Санкт-Петербургские ведомости | Леонид Романович | 13.10.2006 |
Церковь стоит на Старорусской улице. Она и построена была в старорусском стиле сто лет назад по благословению самого Иоанна Кронштадтского, им же освящен и первый камень при закладке. Церковь тогда предназначалась для верующих здешней округи. После революции храм лишился своих глав, исчезли утварь и иконы…
Сегодня церковный дворик выглядит скорее в «новорусском» стиле. Новенькая железная решетка, ворота (правда, настежь открытые), будка с охранником, иномарки. Говорят, в доме, что соседствует с храмом, офисы каких-то компаний.
— Дарагой, ты, пажалуйста, здесь не стой — хозяин не велел, — вежливо обращается страж территории. Узнав, что я в церковь, меняет отношение:
— Канечно, захади, дарагой!
У входа в храм две таблички — на грузинском и русском языках. На двух языках проходят и службы. Естественно, не в режиме синхронного перевода, а по очереди. Если одну молитву читают на грузинском, то другую на славянском.
— Это чтобы никому не обидно было, — объясняет настоятель храма отец Роман, или Омарий Вепхвадзе. Отец Роман был направлен сюда грузинским патриархатом, но сам храм подчиняется Санкт-Петербургской епархии Московского патриархата.
— У нас около половины прихожан не грузины, а просто жители этого района. А сейчас их кажется еще больше — ведь из-за последних событий некоторые грузины опасаются лишний раз выходить на улицу…
«Последних событий» отец Роман старается лишний раз не касаться. Пусть действия властей разъединяют людей, а дело церкви их объединять.
— Смотрите, вот икона Валаамской Божией Матери, — показывает отец Роман. — Ее нам подарили сегодня прихожане, русские люди. А эти цветы, — показывает он на роскошный букет хризантем, — принесла сегодня тоже русская женщина, Люба Шереметева. Она сказала: «Вам сейчас тяжело, хочется вас поддержать"…
Конечно, церковь объединяет и самих грузин. Одна из комнат здания отдана землячеству, чтобы человек, помолившись, мог пообщаться с земляками, попросить о чем-то или предложить свою помощь. Да и сам храм ведь был восстановлен исключительно на средства грузинского землячества. Об истории восстановления отец Роман говорит намного охотнее, чем о политике.
— Смотрите, вот какой храм нам достался, — показывает он на фотографию каких-то развалин. — Здесь было общежитие, все пространство разделили на четыре этажа. В алтаре был туалет…
Главным организатором восстановления стал дьякон Аристо Багратиони, председатель грузинского прихода, потомок грузинского царя Ираклия Второго. Интересно, что веком раньше княгиня Екатерина Багратиони пыталась построить в Петербурге храм святой Нины Грузинской, которая в четвертом веке крестила Иверию (это древнее название Грузии)… Тогда достаточных средств собрать не удалось, и для грузинского прихода в 1916 году был определен храм Трех Святителей на Васильевском острове по соседству с Андреевским собором, в который издавна ходили прихожане-грузины.
Но вернемся в церковь Шестаковской иконы Божией Матери. Восстановление ее не закончено до сих пор. Да, снаружи семь куполов возвышаются над окрестными домами, здание поражает чистотой. А внутри все алтарное пространство в лесах — расписывают стены. Сейчас мастерская иконописцев Автандила Шенгелиа и Джано Пуртухиа находится прямо под главным куполом. Здесь уже почти закончена фреска, на которой изображены Спаситель, Мария, Иоанн Креститель, архангелы Гавриил и Михаил. Я молча любуюсь работой мастеров, но отец Роман по-своему истолковывает мое молчание:
— Конечно, когда русские рисуют, святые получаются похожими на русских, когда сербы — на сербов, когда грузины — на грузин.
И правда, лики несут явно национальные черты, но разве это плохо? Главное, что получились они живыми и одухотворенными.
— Если не секрет, как много в вашей работе творческой фантазии? — спрашиваю я у Автандила Шенгелиа.
— Конечно, все определяется жесткими канонами, которые сформированы еще во времена Феофана Грека, — отвечает художник. — А творчество — оно в душе, в молитве… Я должен оказаться рядом с Богом, чтобы потом, посмотрев на фреску или икону, ближе к Богу оказались вы…
— Мы надеемся закончить работу через год, — говорит отец Роман. — Представляете, какая это будет красота!..
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 238 918@SV_Articles