Русская линия
Правая.RuИгумен Евмений (Перистый)17.10.2006 

Если Бог воскрес, то это должно быть написано у тебя на лице

Каждый из нас из глубины сердца говорит ровно на том языке, на котором говорят православные христиане. Просто потому что мы другого не знаем. Поэтому миссионерская система «Альфа курс» застрахована в России от инославной экспансии

Правая.Ру: Отец Евмений, сам факт появления в России православного «Альфа-курса», базирующегося на книге англиканского священника Никки Гамбла «Вопросы жизни», мягко говоря, несколько неожиданный. Не секрет, что любой намек на позитивное сотрудничество православия с протестантскими или католическими деноминациями сегодня может вызвать обвинения в экуменизме и отпадении от полноты Церкви. Как вы считаете, есть ли в таких обстоятельствах смысл обращаться к протестантским методикам?

О. Евмений: Я прекрасно понимаю, что есть определенные вещи, над которыми нужно работать более глубоко, потому что на них всегда найдутся возражения. Я встречался с такими людьми, которые всегда возражают против новых миссионерских методик. Как правило, они только критикуют, но ничего не делают сами. Когда мы начинаем что-то делать, экспериментировать, то мы приходим к лучшей модели. Если мы ничего не делаем, а только сидим и критикуем, обложившись учебниками по сектоведению, и говорим: «смотрите, это секта!», то это проще всего.

Что же такое «Альфа курс»?

Прежде всего, нужно понимать, что «Альфа курс» — это внеконфессиональная миссионерская система, разработанная традиционным крылом Англиканской церкви и полностью соответствующая новозаветным миссионерским принципам. «Альфа-курс» состоит из цикла 15 бесед, на которых основы христианства преподаются в расчете на произвольную, чаще всего — невоцерковленную аудиторию. Это — неформальный живой диалог, рассчитанный больше на общение людей друг с другом, на возможность поделиться друг с другом впечатлениями и рассказать о своей жизни. По окончании курса человек уже вполне может стать прихожанином храма или членом общины, проводившей курс.

На конференции директор Теологического центра имени Апостола Павла доктор Грэм Томлин подчеркнул, что методику «Альфы» английская сторона передает нам, прежде всего для того, чтобы наполнить именно православную церковь молодежью, сделать из нее активных членов нашей Церкви. Этот аспект, разумеется, не может не быть для нас важным. Но какой практический смысл для Русской Православной Церкви в чисто технической адаптации миссионерских наработок протестантских церквей?

Очень важно не адаптировать, а использовать «Альфа курс». Нам нужно не просто идти в фарватере «Альфа курса», а возглавить его, сделать его преимущественно православной миссией. На самом деле я очень ревную, что есть очень много людей, которые не получив адекватной проповеди от православного священника или от православного миссионера, идут в протестантские конфессии и секты. В этом смысле я хочу быть не только лицом, который работает с «Альфа курсом», а человеком, который тем, кто находится в протестантских конфессиях, открыть красоту и глубину православия.

Вы разослали приглашения по епархиям Русской Православной Церкви. Можно узнать, сколько епархий уже заявили о своем участии в конференции?

На конференции зарегистрировались 140 участников конференции, в том числе — из 34 епархий РПЦ. Среди них — один архиепископ (архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп, глава миссионерского отдела Украинской Православной Церкви Московского Патриархата), 39 священников и 4 дьякона.

Как широко представлены регионы?

У нас представители собрались от Камчатки до Белоруссии и Украины, от Мурманска до Краснодара и Оренбурга.

Все мы знаем, что неверующие на Западе и в России по своему менталитету, по принципам восприимчивости Слова Божия, по отношению к своему прошлому, к своей истории, представляют собой несколько разные категории людей. Нет ли здесь риска наткнуться на подводные камни в использовании для всех них общей миссионерской системы в качестве «универсальной»?

Безусловно, подводные камни здесь есть, но по большей части они находятся не в самих людях, а во внутрицерковном мышлении. Мы должны понимать — когда мы имеем дело с неверующей аудиторией, то сейчас, во времена глобализационных процессов все равно большая часть людей воспитана на желтой прессе и шести телеканалах. У всех них более или менее стандартное и почти одинаковое мышление. Потом нельзя исключать общее влияние западной масс-культуры, особенно фильмов, которые определенным образом ваяют это мышление. Сказать, что у нас только те люди, которые не читают общую прессу и не смотрят телевизор, то есть те, у кого более-менее сохранились славянское или, если хотите, русско-идентичное мышление, было бы неправильно. В основном мы имеем дело с людьми, у которых в плане категорий ментальности сильно размыты рамки, границы, представления. Мир восприятия у них черно-белый, где все краски смешались. Но когда к нам человек приходит на ужин — мы его принимаем как индивидуальность. Мы признаем, что все равно он особенный и другого такого нет.

По какой же схеме обычный, невоцерковленный человек воспринимает слово проповеди «Альфы»?

Конечно, мы можем сразу рассказать ему, кто такой Иисус Христос, что такое христианство и Церковь. Это можно сделать, но идея «Альфы» придерживается того, что поначалу мы обходимся только общими фразами. Например, до темы молитвы, пока человек не понял, что это такое, мы сознательно избегаем намека на общую молитву перед едой. Иначе это будет сразу напрягать неверующего человека. Ведь все мы находились в той ситуации, когда вместе сидят верующий и неверующий. Как тут поступить? Помолиться, напрягая неверующих, или не молиться, согрешая тогда против совести? Самый дипломатичный выход в этом случае — помолиться внутри себя. Мы принимаем людей таковыми, какие они есть, и постепенно объясняем, рассказываем им глаза на истину.

Вопросы «Альфа курса» составлены так, что они имеют для обывателя чисто протестантское звучание. «Кто такой Иисус?», «Как я могу быть исполнен Духом святым?». Достаточно вспомнить классические сектантские призывы а-ля «Иисус любит тебя!». Как же быть тогда с качеством восприятия «Альфа курса» как миссионерской проповеди Православной Церкви?

Да, протестантское мышление чаще называет Господа «Иисусом». Мы же чаще называем Господа «Христос». Вроде как бы «Христос» у нас чаще звучит как некая «должность» Господа. А у них — вроде бы Господь величается по имени. Как же так? Между тем «Иисус» — это человеческое имя Господа, и мы об этом часто забываем. Иисус — краеугольный камень нашей веры и здесь ничего стыдиться не надо. Если мы называем Господа «Иисус», то с православной точки зрения мы ничем не погрешаем. Так говорят все Евангелия: «и сказал Иисус», а не «сказал Господь Иисус». Ведь изложение этой темы каждый человек все равно пропускает через себя, на том языке, на котором он привык творить молитву, в культурных рамках своей Церкви. Каждый из нас из глубины сердца говорит ровно на том языке, на котором говорят православные христиане. Просто потому что мы другого не знаем. В этом смысле «Альфа курс» застрахован от инославной экспансии, потому что мы можем читать их книги, но мы не пересказываем протестантские учебники, а говорим от своей веры, от своего сердца.

Есть масса людей, которые столкнулись еще в 90-е годы с массовой экспансией протестантских сект. Не то, чтобы к ним уже не идут люди, но такого вала больше нет. В последние годы обнаружен некий откат людей от протестантских сект. Наши люди в своей массе уже «наелись» протестантской проповеди. Нет ли опасности, что люди, к которым обращается «Альфа курс», уже знакомые с протестантскими технологиями обращения, скажут: «Это опять какие-то сектантские заморочки. Лучше обойдем все это стороной»?

Такой опасности нет. Мы же проводим «Альфа курс» не просто в каком-то ДК, кинотеатре или подобных помещениях, а при храме. Открывает и ведет «Альфа курс» православный священник. Какой же смысл считать все это «сектантскими технологиями»?

В тексте «Альфа курса» есть постоянные упоминания о глоссолалиях. Многих православных христиан смущают все эти упоминания непосредственного обращения к Духу Святому. Как Вы используете в Вашей практике эту тему обращения к Духу Святому?

Думаю, что мне, как православному человеку, чем приводить личное свидетельство, лучше предложить в нашем конспекте почитать, что об этой теме написано у Апостолов и Святых Отцов. Изучая 14 главу Послания к Коринфянам св. Апостола Павла, речь идет о древнем даре, который дарован всей Церкви. У нас в конспекте есть тексты игумена Агафона — нынешнего настоятеля Свято-Николо-Тихонова монастыря, который говорит, что у его духовника был такой дар. Но поскольку этот дар слишком выразительный, быть может, слишком экстравагантный, то он дается только для назидания, он существует больше для внутренней молитвы. Поэтому в православной традиции он не принят и не развит. И понятно почему. У нас сделаны акценты на других Дарах: на даре покаяния, даре Божьего страха, даре любви, даре прощения. Но при этом, разумеется, мы можем упомянуть о тех девяти дарах Духа Святаго, которые изложены у апостола Павла.

Будет ли «Альфа курс» приспособлен к православному языку в плане правильной семантики?

Он будет приспособлен только к православной семантике. Всю книжку «Вопросы жизни» мы обязательно перепишем. Сейчас есть только конспекты, чтобы быстренько нужные цитаты достать, но мы ее перепишем, как и методологию. Оболочка не должна никого пугать. Никакого экуменизма «Альфа курса» нет. Мы просто берем методологию и общаемся.

А название «Альфа-курс» останется в будущем?

Альфа — первая буква греческого алфавита. Когда мы открывали молодежный «Альфа курс», то назвали его «Альфа и Омега». И журнал такой православный есть. В конце концов, Альфа и Омега — одно из имен Бога. Очень важный момент, если люди попадают на этот курс из протестантских исповеданий, но им важно, чтобы их объяснили основы православной веры, то мы говорим — пожалуйста. Как говорится, «приходите к нам лечиться и корова и волчица».

Каковы все-таки непосредственные итоги и перспективы этой конференции? Рассчитывали ли вы, что после этой конференции будет организована серия семинаров для тех, кто станет вести «Альфа курс» в будущем?

Не знаю, как это у них происходит на Западе, но мы подготовили и провели специальных 24 часа ораторского курса. Для нас — это очень важный фактор обучения. У нас просто люди такие, что нужда в таком курсе постоянно есть. Глядишь — вроде нормальный человек, открытый. Но когда он начинает говорить о вере, то проваливается в какое-то депрессивно-аскетическое состояние. Голос меркнет, глазки в пол. Получается, когда человек говорит о Боге, то начинаешь понимать, что Бог — это очень скорбно. Глядя на таких христиан, невольно подумаешь, что Ницше был прав, когда заявил, что Бог умер. В этом в чем-то и заключается концепция всей теологии Бога умершего, но не воскресшего. Нужно посмотреть на себя и спросить: какого мы Бога исповедуем — живого или мертвого? Если Бог воскрес, то он воскрес. Значит — он жив. Значит, это должно быть написано у тебя на лице. И кстати, быть радостным по поводу воскресшего Бога — это не протестантизм, а самое настоящее православие.

То есть, как говорится, «молитву унылого Бог не слышит»?

Именно так. Одно дело — сокрушение о грехах. Это очень важно. Но ты сокрушился, покаялся — и Бог тебя прощает. То есть, Бог не хочет, чтобы мы ходили виноватыми по жизни. Кстати говоря, виноватые люди — более управляемы. Может быть, кому-то это нужно, чтобы людей держать депрессивными и виноватыми? Тогда, конечно, востребован тот, кто будет отвечать вам на все вопросы. Тогда вы просто становитесь бесплатным приложением какому-нибудь новоявленному гуру, младостарцу или неохаризматическому лидеру.

Будут ли созданы при «Альфе» специальные группы, которые будут обучать ведущих?

Как итог — мы ожидаем, что люди захотят обучаться «Альфе» после конференции. И конечно, мы будем обучать их, готовить, рассказывать им методологию «Альфы» в адаптированном варианте. Разумеется, будут проводиться семинары при миссионерском отделе Русской Православной Церкви.

http://www.pravaya.ru/inview/9352


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru