Православная газета г. Екатеринбург | 23.10.2006 |
Когда на городских воротах был вывешен указ о преследовании христиан, святой Евлампий стал обличать царя, который вооружился не против врагов Отечества, а против невинных и полезных ему и государству граждан. Его схватили и привели на суд. Судья пытался склонить юношу к отречению от Христа, а когда ему это не удалось, приказал мучить. Святого истерзали так, что тело его было одной сплошной раной, после чего его положили на раскаленное ложе. Но Господь явил чудо, и со смертельного ложа мученик встал совершенно здоровым.
Услышав о мучении брата, святая Евлампия прибежала и сказала ему: «Зачем же ты не известил меня, чтобы и я с самого начала могла терпеть с тобой мучения? Не вместе ли мы воспитаны и не в одного ли Бога научены веровать?». Святую стали бить по лицу так, что совсем обезобразили его. Святой же Евлампий укреплял сестру словами Спасителя: «Не бойся, сестра, убивающих тело, души же не могущих убить». Наконец, обоих мучеников бросили в горящую печь, но пламя в ней погасло. Святую Евлампию усекли мечом, а ее брат скончался прежде этого.
Видя чудеса во время мучений святых, многие тогда уверовали. Все они, более 200 человек, были казнены.
Обратим внимание на слова Христовы, которые говорил сестре святой Евлампий: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики знали, что душа не прекращает своей жизни вместе со смертью тела. Они знали, что для спасения ее от вечной смерти, в случае необходимости, нужно пожертвовать своей земной жизнью, чтобы не лишиться вечной. Все это побуждает нас подумать о высоком достоинстве человеческой души. А для руководства возьмем сочинения святителя Тихона Задонского.
Вот что пишет о душе святитель Тихон:
«Душа человеческая, по описанию святого Макария Египетского, есть некоторое создание Божие разумное, прекрасное, великое, чудное и преизрядное, подобие и образ Божий…
Бог ради человека все небо и землю с украшением их сотворил… ибо все вещи созданы от Бога прежде человека для того, дабы было где человеку жить и чем довольствоваться, и было бы кому служить человеку… Все сие приписуется человеку ради души его разумной, благородной и прекрасной…
Красота души человеческой и от тела человеческого, в котором душа, как в доме своем, обитает, познается… Ежели же столь прекрасно и совершенно тело — дом и жилище души: сколь прекраснее душа, которая в нем обитает?..
Наипаче красота и достоинство души человеческой познается из того, что в ней образ Свой Божественный напечатлел Бог и Создатель наш… Рассуди, какую красоту и великолепие имеет несозданное естество — Бог… Бог есть красота бесконечная, которой ангелы святые от начала насытиться и восхвалить не могут… Если же уразумеешь красоту и благолепие бесконечное величества Божия, тогда познаешь, коль великая, дивная красота и благолепие души человеческой…
Сын Божий, не кто-либо из тварей — Сам Бог и Создатель, Слово Отчее, Сам Царь небесный принял на Себя великое посольство, явился на земле ради души человеческой — взыскать ее и спасти ее; и тридцать три года на земле жил, как един от человек, и как раб, един от нищих и бедных трудился, бедствовал, плакал, алкал, жаждал, безчестия и хуления терпел — ради души нашей; ужасное мучение понес; един праведный и святый — на древе крестном умер, и все сие Человеколюбец совершил для спасения души нашей».
Однако же, несмотря на все это, многие очень часто не ценят и не заботятся о своей душе. Такую чрезвычайную небрежность по отношению к душе святитель Иоанн Златоуст описывает так: «Кто в состоянии довольно оплакать безумное и странное поведение людей? Когда заболеет их тело, они зовут врачей, следуют самым жестоким их предписаниям, принимают самые отвратительные лекарства, подвергаются самым нестерпимым приемам врачевания. Точно так же они поступают, когда заболеет кто-либо из их слуг, и, если слуга отказывается принять лекарство, они насильно принуждают его к тому.
Но когда больна их душа, они не думают даже и посоветоваться с врачом; не хотят принять самого приятного из самых приятных лекарств, то есть заповедей Божиих и таинств Христовых. Свою бессмертную душу они лечат несравненно хуже, чем свое смертное тело, чем даже последнего из своих слуг».
Запечатлеем же эти слова в своем сердце и будем просить Господа, чтобы Он помог нам заботиться о своей драгоценной душе больше, чем мы до этого заботились, нередко опекая только одно тело, являющееся лишь жилищем души.