Русский дом | Надежда Ильичёва | 13.10.2006 |
Помог кому-то, посочувствовал — вот великий перед Богом поступок. У одного современного, недавно почившего философа прочитала очень верные слова: «Уступая, я побеждал нравственно, а это важнее». Да, нравственные победы несравненно важнее. Они выковывают души великих людей, укрепляют их внутренний стержень. Лезешь напролом, всех расталкивая, и мельчает, каменеет твоя душонка. Ну, здесь-то ты, может быть, какое-то время на каком-нибудь бугорке, типа Николиной горки, покрасуешься, а на Страшном Суде Бог тебе скажет: «Отойди от Меня, Я тебя не знаю». Ты ему: «Господи, я в храм ходил каждое воскресение, свечки ставил…». А Он тебе: «Милости хочу, а не жертвы».
Милосердие — главное свидетельство здравия нашей души. Русская Православная Церковь, желая всем нам спасения, два года назад объявила праздник Покрова Пресвятой Богородицы «Днём милосердия и сострадания ко всем, во узах темничных находящимся». Как всегда, первыми пример милосердия к заключённым явили наши священники, монахи и монахини. Они посещают тюрьмы, служат там молебны, беседуют по-братски, дарят подарки. А мы? Что конкретно для заключённых хотя бы в этот один день в году сделали или предлагаем сделать мы? Ведь Церковь — это не только батюшки и монахи, это все мы.
В прошлом году в «День милосердия» во всех тюрьмах Москвы заключённым прочитали Послание Патриарха, в котором он сказал узникам о том, что в бедах и скорбях мы не одиноки. Над нами — Покров Божией Матери. И ещё напомнил слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о том, что «между Церковью земною и Церковью Небесною тесная связь; сообщаются между собою все здоровые и немощные члены, небесные и земные — помогают друг другу. Великая милость Божия обильно проливается на Церковь, на всю полноту её».
Это единение требует от нас бережного отношения друг к другу не только в храме. В Церкви вообще нет своих и чужих, ближних и дальних. Заключённые — тоже наши, почти все русские, православные. Большинство из них «сидят» потому, что с ранних лет видели вокруг себя равнодушие, жестокость, торжество силы и наглости над слабостью. Им некуда было пойти из дворовой стаи или из душных стен детского дома. Они чувствовали, что никому не нужны, и ожесточились.
А ведь мы, православные, поспешно пробегающие мимо них, тогда ещё детей, на воскресную службу, могли бы многое сделать для этих нынешних заключённых ещё тогда… Не сделали. Читали в Евангелии слова: «Давайте и дастся вам…». Что «давайте»? — Милости. Мы её никому не давали. Вот потому и от нас милость Божия, призвавшая в своё время в Церковь как избранников, — отступает. Всё это справедливое действие законов духовных, более реальных, чем физических. Выпил яд — отравился. Не оказал любовь — умертвил душу. И бесполезны твои поклоны, посты: «Милости хочу, а не жертвы».
Так что же нам делать? Молить Бога о том, чтобы он смягчил наши души и даровал способность творить хоть малые дела милосердия. В частности, в день праздника Покрова Богородицы посетить, по призыву Патриарха, «во узах темничных находящихся». У наших предков, кстати, был многовековой обычай во все большие праздники посещать с подарками «несчастненьких», — так они называли заключённых. А плоды этого милосердия непременно взойдут по милости Божией и в наших душах, и в душах узников.