Русская линия
Независимая газета Вера Постнова16.10.2006 

Имена, любезные Аллаху
Обряд имянаречения у татар пережил гонения безбожников

Английский путешественник, писатель, художник Эдвард Турнерелли, приглашенный в 1837 году в Казань в местный университет преподавать английский язык, дивился метаморфозам, которые встречались здесь на каждом шагу. Если «встать в центре казанского моста, называемого здесь „Татарским“ и посмотреть налево, — пишет он в своей книге „Казань — древняя столица ханов“, — то видишь совершенно европейский город. Но обратимся в противоположную сторону. И вместо христианских церквей с куполами и позолоченными крестами встают мусульманские мечети с узкими минаретами и полумесяцами».

Теперь уж нет Татарского моста, но «противоположная сторона» с ее мечетями и минаретами продолжает жить своей, не похожей на европейскую, жизнью. Особенно в татарских слободах, где чаще услышишь, как муэдзин созывает мусульман на молитву; где чаще увидишь, как татарка в нарядных одеждах с новорожденным младенцем на руках спешит в мечеть, где мулла прочитает молитву и наречет ребенка именем.

В отличие от православного крещения, мусульманский обряд имянаречения можно провести дома. Сегодня эту церемонию можно наблюдать воочию в доме настоятеля Закабанной мечети Исхака хазрата Лутфуллина. В центре самой большой комнаты трехкомнатной квартиры стоит стол, на столе — мягкое детское одеяло в белоснежном кружевном пододеяльнике, на которое отец кладет новорожденного — третьего — сына. Дед читает молитву и шепчет сначала в левое, потом в правое ухо имя ребенка: «Хабибулла улым Саид-Джафар». Если коротко перевести суть обряда на русский язык, то это будет звучать так: «По воле Божьей имя твое будет Хабибулла сын Саид-Джафара». Сам Хабибулла проспал весь обряд имянаречения.

Пожалуй, это единственный из мусульманских обрядов, который не подвергался гонению, поскольку его невозможно было отследить. Прочесть молитву и прошептать ребенку его имя мог любой верующий мусульманин, член семьи или сосед.

У татар с обрядом имянаречения связано много любопытного. Начать с того, что в течение максимум семи дней ребенку обязательно нужно дать имя. Бытовало поверье, что в противном случае ребенку будет нанесен какой-то мистический вред. Имя должно быть кораническое: арабское, персидское или чисто татарское. Христианские имена запрещаются. В советское время часто называли мальчиков Альфред, Альберт, Фердинант, Рафинат, Венер, Серень, Артур. И сегодня мулла по настоянию родителей нарекает мальчиков такими именами. Муллы протестуют и надеются на время, которое избавит татар от неправильных имен. Любопытно, что классик татарской литературы, творивший в начале ХХ века, поэт Габдулла Тукай на пике расцвета татарской литературы и искусства очень резко выступал против мусульманских имен, как бы «приклеенных к богу», несущих в переводе слово «раб», например Габдулла — раб Аллаха.

Если ребенок часто болеет, родители и сегодня приглашают в дом муллу, чтобы он дал ребенку другое имя. Собеседник «НГ» рассказывает, что 50-летняя актриса татарского театра пять раз приходила к нему с просьбой дать ей другое имя, пока он не нашел ей такое наречение, после которого она перестала болеть и даже помолодела. И пять раз не предел. Ограничений тут нет.

Если мальчики в семье умирают, а многочисленные обереги — привязанные к колыбели веточки рябины, можжевельника, черемухи — не помогают, то мулла должен был найти такое имя, чтобы дьявол не дотянулся до ребенка.

Обряд имянаречения у татар — праздничное событие, с приглашением гостей. Сначала приглашаются все родственники мужского пола. И только через несколько дней, после того как отпразднуют мужчины, в гости приходили женщины — подруги и знакомые матери новорожденного. И каждая приносила подарок.

http://www.ng.ru/ngregions/2006−10−16/22_names.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика