектов на эти цели — это вполне решаемо, тем более что государство является учредителем общегосударственного телевидения.
Валентина ИВАНОВА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «Единая Россия»:
Патриотическое воспитание в школах, в образовательных учреждениях, конечно, нельзя рассматривать в лоб как серьезный поставленный урок и выполненная целевая установка. Какой бы мы предмет ни взяли, начиная от литературы до математики, мы в каждом найдем определенный аспект патриотического воспитания, найдем чем гордиться. Главное, чтобы педагог, учитель на это делал соответствующие акценты.
Мне кажется, поддержка общественных организаций детей, юношества, молодежи необходима. Последние июль, август, сентябрь, октябрь я проехала очень много регионов — более 15 регионов — Татарстан, Чувашия, Липецкая область, Новгородская область, Карелия и так далее. Меня поразило, что в ряде регионов, в частности в Татарстане, есть потрясающий клуб «Наследники», где школьники получают дополнительные знания о своем крае, своей улице, городе, республике, стране. Вот эта система должна быть построена и в программе патриотического воспитания.
Сейчас мы хотим создать в каждой школе попечительский совет. Но плохо то, что мы их рассматриваем только с одной позиции — материальной поддержки школы. А если поставить вопрос шире. Кто же будет заниматься вопросом патриотического воспитания в школе как не попечительский совет, как не те общественные организации, которые направляют туда своих членов, депутаты муниципальных образований и так далее? И каждый общественный попечительский совет, наблюдательный, управляющий совет в школе должен поставить вопрос: а какие у нас летние экскурсии, какие у нас поездки, как мы изучаем родной край, страну? Ведь действительно, когда пролетаешь 9−11 часов в самолете, виден весь масштаб страны — это же мощно, это же серьезно. И вот тогда ты думаешь: а что мы знаем о каждом регионе, об особенностях, о трудностях, о богатстве страны. И, конечно, даже постановка этого вопроса для наших юных граждан очень важна. Ну и, конечно же, важно, чтобы каждый регион разработал свои программы по патриотическому воспитанию молодежи. Мне кажется, что здесь мы получим интересные результаты.
ПОДГОТОВИЛИ АННА ТКАЧ, ОЛЬГА ЗЕНЬКОВИЧ
http://www.pnp.ru/archive/20 250 119.html