Ижица | Ирина Трифонова | 23.10.2006 |
Из истории почитания преп. Трифона Вятского
21 (8 ст. ст.) октября Русской Православной Церковью празднуется память преподобного Трифона Вятского. Его образ вы увидите в Троицком и Александро-Невском Соборах г. Ижевска, написанным на западной стене, — особым почитанием святой издавна пользуется в Удмуртии. Ведь этот яркий церковно-политический деятель, родившийся в с. Малонемнюжском на реке Мезени Архангельской области, стал основателем первых монастырей в вятской земле, к которой относился и наш край. Постриг (в миру Трофим) принял около 22 лет в Пыскорском монастыре. Оттуда, не поладив с братиею, ушел на р. Мулянку, где встретил пермских остяков — предков удмуртов «и нача им учителну повесть творити» — проповедовать…В 1580 г. Трифон ушел в Вятские земли, где основал Успенский монастырь в г. Хлынове (Киров), который вскоре стараниями своего игумена, бившего челом русским царям Ивану Грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову, стал богатейшим в крае… А жизнь его настоятеля оказалась тесно переплетенной с виднейшими личностями эпохи. Жил преподобный и на землях, принадлежащих Строгановым, был знаком с представителями этого известного рода. Поздняя его деятельность относится к периоду смутного времени на Руси. Среди повествований об этом периоде есть и три, содержащих упоминание о том, что юный Григорий Отрепьев (лжедмитрий) «остался после отца своего млад зело с материю своею…и по некоем времени случися ему беседа Вятские области града Хлынова Успенского монастыря со игуменом Трифоном, той же игумен Трифон увеща его бытии мнихом. И по совету того игумена пострижеся во иноческий образ и наречеся имя ему Григорей"… Причастность Вятского игумена к столичным событиям Смутного времени остается невыясненной.
Скончался преп. Трифон после трудов, скитаний, гонений на себя со стороны братии и представителей властей в родном монастыре в 1612 или 1613 году.
В 1912−13 гг. в Вятке прошли празднования по поводу 300-летия со дня смерти вятского игумена. Торжества совпали с 300-летием дома Романовых. Очень серьезно к дате подошли светские и церковные научные круги: в 1910 г. был создан юбилейный комитет, Вятской ученой архивной комиссией (ВУАК) велись активные исследования жизни, деятельности и истории почитания преп. Трифона Вятского, для чего, в частности, и был создан специальный Трифоновский церковно-археологический музей. Особенно насыщенной по сбору материала о вятском игумене была деятельность преосвященного Павла, епископа Глазовского, председателя юбилейного комитета, и протоиерея И. М. Осокина, смотрителя Вятского духовного училища, действительного члена ВУАК, члена комитета музея. Последнему принадлежит ряд статей о преп. Трифоне, публикация одной из рукописей жития этого святого, приобретенной, кстати, в 1911 году от старообрядки вдовы Аграфены Семеновой Мыльниковой, проживавшей в починке Вожьяке Сарапульского уезда (на земле Ижевского завода), Якшур-Бодьинской волости. Он же стал одним из первых исследователей истории почитания преп. Трифона Вятского (ТВУАК. Вятка, 1912. Вып I-II). Интересны итоги его исследования, которые мы дополним своими данными.
Дело в том, что документов об официальной канонизации преп. Трифона Вятского нет. Исследователи начала XXв. были склонны считать, что ее и не было. Некоторые связывают этот факт с сомнением церковно-государственных кругов в политической благонадежности Вятского игумена, постригшего Гришку Отрепьева и посещавшего Чудов монастырь в Москве, когда тот был ядром оппозиции Борису Годунову. Так или иначе, но еще в начале XX века преп. Трифон Вятский не чтится общецерковно, его имени даже не было в месяцеслове… Однако местное почитание развивалось быстро. Еще по своей смерти Трифон Вятский оставил духовное завещание братии монастыря, в котором просил: «Бога ради, по моем животе мене грешного не забудите, но поминание творите в литиях и панихидах больших и менших». Панихиды, как и положено по усопшему, совершались очень долгое время (в некоторых местах даже наряду с молебнами в н. XX в.) Позднее начали собирать воспоминания о вятском игумене, не ранее 1663 г. было написано его житие. При этом, видимо, кое-какие автобиографические записи оставил по себе и сам преподобный — в 1601 г. в его келье хранилась рукопись — «житье архимандрита Трифона от рожденье его, и как он летал со ангилом, не видя ни неба, ни земли». Так благоговейная память о почившем стала основой местного почитания его как святого.
В 1684 г. при строительных работах в монастыре мощи игумена были обретены «изсохша в нетлении», 6 лет находились в особой часовне, а затем были сокрыты под спудом во вновь устроенном Успенском Соборе. Тогда же, в XVII в., на гроб игумена было положено его изображение, которое стало и первой его иконой…
Уже в 1710 г. священник Малонемнюжской Воскресенской церкви просил преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важского, дозволить устроить на родине преп. Трифона Вятского часовню и установить в ней список с иконы из Вятского монастыря.
Вятский Успенский монастырь стал центром почитания преп. Трифона Вятского. Отсюда шли по епархии крестные ходы. Среди икон крестного хода в документах упоминается и икона преп. Трифона Вятского, впервые, по данным протоиер. И. Осокина, под 1820 г…
Готовясь к 300-летию памяти преп. Трифона Вятского, Павел, епископ Глазовский, выяснял, в каких местах, кроме Вятской епархии, почитается этот святой. Оказалось, что именно в тех местах, где бывал преподобный — с. Малонемнюжском и соседней с ним деревни Архангельской епархии и четырех селах Пермской епархии — на реках Чусовой и Муллянке. Причем из рапорта Преосвященному Павлу от причта с. Нижнее Муллы следовало, что никаких сведений среди местного населения о преп. Трифоне Вятском не сохранилось, и он не почитался в этих местах, где даже икон его не было. И только протоиерей И. Осокин, в 1902 и 1903 гг. приезжавший в Нижнее Муллы на места подвигов преподобного, установил здесь его почитание. При содействии местного крестьянина Георгия Каменских на берегу р. Муллянки, где была найдена пещерка, отождествленная протоиереем И. Осокиным с землянкой преп. Трифона Вятского, была устроена часовня, рядом находился источник…
«Трифоновский» источник почитался и близ сел Успенского и Нижнее-Чусовские городки Пермской епархии.
Что касается Вятской епархии, то преп. Трифон Вятский также почитался не повсеместно. «Собранные сведения, — писал протоиерей И. Осокин в 1911 г., — показали, (что) в 326 церквах Вятской епархии память преп. Трифона совсем не почитается, хотя в некоторых из них имя его, а также имя блаж. Прокопия (Вятского) произносится на отпустах церковных служб. Если общее число церквей епархии… 890…, то нужно признать, что 36% церквей Вятской епархии еще не чтут своего местного святого». Данные протоиерея И. Осокина говорят также о том, что на территории Глазовского уезда память преп. Трифона Вятского чтили в 30 церквах, не почитали в 16. По Сарапульскому уезду эти цифры соответственно 73 и 67. Как видим, на севере современной Удмуртии почитание этого местного святого было более развито. Это, конечно, связано с тем, что на р. Чепце прочно бытовало предание, зафиксированное впервые Г. Е. Верещагиным в 80-е гг. XIX в., о пребывании здесь самого преп. Трифона Вятского. Согласно этому преданию, у реки была каменоломня, которую и посетил преподобный. Застал он здесь мужиков, которые не могли добыть крупный камень. Святой сказал им, что завтра с Божией помощью камень добудут. Так и вышло, а на месте, где был камень, забил родник… Однако преп. Трифона Вятского вместо благодарности мужики ругали, не веря его святости. Тогда преподобный скатил в реку камень да и уплыл на нем…
В 1887 г. здесь, при починке Каменное Заделье у источника, была устроена часовня «деревянная на каменном фундаменте» 4 на 4 сажени в 7 окон. В ней помещались большой крест, иконы Спасителя, Божией Матери и преп. Трифона. А в 1913 г. (очевидно, в связи с 300-летним юбилеем) была выстроена деревянная церковь с одним престолом во имя преп. Трифона Вятского. Тогда празднества перенесены были в храм. При часовне же молебны служились в Духов день и на Успение.
Кроме того, часовня, в которой особо чтили память преп. Трифона 8 октября, находилась в починке Унтем прихода Иоанно-Богословской церкви с. Игры Глазовского уезда.
Поворот в истории почитания преп. Трифона Вятского произошел в связи со следующими событиями 1901 года. 29 июня в Синоде был заслушан доклад Преосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, который изучал агиографию. Он был обеспокоен тем, что «в календари и месяцесловы, издания частных лиц, а равно в научныя и назидательныя сочинения… вносятся нередко имена местно чтимых русских святых не канонизованных, каковыя имена, по неведению, могут быть даны новокрещаемым и за сим таковым святым могут быть совершаемы… молебны, тогда как на месте упокоения их совершаются только панихиды, или даже и панихид не совершается…». Синод, в свою очередь, желая прояснить положение с местночтимыми святыми, 10 августа 1901 г. предписал епархиальным архиереям представить данные о почитании неканонизированных святых. Поэтому 27 сентября Вятская духовная консистория направила по благочинным округам циркулярные указы о том же. Таким образом, выяснилось, что неканонизированного преп. Трифона Вятского почитают в 1 округе Вятского уезда, 1, 2, 4, 6 округах Глазовского, 2, 3 Уржумского, 2 округе Нолинского и 1, 4, 5 Яранского уезда. Местами в этих округах почитаются также неканонизированные преп. Прокопий, Вятский Чудотворец и Симеон Верхотурский. Синод, принявший к сведению эти данные, в 1903 году издал «Верный месяцеслов всех русских святых», где впервые официально под 8 октября значилось «Преставление преподобного архимандрита Трифона Вятского в 1612 году». Служба и акафист преподобному впервые были изданы стараниями юбилейного комитета к 8 октября 1912 г.
Лит. о преп. Трифоне Вятском см. в Трудах Вятской ученой архивной комиссии за 1912 г. Вып. I-II. Вятка
http://izhiza.ru/santa-udmurt/trifon2006.htm