Русская линия
Православный Санкт-Петербург Владимир Цыганков17.10.2006 

Время трезветь и рыдать — грянуло

Население Санкт-Петербурга продолжает стремительно сокращаться. Коэффициент естественной убыли — 8,9 на тысячу жителей, при этом число умерших превышает число родившихся более чем в два раза. Рождаемость в нашем городе вообще самая низкая по стране. Средний возраст петербуржца сегодня — 40 лет. Во всех этих бедах не последнюю роль играет алкоголь, который ежедневно собирает обильную жатву не только смертями спившихся людей, но покорёженными судьбами, разбитыми мечтами, развалившимися семьями, детским социальным сиротством, ведь в каждой стопке выпитой — полстопки детских слёз. А можно ли бороться с недугом алкоголизма? Приносит ли эта борьба зримые плоды? С этими вопросами мы обратились к секретарю отдела по борьбе с алкоголизмом и наркомании СПб епархии Владимиру Анатольевичу ЦЫГАНКОВУ, организовавшему в октябре 2004 года Школу трезвения при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре.

Кто не любит обличения, тот не хочет исправления

В. Цыганков:  — Школа трезвения — это народный университет здоровья, прежде всего духовно-нравственного. Мы помогаем людям преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости. На подготовительном курсе (три занятия) рассказываем о природе зависимостей и эффективных способах их исцеления. На основном курсе закрепляется установка на отказ от алкоголя, сигарет, игровых автоматов. Удивительное дело, но, даже решившись лечиться от алкогольной зависимости, человек приходит к нам несколько агрессивно-скептически настроенный: «Ну, давайте, лечите меня. Перевоспитывайте». А мы занятия начинаем с вопроса: «Почему вы решили, что вы алкогольно-зависимые?» В классе — недоумение, потом начинают сыпаться аргументы: «Да как же? Меня с работы уволили из-за пьянок», «А от меня жена ушла, с детьми видеться запрещает», «У меня здоровье совсем никудышное стало"… То есть мы так строим первую встречу, что люди сами приходят к выводу, что они алкогольно-зависимые и нуждаются в помощи, поскольку сами с бедой справиться уже не могут.

— Ложного стыда — как я буду говорить о себе некрасивые вещи — нет?

— Если человек — алкоголик, не до стеснений. Оттого-то и важны занятия в группе: всегда найдётся человек, который первый начнёт вслух разбираться в своих бедах и неудачах. Тогда и самый застенчивый раскрепощается, понимая, что это надо прежде всего ему. А когда проблема проговорена вслух, легче найти пути её решения.

У нас и женщины занимаются. Женский алкоголизм в России уже догоняет мужской, причем женщины спиваются быстрее. В медицинской литературе приводится классический пример, когда 15-летняя девочка заработала II степень алкоголизма через три недели ежедневного пьянства.

Тяжкое время трезветь и рыдать
Грянуло — ты отшатнулась недаром!
Прямо в лицо тебе, бедная мать,
Новорождённый дохнул перегаром.
Видно, дошли мы до крайней черты,
Если рождаются дети-уроды.
Поздно, родимая, каешься ты.
Это — возмездье за пьяные годы.
Это наследье греха твоего,
Это земное твоё наказанье.
Что ж ты бранишь и колотишь его?
Это твоё, а не чьё-то созданье.
Он средь заздравного гула рождён,
В чреве изъеден незримою ржою.
Диво ли, что опьяняется он
Музыкой чуждою, речью чужою?
Вырастет ворог в родимом краю,
Веры не ведая, правды не зная.
Даже любовь он отвергнет твою…
Как ты его воспитаешь, родная?

Евгений ЧЕКАНОВ

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

Алкоголизмом заболевают раз и на всю жизнь. Существует три стадии алкоголизма. Первая — вырастает доля употребляемого алкоголя, исчезает рвотный рефлекс, но ещё нет тяги к опохмелению по утрам. В этой стадии можно бросить пить самостоятельно и остаться прежним человеком. Вторая — формируется абстинентный синдром, по бытовому — тягостное похмелье. Снижается интеллектуальный уровень, исчезает духовное стремление, наступает внутренний разлад, выражающийся в резкой смене настроения. Начинают отмирать клетки мозга, печени. Третья — конечная. Полная утрата ситуационного контроля, т. е. появляется стремление выпить в любой обстановке, снижается память, развивается алкогольное слабоумие.

— Медицинское лечение гарантирует лишь быстрое снятие интоксикации, но не избавление от этой пагубной страсти. Только в лоне Православной церкви, под наблюдением священников и врачей, возможно исцеление. Покончить в одиночку с пьянством, курением, наркотиками могут только исключительно сильные духом люди. Но таких единицы. Остальные угрюмо оправдываются: «Да, пью. Да, выгнали с работы. Да, в семье — ад кромешный. Но я не алкоголик, я не валяюсь по канавам…». Занятия в группе — это своеобразная система зеркал, когда человек видит себя со стороны. А в одиночку можно перечитать гору литературы, что пить вредно, результат будет ну-ле-вой. Всегда найдется «виновный» в твоём пьянстве: плохая жена, злая тёща, грубый начальник, пьяницы-друзья…

— Где гарантия, что человек на занятиях говорит о себе правду? Людям свойственно обелять себя, ища оправдания неблаговидным поступкам.

— В нашей Школе трезвения работают не только священники, врачи и фитотерапевты, но и психологи. С помощью несложного теста можно за пять минут узнать о человеке ту правду, какую не всегда разглядишь, даже живя с ним бок о бок 10−15 лет, ведь чужая душа, как известно, — потёмки. Как пролить в эту тьму хоть немного света? Предлагаем тест: представить зоопарк, нарисовать в двух клетках каких-либо животных и дать им характеристику. Секрет в том, что первое нарисованное животное — то, каким человек хотел бы, чтобы его видели окружающие. Второе — каков он в душе на самом деле. Вот женщина нарисовала пантеру и голубку. Ей хочется быть в глазах окружающих обольстительной, таинственной и сильной, а на самом деле она нежная кроткая голубица. Такие несоответствия внешнего и внутреннего образа человека и приводят к жизненным трагедиям, нервным срывам, недовольству собой и окружающим миром, что нередко заканчивается алкоголизмом, употреблением наркотиков. Другой пример: мужчина нарисовал зайчика и свинью. Ему хотелось бы, чтобы окружающие воспринимали его безобидным зайчиком, а на самом деле он… понятно кто. Тут другая проблема: человек должен осознать, кем является на самом деле, и приложить усилия, чтобы исправиться.

— Что-то не очень мне нравятся эти сравнения с животными человека, созданного по образу и подобию Божию…

— Алкоголики в большинстве случаев теряют человеческий облик. А прежде чем обожиться, надо очеловечиться. Заметьте, мы никому не говорим: «Ты такой-сякой — пропащий». Стоит заговорить так с человеком и приказным тоном потребовать, чтобы он немедленно изменил образ жизни, и он тут же закроется — не достучишься, не дозовёшься потом. Глупо и безполезно силком тащить человека к светлой жизни. Он должен иметь право выбора, но для этого должен осознать, в какую яму, наполненную нравственными нечистотами, угодил, и сам захотеть исправиться. Такой подход работает, об этом говорят их анкеты и сочинения-исповеди.

Многие на вопрос, кто виноват, что он стал алкоголиком, отвечают — наследственность; однажды выпил и не смог остановиться, на работе каждую сделку приходилось «отмечать» с партнёрами по бизнесу, нелады в семье, потеря работы, одиночество… Лишь некоторые находили не внешние причины, не виновников со стороны, а честно сознавались в своей слабой воле, любви к весёлой жизни. В сочинениях «Человек, похожий на меня» описывали свой жизненный путь, пытаясь разобраться, как, когда стали алкогольно-зависимыми, какими хотели бы видеть себя в будущем. У тех, кто видел своего героя исправившимся, пришедшим к Богу, признавшим вину перед женой или мужем, родителями и детьми, есть шанс выкарабкаться. С теми же, у кого герой оставался на последней странице таким же, как и на первой, предстояла долгая и кропотливая работа.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь

— Если люди до всего доходят сами, для чего нужны вы?

— Спортсмен, наделенный отменными физическими данными и способностями к какому-то виду спорта, достигает хороших результатов только под руководством опытного тренера. Такова и моя роль в Школе трезвения. Я направляю их мысли в нужное русло. Вот один спрашивает: «У меня скоро день рождения. Как мне его отмечать?» И ждёт готового ответа. А я ему: «А сам-то как думаешь?» — «Куплю соки, пирожные и отметим мой день рождения в Школе трезвения». И что ценно — он делает так, как сказал. Недаром ведь есть пословица: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Если все вокруг трезвые, так и самому не резон о бутылке вспоминать.

У многих ведь просто срабатывает стереотип: нет бутылки на столе, значит, нет праздника. Алкоголь — «религия» N1 в нашей стране. Существуют даже свои обряды. Мы, православные, перед трапезой молимся и крестимся, пьющие — произносят тосты и чокаются.

— А мне кажется, нам просто внушили, что русские — нация пьяниц. Кому-то очень выгодно, чтобы так было.

— Да. Включаем телевизор — реклама «правильного» пива. Едем, идём по городу — реклама водки «Ливиз», где не написано, что «чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью», а — «употребление некачественной продукции вредит вашему здоровью». А качественная укрепляет здоровье, получается? Какая ловкая подмена понятий. Сначала зомбируют пить, потом советуют подшиваться, кодироваться. И призвать к ответу рекламодателей нет никакой возможности, потому что мы живём в стране капитала. А суть, сердцевина капитализма — прибыль. Прибыль во что бы то ни стало, даже ценой здоровья и самой жизни людей.

— Слышала мнение, что русские и Православие выбрали, потому что, в отличие от того же ислама и иудаизма, наша религия разрешает винопитие.

— Православная Церковь, по заповеди Господа нашего Иисуса Христа, употребляет в Таинстве принятия тела и крови Христовых хлеб и вино. Но употребление вина не противоречит борьбе Церкви за трезвость. «Не вино виновато, а пьянство», — говорит св. Иоанн Златоуст. Строгое соблюдение церковных правил способствует здоровому образу жизни христианина.

Что касается принятия нашим народом Православия… Когда святой князь Владимир избирал путь духовного становления Руси, он разослал гонцов во все края земли. Послы, побывавшие в Константинополе в храме Святой Софии, были потрясены. «Если служить Господу, то так, как служат ему православные», — сказали они. А выражение, приписываемое святому князю — «Питие всегда было на Руси, не можем без того быти» не находит подтверждения ни в одном серьезном историческом источнике.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

Кстати, известный обычай пить на посошок скорее говорит о здравомыслии русских, нежели порочит их, мол, всё им мало. После окончания застолья было принято провожать гостей до порога. И вот тут-то брался посох, в верхушке которого было специальное углубление, куда ставили чарочку. Если гость её выпивал, не касаясь руками, его благополучно выпускали за порог, желая доброго пути. А вот если чарка падала — хмельного гостя оставляли на ночлег, а утром с солнышком, да по росной травушке отправляли восвояси. Обычай выпить «на посошок» не приносил вреда не только потому, что гости были хорошо накормлены (ибо русские всегда угощают, следуя поговорке: «Что есть в печи, всё на стол мечи»), дело в том, что в чарку «на посошок» раньше наливали не спиртное — вода или квас показывали: пьян гость или в порядке. Но даже севшего на лошадь или отправляющегося пешком гостя ещё долго провожали взглядом, пока он не скрывался из виду.

— Проблема пьянства возникла на Руси с петровских времен, когда был разрушен патриархальный уклад жизни. А давайте заглянем в век XVI… Путешественник Генрих Штаден сообщает в своем описании «Страна и правление московитов»: «Русским запрещено торговать водкой, и этот промысел считается большим позором, тогда как иностранцам царь позволяет держать во дворе своего дома кабак и торговать спиртным». А Михалон Литвин в своем труде «О нравах татар, литовцев и москвитян» писал: «В Московии нет нигде шинков, и если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имение конфискуется, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам хозяин сажается в тюрьму… Так как московитяне воздерживаются от пьянства, то города их изобилуют прилежными в разных родах мастерами…» Это свидетельства безпристрастных иностранцев.

— Но как определить, много ли народ пьёт?

— Берётся весь алкоголь, который в стране производится и ввозится из-за рубежа, и переводится в единую цифру измерения — в стопроцентный спирт. Эту цифру делим на всех жителей страны (включая младенцев, стариков и тех, кто вообще не пьёт) и получаем среднедушевое потребление в год. В 1905 году в России эта цифра была — 3,13 чистого спирта на душу населения. По оценке Всемирной организации здравоохранения, духовно-нравственное разложение народа начинается при душевом потреблении чистого спирта четырёх-шести литров, а начиная с восьми литров начинается генетическое вырождение нации. Сейчас среднедушевое потребление чистого спирта в России — 25 литров!

До революции цифра 3,13 казалась огромной, и потому при каждом церковном приходе открывались общества трезвости. В одном только Александро-Невском обществе при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала было 70 000 трезвенников, взявших пред Господом обет трезвости (это и бывшие алкоголики, и те, кто не пил)! А в Петербурге тогда было меньше 2 млн населения. После революции все православные общества трезвости были запрещены. Было погублено всё, что нарабатывалось веками. Сухой закон, который принял государь-император Николай Александрович в августе 1914 года, просуществовал до 1925 года, когда товарищ Рыков его отменил. Народ запил. По сравнению с нами нынешними россияне прошлых веков были невиданные трезвенники. Если б сейчас была такая ситуация с винопитием, как раньше, мы бы считались самой трезвой страной в мире. 3,13 литра — такого показателя сейчас нет ни в одной пьющей стране.

Не ходи ворожиться, ходи Богу молиться

— Химзащита или подшивание от пьянства допустимы?

— Чтобы преодолеть алкоголизм, нужно менять себя внутреннего, сам образ жизни. Нужно ходить в храм, каяться на исповеди, причащаться святых Христовых Таин, молиться. А внешние фокусы — подшивка, химзащита, заговоры — далеко не всегда помогают. Заниматься этим — почти то же, как ходить по экстрасенсам, бабкам и колдунам — пустая трата денег и времени, да еще и вред духовный. Кроме того, идёт вторжение в психику, последствия которого трудно представить. К тому же, когда грешный человек идёт на ту же химзащиту, его внутренний голос вопит: «Я не хочу жить трезво! Но сделайте со мной какой-нибудь внешний фокус, чтобы я не пил». Будет толк от такого «лечения»? Конечно, нет. Ведь это не обдуманное, выстраданное решение человека, его вынудили на этот шаг жизненные обстоятельства или уговорила жена. Кстати, мы приглашаем на наши занятия и непьющих супругов наших подопечных. Это очень помогает, потому что человек, решивший бросить пить, видит, что он не одинок, его решение избавиться от алкогольной зависимости уважают.

— Если муж или сын — пьяница, как должна вести себя жена, мать?

— Надо дать ему возможность нести ответственность за свои поступки. Пьёт, не работает, денег в дом не приносит — пусть живёт и питается, где хочет. Холодильник с продуктами — не для него, квартира, за которую он не платит, тоже. А то матери и жены обстирают, накормят, ещё и за бутылочкой сбегают и выпьют — за компанию или «чтобы ему меньше досталось». Не спасаете вы своих близких таким образом, а губите. Зачем ему меняться, если живёт на всем готовом?

— Одна женщина выгнала мужа из дома зимой, а он замёрз и умер…

— Господь посчитал нужным вот так унести его из жизни. Можем ли мы противиться воле Божией? Да будь мы хоть ангелами во плоти — не сможем заставить человека измениться. И Господь не может человеку помочь без желания последнего. А мы можем лишь молиться за своих близких, сбившихся с правильной дороги, и помогать им найти путь к православной трезвости. Потому что этот путь самый счастливый.

Адрес: 193 167, СПб, Наб. реки Монастырки, 1 (митрополичий корпус Александро-Невской Лавры). Тел.274−33−04. Занятия безплатные.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n178/ta010.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика