Русская линия
Русский дом Александр Москалев23.10.2006 

Славянский взгляд
+ 135 лет назад, 23 октября 1871 года умер выдающийся русский фольклорист и гражданин Александр Николаевич Афанасьев

Широкому кругу читателей он известен как собиратель и издатель Русских народных сказок. Менее известно, что он издал ещё и «Русские народные легенды» и «Русские заветные сказки». Пожалуй, только специалисты знают, что он был автором большого трёхтомного исследования «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими знаниями других родственных народов». В одном из интервью выдающийся русский поэт ХХ века Юрий Кузнецов на вопрос об истоках его поэтического творчества ответил честно: «Господь меня надоумил найти и проштудировать „Поэтические воззрения“ Афанасьева». Они раскрыли ему возможности метафор русского языка.

Особое значение труда Афанасьева заключено в богатстве громадного собранного им материала, в установлении живых связей языка в его историческом развитии. Учёный бросил вызов официальной идеологии, терпел многие лишения, потому и ушёл из жизни преждевременно.

Идея создания свода русских сказок наподобие «братьев Гримм» родилась у него в 1851 году, и Совет Русского географического общества постановил передать своему члену собрание народных сказок. Около 1000 сказок подарил молодому коллеге Владимир Даль, некоторые сказки он записал сам.

Годы пребывания на государственной службе были самыми плодотворными в жизни А. Н. Афанасьева. Но постоянный интерес его к языческим верованиям и творчеству народа, пропаганда фольклора вызывали резкое недовольство властей — церковных и светских. Учёный и филологический азарт исследователя путали с идеологией, с пропагандой язычества. А ведь это было проникновением в глубь языка, верований и обрядов. «Чтобы нагляднее показать то важное влияние, какое имели на создание примет, гаданий, снотолкований и вообще поверий язык и наклонность народного ума во всем находить аналогию, мы приведём несколько примеров… Не должно кормить ребенка рыбою прежде, нежели минет ему год; в противном случае он долго не станет говорить: так как рыба нема, то суеверие связало с рыбною пищею представление о долгой немоте ребёнка». Практичный и непоэтичный ум современного человека считает рыбу просто опасной пищей из-за костей, а тут — метафора! «Не ешь с ножа», — крикнут невоспитанному человеку, а в этом тоже скрыт глубинный смысл: «Не должно есть с ножа, чтобы не сделаться злым, — по связи понятий убийства, резни и кровопролития с острым ножом».

И так постоянно — в труде, в быту, при общении с природными стихиями проявлялся и выявлялся древний славянский взгляд на мир. Сегодня он — почти утрачен, но и тогда воспринимался многими как пережиток или предрассудок. В 1862 году, по доносу провокатора, Афанасьев был уволен из архива без пенсиона и с запрещением впредь состоять на государственной службе. Материальные лишения, тяжёлые жилищные условия, болезни, распродажа прекрасно подобранной и необходимой для работы библиотеки добивали учёного, который не прерывал работы. «Я сижу теперь за славянской мифологией, но работа подвигается медленно, и не знаю, успею ли нынешнее лето приступить к печатанию первого тома», — писал он П. П. Пекарскому 19 мая 1865 года.

Громадное исследование стало последним трудом А. Н. Афанасьева; 23 октября 1871 года он угас от чахотки. Похоронен А. Н. Афанасьев в Москве, на Пятницком кладбище, которое приютилось в районе Рижского вокзала среди городских громад, где жители почти утратили этот славянский поэтический взгляд на природу и гармоническую жизнь.

http://www.russdom.ru/2006/20 0610i/20 061 035.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика