Русский дом | Александр Крутов | 13.10.2006 |
В ход у противников православной культуры идут любые аргументы, подтасовки, подмены: «У нас светское государство!»; «Религия отделена от государства!»; «Это нарушение конституции!» Громче всех звучат голоса руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова, замглавы Совета муфтиев, ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, главного раввина Берл Лазара, «сопредседателя совета муфтиев» Нафигулы Аширова и прочих русофобов.
Все они сознательно выдают культурологический предмет «Основы православной культуры» за религиозный. Остроумно на этот счёт высказался один из защитников ОПК: «Вообще же, если уж на то пошло, должны быть отделены от государства атеисты, ибо это — несомненно религия, и притом довольно злопакостная».
Не вызывает у нас возражений утверждение, что все религии равны перед законом. Да, перед законом, но не перед историей, государственным строительством и культурой России. Изучение православной культуры в школах ни один из принципов светскости не нарушает. Светское государство не значит атеистическое. Ибо оценки ставят не за то, молишься ли ты сам или нет, а за то, знаешь ли ты, что такое православная культура или не знаешь.
В Московской области курс ОПК преподается на факультативной основе уже в течение 6 лет, и за этот срок, по словам областного министра образования Лидии Антоновой, в регионе «не возникло ни одной проблемной ситуации с родителями детей, исповедующими другие религии».
Уже в течение десяти лет в большинстве школ Смоленской области изучают этот предмет, и как говорит митрополит Кирилл: «Опыт преподавания основ православной культуры в школах даёт ясное понимание того, что данный предмет по природе своей не может провоцировать межрелигиозных или межнациональных конфликтов».
Почему в нашей стране отсутствует государственное и общественное признание ценности духовно-нравственного воспитания и образования? Почему идёт противодействие «Основам православной культуры»? Ответ один: у власти стоят ущербные духом люди, которые даже иногда заходят в церковь, но главную ценность видят не в православной вере, а в долларе, евро, рубле. О каких бы успехах проводимых реформ ни говорило правительство — утраты и потери огромны: система воспитания и образования в стране разрушена. И сегодня мы пожинаем плоды: растёт преступность, проституция, детская наркомания и беспризорность, морально-нравственное разложение молодых людей перерастает в национальное бедствие.
Детей учат работе с компьютером, «безопасному сексу», как зарабатывать деньги, выживанию в волчьем мире, который строят взрослые, но дети не слышат на уроках, что существует другой — нравственный мир: мир Истины, мир Божий. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16,26).
Происходит страшное: люди не могут сделать выбор между добром и злом. Их просто этому не научили. Моральных сил нет и неоткуда взять. Мир захлёбывается в изменах и злодеяниях. А большинство из нас даже не даёт себе труда задуматься о том, что же происходит с нами и вокруг нас. Будет ли завтра Россия? Ведь происходит вымирание и вырождение народа, всего русского этноса, который является государствообразующим, государствоудерживающим.
В одном из выступлений президент В.В. Путин сказал: «Не забывайте, что каждый, живущий в нашем Отечестве, есть гражданин нашего Отечества». Да, в школах наших за партами сидят не просто Иваны, Шамили, Моисеи, русские, татары, евреи, башкиры, якуты, а будущие граждане России — государства, которое создавалось на духовных ценностях православия. И каждый гражданин России, любой национальности и вероисповедания, будь-то брянский крестьянин Василий Петров, торговец Шамиль Джабраилов или приехавший к нам на жительство раввин Берл Лазар, должен и обязан знать хотя бы основы нашей великой национальной культуры, которая составляет значительную часть мировой культуры. Тем более, что культура — это не только живопись, музыка, театр, литература, кино, но и образ, уклад жизни, образ мысли, мироощущение, совесть, наше понимание и различение добра и зла.
О необходимости преподавания основ православной культуры в российских школах заявлял и Святейший Патриарх Алексий II: «Я считаю, что основы православной культуры — это культурологический предмет, и каждый молодой человек, который учится сегодня в нашей школе, обязан знать историю своей культуры. Что же касается граждан нашей страны, исповедующих иные религии, то они, конечно, должны изучать свою культуру, но должны знать и культуру страны, в которой они живут».
Сегодня, как и почти две тысячи лет назад, предостерегающе звучат слова апостола Павла: «облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 11−12). Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно дать нашим детям духовные ценности и ориентиры, которые бы позволили сформировать целостное мировоззрение. Для России духовные истоки лежат в Православии.