Русская линия
НГ-РелигииБывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавльевич)19.10.2006 

«Черная дыра» в пороховой бочке
Независимое Косово станет угрозой для Европы и Америки, считает епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич)

Епископ Артемий (Радославлевич, род. 1935) — епископ Рашко-Призренский с 1991 г., член Синода Сербской Православной Церкви.

Окончательное решение по статусу Косово отложено, однако споры вокруг «косовской проблемы» не утихают. Многосторонние переговоры в Вене с участием представителей Великобритании, Германии, Италии, России, США, Франции, а также Совета Безопасности ООН зашли в тупик. О своем неприятии любого решения, которое будет противоречить интересам Белграда, заявил президент Сербии Борис Тадич.

Тем временем все более важную роль в защите косовских сербов на международной арене играет Сербская Православная Церковь. В течение этого года ее представители трижды посещали Вашингтон. О своей поддержке косовских сербов заявила совместная комиссия православных и католических епископов США и Канады. О положении православного меньшинства в Косово неоднократно высказывался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и другие представители Русской Православной Церкви.

В начале октября епископ Рашко-Призренский Артемий (Радосавлевич) посетил Москву с неофициальным визитом. Корреспонденту «НГР» удалось с ним встретиться и взять небольшое интервью.

— Ваше преосвященство, как вы относитесь к возможности создания независимого Косово? Как будет развиваться религиозно-политическая ситуация в регионе в случае отделения края от Сербии?

— Наше отношение к возможному отделению Косово от Сербии заключается в том, что этого делать нельзя. Косово — колыбель сербской духовности и культуры. Косово для сербов — то же, что Святая земля и Иерусалим для евреев. Сербский народ никогда не согласится с отделением края, тем более если такое решение будет нам навязано.

Навязанное решение никогда не сможет принести мира ни в этом регионе, ни в Европе в целом. Проблемы края можно решить, только если он останется в границах Сербии — там, где он находился в течение многих столетий. Это наша принципиальная позиция, независимо от того, что будет делать международное сообщество. Приемлемое решение можно найти только путем двусторонних переговоров между сербами и албанцами.

— За последние семь лет в Косово произошло множество трагических событий. Особый их всплеск пришелся на март 2004 года: разрушались церкви, наблюдались акты вандализма по отношению к православным святыням… Можно ли сейчас говорить о каких-либо улучшениях в этом вопросе?

— К сожалению, никакого улучшения не наблюдается. И до, и после марта 2004 года нападения на сербов и на православные церкви продолжались и продолжаются до нынешнего дня. За последние шесть месяцев было более 200 нападений на сербов, бросание гранат в их жилища, нападения на церкви. Экстремисты разрушают даже те церкви, которые были ранее отремонтированы.

— Сколько православных сербов в Косово и Метохии окормляет Сербская Православная Церковь?

— Число само по себе не играет существенной роли. Здесь надо иметь в виду историческое развитие событий. Как случилось так, что в Косово стало больше албанцев, чем сербов? В период османского владычества албанцы как мусульмане имели привилегированное положение в империи. Еще тогда сербов из Косово выгоняли. Это повторилось в ходе Первой и Второй мировых войн. При Тито в период коммунизма было то же самое. И теперь под протекторатом ООН за последние семь лет из Косово были вынуждены уехать более 250 тысяч сербов.

Их осталось немного, около 130 тысяч человек. Но они проживают в анклавах, фактически в гетто, без возможности свободного передвижения, трудоустройства, без перспектив для образования и здравоохранения. Так что жить там очень трудно. Если же Косово станет независимым, как этого хотят албанцы и многие западные государства, сербов там станет еще меньше. И произойдет это не потому, что они захотят оттуда уехать, а потому, что их жизнь будет подвергаться опасности.

Косово в качестве протектората ООН уже стало «черной дырой» Европы из-за торговли наркотиками, оружием и «живым товаром», то есть фактически зоной работорговли. Там создано криминальное общество, в котором основной силой являются мусульманские экстремисты-ваххабиты. В случае отделения от Сербии Косово станет плодотворной почвой для проповедников джихада и террористов «Аль-Каиды». И тогда это станет угрозой не только для Балканского региона и всей Европы, но и для Америки тоже.

— Удалось ли вам донести эту позицию до американской общественности и правительства США?

— Да, удалось. Сегодня многие в Америке видят и понимают те угрозы, которые могут возникнуть в случае отделения Косово от Сербии и провозглашения его независимым государством. Конечно, мы в ходе своих визитов не смогли достучаться до тех людей, которые принимают решения в США. Но нам удалось донести свое мнение до тех, которые могут на них повлиять. И теперь из Америки мы чувствуем новые веяния. И мы приехали в Россию, чтобы рассказать о том, что нам удалось сделать.

В Вашингтоне нам помогает лоббистская организация, которая делает наш голос слышным там, где это нужно: в Конгрессе, Сенате и других государственных институтах. Здесь, в Москве мы пытаемся выразить свою точку зрения в СМИ, выступаем в учебных заведениях, как духовных, так и светских.

— Каких действий вы ждете от России? От Русской Православной Церкви, в частности?

— В Русской Православной Церкви всегда понимали наше положение и всегда защищали правду. Мы не ожидаем от российского государства ни военной, ни финансовой помощи. Мы хотим только, чтобы Россия осталась твердой в своем заявлении, что никогда не примет решения, которое не устроит Сербию, и что она готова использовать свое право вето при голосовании в Совете Безопасности ООН.

http://religion.ng.ru/facts/2006−10−18/1_kosovo.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru