Русская линия
Сибирская Православная газета Анна Панкова23.10.2006 

Да будут разговоры наши таковы.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго взыскивали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.

С прискорбием приходится говорить, что гнилые слова сегодня стали нормой в языке нашего народа. Не будем идеализировать прошлое, сквернословие во все времена находило своих приверженцев. И ни в какие годы не было истребляемо совершенно, как и любой вид зла. Однако всегда общественная мораль ставила мат вне закона, вне литературы, вне воспитания, вне общения порядочных людей. Но в последние годы, когда нашу страну стали усиленно превращать как бы в большой притон, нецензурщина сделалась сначала допустимой, а теперь уже и по-хозяйски расположившейся сожительницей улиц и площадей, Дворцов культуры (!) и учебных заведений, печатных страниц и общероссийских программ ТВ, не говоря уже об эпидемии грязной видеопродукции.

Речь высокопоставленных чиновников, депутатов, общественных деятелей стала зачастую похожа на речь уголовников, босяков, людей, потерявших социальный статус. А сколько «пирамид» из некрасивых слов ежечасно «строится» в красивых наших административных зданиях! Какая армада ухоженных людей, стоящих у руля управления коллективами (!), «руководит» подчиненными без всякого стеснения с помощью мата!

Сквернословие употребляется даже в семьях. И не только в общении между взрослыми, но, подчас и в разговоре родителей с детьми, в том числе и совсем маленькими. И что особенно страшно, причиной сквернословия уже не всегда служат раздражение, гнев. Непотребные, мертвящие слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюбленные!

Это признак особой, пугающей деградации, когда уничтожается всякое понятие меры, такта, приличия в общении между людьми. Недавно при нечаянном обсуждении этой темы в компании достаточно образованных людей довелось услышать от одного по внешности вполне интеллигентного человека даже такое мнение: «Русский язык невозможен без мата, без него наша речь теряет свою выразительность». (!)

Людям, которые находятся в здравом уме, вряд ли стоит обманываться относительно сути этой настоящей народной беды. Вне всякого сомнения, в духовном и нравственном смысле матерная ругань есть явное проявление зла в человеке, даже если он ругается в ответ на зло, от отчаяния, обиды, бессилия или просто так, «для связи слов в предложении». Совсем не случайно матерщина в русском языке является синонимом сквернословия.

В словаре Владимира Даля, который является результатом глубокого изучения не книжного, а именно живого, народного русского языка, сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов…

Не так давно ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к сенсационному выводу: оказывается, при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат, так как ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют подобно радиации. Ученые с помощью научных экспериментов установили, что добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к болезненности и вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное и услышанное нами слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. А наша «родословная», вполне естественно, означает «род» в «слове».

То, что так ошеломило современных ученых, с незапамятных времен известно всякому верующему в Бога человеку, даже и не постигшему высот человеческой образованности. Прилежно следящий за собою, в каком духе он живет, знает, что одинаково худы и негодная, гнилая жизнь, и негодное, гнилое слово. Если имеешь одно, будешь иметь и другое. Святой блаженный Августин замечал, что некоторые очень разборчивы в пище и не допускают в уста свои известных яств, но не так разборчивы и осторожны относительно слов, исходящих из уст их. А ведь дурное слово может повредить нас и даже уничтожить не хуже меча.

Первое из ожидающих душу после смерти испытаний — это мытарство за злые и бранные слова. В Евангелии от Матфея (12−37) Господь предупреждает нас: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Православие считает сквернословие смертным грехом, т. е. грехом, ведущим к смерти, которая понимается как вечные муки ада. В духовном смысле матерщина — словесная жертва сатане. Тяготение к этому пороку стоит в прямой зависимости от того, насколько люди близки к Богу. А Бог есть Добро, Любовь, Истина. Отодвигаясь от Него, человек вольно или невольно попадает в область сатанинскую. В духовном плане ни один человек не сможет избежать этого выбора, «на нейтральной полосе» никто останется.

Кто приобретает привычку материться, тот приобретает привычку обращаться не к Богу, а к сатане. Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходится платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде наркомании, пьянства, курения, распущенности, блуда, самоубийств. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной, а затем и телесной.

Среди православных верующих живет предание, что Пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Ее уделов на Земле. Но, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в Своих молитвах сквернословов. Богородица не молится за тех, кто ругается матом. И в русском народе издревле матерщинников именовали богохульниками.

Матерный язык — наследие языческих времен. Явное подтверждение этому — одновременный рост повсеместной тяги к мату и к языческим зодиакальным волхованиям, гороскопам, знахарству, ворожбе и тому подобному бесовству. Вся эта языческая свистопляска, конечно, несовместима с высокой русской культурой, нравственностью и духовностью, сформированными православным миропониманием. Именно оно некогда воздвигло Святую Русь и сделало нашу Родину великой, о чем мы так легко нынче забыли, впадая в смрад и скверну…

Нашей стране, нашему народу, который Бог особо выделил Своим вниманием, Творец Вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности. Ведь сила народа выражается, передается и созидается как через веру, так и через культуру, главным орудием которой является народный язык. Великий Михайло Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, а сверх того — богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

И от этого-то языка мы отказываемся! Матерщинники вместо Богом данного богатства употребляют жалкий наборчик гнусных, не Богом данных слов, но подсказанных извечным врагом рода человеческого — дьяволом. Такие люди сознательно калечат в себе образ Божий — и это начало богоотступничества. Сегодня продаются даже словари матерной ругани. Дьявольские силы, устремившиеся погубить Россию, делают все, чтобы народ наш учился сам себя осквернять. Привычка к «крепким выражениям» формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре (даже если он работает в области культуры), делает такого человека ненадежным во взаимоотношениях с другими. На того, кто постоянно матерится, нельзя положиться в серьезном деле, ведь привычка к сквернословию — видимый признак внутреннего духовного и нравственного разложения человека. Тот, кто легко позволяет себе нечистую, гнилую речь, тот без затруднения решится и на нечистые дела — это доказано на практике.

Особенно страшно, когда отцы и матери закладывают в души своих сыновей и дочерей нравственную грязь. Такие дети вырастают черствыми и, прежде всего, равнодушными к собственным родителям. Когда они вырастут, им будет трудно создать свой семейный очаг, где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их детишкам. Больше того, не стать бы им причиной бед для своей семьи и для самих себя.

Характер ребенка формируется от младенчества до семилетнего возраста. Мировоззрение человека (его принципы отношения к жизни, к окружающей среде, к обществу) закладываются в школьном возрасте. Если весь этот период своей жизни человек находился под влиянием грязных слов, он, вне всякого сомнения, вырастает ущербным, с гнилью в душе и в характере.

Обращаемся к вам, к тем, кто сейчас читает нашу газету, задумайтесь: если вы позволяете «себе разговаривать с ребенком или даже подростком, пусть и трудным, на нелитературном языке, не удивляйтесь, если он потом окажется в среде беззаконников. Вы сами заложили начало его погибели!

Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь так легко нами полученный великий Божий дар — прекрасный русский язык. Слово — величайшее орудие Бога. «Вначале было Слово», — говорит Евангелист (Иоанн. 1−1). Словом Бог сотворил все. «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1−3). Слово — также и орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемы словом. А сквернословием сеется тьма. Если апостол Павел говорит: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмой?» (Второе Послание апостола Павла к Коринфянам. 6−14) — то где окажется душа сквернослова по смерти? Горе сквернословам. «Гортань их — открытый гроб». (Послание апостола Павла к Римлянам. 3−13).

А слово должно нести благодать — благие дары, добро, служить назиданием в доброй жизни, то есть приближать к Богу, а не удалять от Него. По слову Христа Спасителя «за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда» (Евангелие от Матфея. 12−36). Однако грех сквернословия намного тяжелее греха празднословия. Стало быть, и наказание будет куда более тяжким!

Когда человек говорит скверные, слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши окружающих; развращает их неприличием, наводит на дурные мысли — сеет зло. Даже когда сам этого не сознает. Так вырождается нравственность народа — из поколения в поколение. Сейчас это явление особенно усилилось, потому что очень многие пристрастились к порочному образу жизни и к сквернословию как его неотъемлемой части.

Сегодня на территории нашей области десятки тысяч людей крещены в православии. Но многие ли осознали, что вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа? А срамословием оскорбляется ни больше ни меньше как Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию! Пачкаясь сквернословием, человек отталкивает от себя Дух Божия.

Устами христианин принимает Тело и Кровь Христову. Поганя их дурными словами, богохульник в то же время дерзает прикасаться пречистого Тела и Крови Христовой, не боясь в греховной своей беспечности прогневить Спасителя. Будем помнить, что устами своими мы лобызаем святой крест, святые иконы, святые мощи, священные книги Евангелия, отца и мать, невинных младенцев. Устыдимся произносить ими же срамные, гнилые слова! Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых иные из нас, может быть, и привыкли не стесняться, но ангелы и Сам Господь! Неужели не остережемся мы сквернословия, чтобы худыми речами не оскорбить ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?

Вдумаемся, как, марая в грязи безнравственности свою речь, мы посрамляем дар Божий — великий наш родной русский язык, попираем достоинство народа нашего и наше собственное достоинство, ведь человек создан по образу и подобию Божию.

Скернословие — это забвение о любви Божией, это распущенность души, это особый вид беснования. Оно отвращает людей друг от друга, поселяет ссоры, отталкивает от совместной работы и помощи друг другу. И кому радость среди злости, какое благополучие среди огорчений, что за работа среди обид и раздражения? Последуем слову Божию, которое учит нас: «Отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру. Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». И еще — «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать», «Кто хранит свои уста от зла и грубости, тот соблюдает от печали душу свою'.

http://www.ihtus.ru/92 006/st07.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика