Русский вестник | Игумен Варсонофий (Самарин) | 18.10.2006 |
Итак, хотя названные города и были, в конце концов, сожжены за неимением в них и десяти достойных мужей, однако на приведенном примере отчетливо видно, как уступчив Господь к просьбам святых Своих.
Думается, что именно по этой причине — а не потому, что «антихрист еще не родился»! — Господь и не произнес до сих пор Своего окончательного приговора над человечеством.
Что же касается антихриста — родился, не родился! — то с того самого момента, как святой апостол Иоанн Богослов еще в 1 веке записал, что «появилось много антихристов» (1 Ин. 2, 18), разговоры об этом выглядят, по меньшей мере, неуместными. Разве во 2 и последующих веках их число каким-то образом сократилось, а к нынешнему дню и вовсе «сошло на нет», что многие из наших современников всерьез ломают себе головы над тем, когда придет и каким он будет, этот проклятый антихрист?
Он давно в мире! Можно сказать, ежегодно родятся пачки антихристов, больших и маленьких! А что, разве мы не читали у святых Отцов, с какой твердостью они порой свидетельствовали о реальном наличии в мире того или иного антихриста?
Так, например, кроме упомянутого уже здесь святого апостола Иоанна Богослова, святитель Василий Великий считал антихристом императора Юлиана Отступника, а святитель Иоанн Златоуст утверждал, что конец миру (значит, антихрист и при нем существовал!) наступит в 400-м году. Позже, в 6 веке, преподобный Варсонофий Великий признавался, что Господь хотел судить мир в его время; в конце же 8 века о скором наступлении Страшного суда убедительнейшим образом говорил преподобный Феодор Студит. Известно также, что в один из тяжелейших средневековых периодов нестроений в Русской Православной Церкви ею не составлялась даже пасхалия на ближайшие годы, — настолько сильны были эсхатологические настроения. Наконец, антихриста, как знамение вселенского конца, поочередно видели в обоих Лжедмитриях, Наполеоне, Ленине, Гитлере и других безбожных правителях и самозванцах, что, надо заметить, совершенно справедливо, поскольку сказано ведь: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2, 22). И сейчас этот пакостник — в конкретном, «физическом» лице! — несомненно существует.
Какой же страшной духовной кляксой — и ею, к сожалению, многие сегодня, вслед за некоторыми епископами, пятнают себя! — выглядит «новое» мнение о том, что вышеназванные святые Отцы ошиблись в своих расчетах относительно исхода истории. «Умнее», кажется, и придумать ничего нельзя.
Нет, нет и нет! Святые Отцы, каждый в свое время, реально видели и современных им антихристов (во все тех же Неронах-Лениных) и Господа, неоднократно намеревавшегося навести Свой праведный гнев на крайне извратившееся уже человечество. Но только, видя это, они одновременно и умоляли, по свойству святых душ, Господа Бога о пощаде мира или хотя бы об отсрочке над ним суда. И Господь, будучи милостив, уступал им, как уступил когда-то угоднику Своему Аврааму.
Мы же теперь, выходит, «отблагодарили» их за это тем, что великодушно списали их нечеловеческие подвиги на счет… их ошибок, — ошиблись-де отцы, с кем не бывает?!
Но еще мудрее, кажется, поступают нынче те умники, которые на основании вышеизложенных «несбывшихся пророчеств» спешат поскорее взвить над нашими главами розовое знамя мира и безопасности, — ничего, дескать, не бойтесь, не слушайте никаких кликуш: Кириллов — Рафаилов! — паспорта у нас хорошие! Президент в стране православный! Министр по налогам православный! Церковь в России свободна! ИНН — еще не печать! Антихрист придет не скоро! и т. д. и т. п. И этому «благочестивому» трепу, извините, помешанному с хамством, сдается, совершенно уже нет предела: в ход пущены даже самые запрещенные приемы — откровенные попрания канонических правил, перекраивания «старых» уставов и пр.
А между тем последний-то, замыкающий, так сказать, антихрист выберется из-за кулис и выполнит свое черное предназначение тогда, пожалуй, когда не останется на земле ни одного из тех, кто, разглядев его в очередном каком-нибудь политическом или духовном трепаче, смог бы по примеру прежних святых угодников Божиих умолить Господа о недопущении его к мировому господству или даже полном сведении его с исторической сцены.