Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин19.10.2006 

Когда дилемма перерастает в ссору
Москва предложила Константинополю сесть за стол переговоров

Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), находясь 14 октября в Лондоне, заявил, что жизнь Сурожской епархии, объединяющей приходы Русской Православной Церкви (РПЦ) в Великобритании и Ирландии, «налаживается». Переход ряда священнослужителей и приходов в Константинопольский Патриархат он назвал результатом «неспособности адаптироваться к новой ситуации в русской православной общине на Британских островах, связанной с прибытием множества эмигрантов из стран Восточной Европы».

Однако «раны», по словам митрополита Кирилла, затягиваются. В частности, 6 октября Священный Синод РПЦ назначил новым управляющим епархии вместо опального епископа Василия (Осборна) архимандрита Елисея (Ганабу), теперь уже бывшего начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Посвящение архимандрита в епископский сан состоится в ближайшее время в Москве.

Пока митрополит Кирилл участвовал в торжествах, посвященных 50-летию кафедрального Успенского собора Сурожской епархии, руководимый им Отдел готовил к отправке письмо Константинопольскому Патриарху Варфоломею I с предложением рассмотреть ситуацию вокруг епископа Василия «в рамках двухсторонних собеседований». Решение пригласить Константинополь за стол переговоров было принято 6 октября на очередном заседании Священного Синода РПЦ, на которое бывший глава Сурожской епархии не прибыл, несмотря на вызов.

Василий (Осборн), принятый в юрисдикцию Константинопольского Патриархата (КП) в начале июня без отпускной грамоты от Патриарха Алексия II, не считает нужным подчиняться распоряжениям «прежнего священноначалия» и являться в Москву.

Как сообщил «НГР» зампред ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк (Головков), «двухсторонние собеседования» предполагают созыв специальной комиссии с участием представителей Москвы и Константинополя. Это нормальная практика. В частности, в рамках такого рода комиссии в середине 90-х гг. решался вопрос о разделении православных приходов в Эстонии между двумя Патриархатами. Другое дело, согласится ли Константинопольский Патриархат участвовать в «консультациях» по вопросу, в котором он считает свои действия абсолютно правомочными? Для Москвы «дело епископа Василия» носит принципиальный характер. Принимая иерарха в свою юрисдикцию в начале июня, Священный Синод КП применил на практике ряд правил IV Вселенского Собора, фактически закрепляющих за Константинопольской кафедрой статус «арбитра» и «высшего авторитета» в «православном мире». Замена одного епископа другим для РПЦ не проблема. Однако запрос отпускных грамот — это практическое закрепление принципа равноправия поместных Православных Церквей. В случае с епископом Василием этот принцип, в общем, был нарушен.

В «православном мире» решение Константинополя встретило пусть не полное, но все же одобрение. 3 октября на официальном сайте КП было опубликовано письмо архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия Варфоломею I, в котором Предстоятель Албанской Православной Церкви выражает полную солидарность с позицией Константинополя по «делу епископа Василия». Ранее решение Священного Синода КП поддержали Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III и митрополит Пафский Хризостом, исполняющий обязанности Предстоятеля Кипрской Православной Церкви. О солидарности с РПЦ заявил лишь Патриарх Антиохийский Игнатий IV.

Такая поддержка политики Константинополя — тревожный сигнал для Москвы. Вторым таким сигналом стало голосование по 45-му параграфу документа «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви» во время недавнего православно-католического богословского форума в Белграде (см. «НГР» N17 от 04.10.2006 г.). В этом параграфе в качестве «условия соборности» для поместных Православных Церквей называлось «общение с Константинопольским Патриархатом», и, несмотря на протест делегации РПЦ, большинство православных участников форума поддержало такую формулировку с небольшими корректировками.

По мнению епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева), главы делегации Московского Патриархата на белградской конференции, спор, возникший в ходе богословского форума, и принятие в юрисдикцию Константинополя епископа Василия (Осборна) — звенья одной цепи, наглядная иллюстрация «дилеммы», которая существует в «православном мире» в отношении примата Константинопольской кафедры. «На всеправославном уровне принцип примата до конца не уяснен, — говорит епископ Илларион. — Одни склонны видеть в этом примате лишь первенство чести, другие присваивают Константинопольскому Патриарху некоторые координирующие функции или рассматривают его как высшую судебную инстанцию».

На встрече с журналистами в Стамбуле 3 октября Варфоломей I, сравнивая «католический» и «православный» типы церковной организации, заявил, что Православные Церкви «более демократичны» (в противовес католической «дисциплинированности»). В РПЦ склонны считать, что как раз Константинополь и нарушает тот «демократический» принцип, о котором сам же говорит.

В Московском Патриархате отмечают, что начиная с 2003 г. в юрисдикцию Константинополя перешли без отпускных грамот (не считая епископа Василия) 19 священнослужителей РПЦ (одному из них, протоиерею Георгию Ашкову, такая грамота по личному ходатайству митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) была дана Священным Синодом 6 октября). 17 из них — клирики Сурожской епархии. Для Москвы это — прямое подтверждение «недружественности» Варфоломея I.

Епископ Василий (Осборн) вызван на зимнюю сессию Священного Синода РПЦ. Если он в третий раз (епископ Василий не являлся на заседания Синода 17 июля и 6 октября) проигнорирует вызов, его ждет архиерейский суд. Впрочем, епископ Марк (Головков) полагает, что на следующем заседании Синода жестких решений по «делу епископа Василия» могут и не принять. Все зависит от позиции Константинополя в отношении созыва совместной комиссии. Зампред ОВЦС МП смотрит на ситуацию с оптимизмом и полагает, что все решения будут приниматься «с пользой для дела».

Но что по этому поводу думают в Константинополе, пока остается неясным.

http://religion.ng.ru/facts/2006−10−18/1_dilemma.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru