Седмицa.Ru | Я. Зеленина | 23.10.2006 |
Преподобный Амвросий Оптинский |
Преподобный Амвросий Оптинский
Статья из II тома «Православной энциклопедии»
Мысль о неисполненном обете не оставляла Александра Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впоследствии Оптинский иеромонах Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, который указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. Александр Гренков был принят в Оптиной пустыни преподобным Львом (Наголкиным), благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греческого монаха Агапия Ланда «Грешных спасение».
В январе 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апреля 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у преподобного Льва, затем работал в хлебне.
В ноябре 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала большую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.
Преподобный Лев перед своей кончиной, передавая руководство послушником преподобному Макарию (Иванову), сказал: «Вот, человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь».
С осени 1841 по 2 января 1846 г. Александр был келейником у преподобного Макария. Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 ноября 1842 г.- в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 г.- во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения Амвросий сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать потир и возвращался в алтарь отдохнуть.
В марте 1848 г. Амвросий по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в схиму с сохранением имени Амвросия.
Тяжелая и продолжительная болезнь, закрывшая для Амвросия путь внешней деятельности, была явным проявлением воли Божией, призвавшей его к более высокому служению — старчеству. Еще при жизни преподобного Макария с его благословения некоторые из братии приходили к Амвросию для откровения помыслов.
После кончины преподобного Макария 7 сентября 1860 г. Амвросий переселился в домик вблизи скитской ограды, с правой стороны колокольни, к которой была сделана пристройка («хибарка») для приема женщин. Здесь он прожил 30 лет, самоотверженно служа ближним, постепенно заняв в духовной жизни Оптиной пустыни место преподобного Макария.
В 4 ч. утра келейники прочитывали Амвросию келейное правило -утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час. После непродолжительного отдыха старец стоя слушал часы и, смотря по дню, канон с акафистом Спасителю или Божией Матери. Вечернее молитвенное правило состояло из малого повечерия, канона Ангелу-хранителю и вечерних молитв. Все остальное время Амвросий принимал посетителей, нуждавшихся в духовном утешении, разрешении житейских вопросов, отпущении грехов.
Амвросий в особой, редкой мере обладал даром христианской любви, делавшей его снисходительным и мудрым врачевателем человеческой слабости и недостоинства. Любовь Амвросий считал высшей добродетелью, стяжание ее — необходимым для спасения; духовным детям Амвросий чаще всего давал советы о терпении, снисхождении к немощам и понуждении себя к добру.
Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к Амвросию тысячи людей — аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных, — шедших к нему со своими бедами и немощами. Амвросий принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. князь Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. Амвросий стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60−80-х гг. XIX в., когда в русском обществе были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.
Все свои необычайные дарования Амвросий покрывал даром смирения, который стремился передать своим духовным детям. Старец никогда не учил прямо от себя, он ссылался на Священное Писание или скрывал свое знание за словами «люди говорят». Дар исцеления Амвросий скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам и святыням. Зачастую свои поучения старец облекал в форму рифмованных, легко запоминавшихся присказок, близких к пословицам: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Несмотря на множество посетителей и постоянное недомогание, Амвросий еще при жизни старца Макария участвовал в книгоиздательской деятельности Оптиной пустыни. При преподобном Макарии издавалась только святоотеческая аскетическая литература, в 60−80-х гг. XIX в. под руководством Амвросия и при деятельном участии иеромонаха Климента (Зедергольма), архимандрита Леонида (Кавелина), преподобного Анатолия (Зерцалова), отца Агапита (Беловидова) и другие были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пустыни: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (Составленное архимандритом Леонидом (Кавелиным. М., 1861, 18 812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (Составленное иеромонахом Леонидом. М., 18 622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862−1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (Составленное иеромонахом Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (Составленное иеромонахом Леонидом. М., 18 763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (Сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (Составленное архимандритом Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Особое внимание уделялось жизнеописаниям и творениям Оптинских старцев и св. отцов. Книги рассылались епархиальным архиереям, по библиотекам монастырей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. По благословению старца в 1890 г. художником Д. М. Болотовым (впоследствии иеромонах Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов».
С именем Амвросия связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, в который в отличие от других монастырей принимали неимущих и больных женщин.
В Шамординской обители Амвросий провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 октября 1891 г. св. мощи Амвросия были перенесены в Оптину пустынь и похоронены на юго-восточной стороне Введенского собора, рядом с преподобным Макарием. Много раз Амвросий после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита. Известны случаи исцеления от телесных болезней и беснования после служения панихиды на могиле Амвросия.
6 июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Амвросий был причислен к лику святых с установлением всероссийского почитания. 16 октября 1988 г. при раскопках в Оптиной пустыни были обретены честные останки одного из оптинских старцев, ошибочно принятые за останки Амвросия и впоследсвие опознанные как останки преподобного Иосифа (Литовкина).
Мощи Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 оптинских преподобных и в настоящее время почивают в приделе во имя Амвросия, Введенского собора обители.
В Оптиной пустыни хранится икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из кельи Амвросия и принадлежавшие преподобному вещи (скуфья, палочка-посох, наградной крест, чарка). К прославлению Амвросия были написаны тропарь (проект игумена Андроника (Трубачёва)) и кондак (проект архимандрита Иннокентия (Просвирнина)), впоследствие — Служба с акафистом (проект протоиерея Вадима Смирнова, впоследствие игумен Никон).
Сочинения: Изречения старца Амвросия Оптинского, записанные преимущественно сестрами Шамординской общины // ДЧ. 1892. Ч. 1. С. 176−195, 383−385, 527−530; Ч. 2. С. 151−154; Ч. 3. С. 370−371; Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1894. Ч. 1; 1897. Ч. 2; Поучение старца иеросхимонаха Амвросия, о том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе, а также о покаянии. М., 1896; Избранные места из писем иеросхимонаха Амвросия к семейным особам. М., 1897; Душеполезные наставления старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Амвросия / Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1898; Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Серг. П., 1908. Ч. 1. М., 1991р; Собрание писем блаженной памяти статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Серг. П., 1908. Вып. 1; 1909. Вып. 2; То же. Козельск, 1995р; Ответы старца иеросхимонаха Амвросия на вопросы новоначальных // Листки Казанской Амвросиевской женской пустыни. Шамордино, 1908. N 55; Молитвы о помощи и других житейских делах: Советы преп. Амвросия Оптинского. М., 1995; Молитвенное правило преп. Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996; Собрание писем… [к монашествующим и мирянам]: В 3 ч. М., 1997р; Собрание писем… к превосходительной NN и настоятельнице N общины. Козельск, 1997; Три неизвестных сочинения. СПб., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. речения, извлеч. из разных источников / Сост. схиархим. Иоанн (Маслов). М., 1998.
Литература: Агапит (Беловидов), архимандрит Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия. С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19 083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхимонаха Амвросия: Канд. дис./ МДА. Загорск, 1987; Акафист преп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптин-ский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202−223.
Мон. Екатерина (Филиппова)
Иконография. Значительное число сохранившихся живописных портретов Амвросия выполнено иеромонахом Даниилом (Болотовым). Одним из ранних подписных является портрет 1892 г. (ЦАК МДА), созданный спустя год после смерти старца, в день его кончины: Амвросий изображен в монашеской мантии и клобуке, с крестами наперсным и наградным в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Несколько авторских повторений портрета, где старец изображен лежащим на подушках, в белой рясе, темной мантии и скуфье, с четками в руках, написаны иеромонахом Даниилом в кон. XIX — нач. XX в., напр., 1892 г. (Церковно-исторический музей Свято-Данилова монастыря); 1902 г. (ЦАК МДА); 2 портрета из Оптиной пустыни (без подписи художника). По-видимому, работой иеромонаха Даниила является и погрудное изображение старца кон. XIX — нач. XX в. (Оптина пустынь). Кроме того, существует несколько портретов, созданных неизвестными художниками (2 в ГММК; в Церковно-историческом музее Свято-Данилова монастыря; в Оптиной пустыни); на портрете кон. XIX в. (ЦАК МДА) преподобный изображен в рост, сидящим во дворике, с палочкой и четками в руках (по надписи на подрамнике, принадлежал М. А. Лесенковой).
После канонизации появились иконы, на которых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» — на иконе 1990 г. работы Л. Шеховцовой); или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 г. работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография Амвросия (напр., икона 1997 г. работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного в Введенском соборе Оптиной пустыни), создан шитый покров на раку (1990 г., мастерская Княжина женского монастыря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.).
Литература: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова// Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235−239. Кат. 214, 215.
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=37 882&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)