Русская линия
Правая.Ru Заур Расулзаде13.10.2006 

Большие маневры

Администрация США использует все рычаги давления на Россию, чтобы добиться ее поддержки многосторонних санкций против Ирана. Одним из таких рычагов, будет дальнейшая поддержка нынешнего руководства Грузии в его попытках до предела обострить отношения с Россией

По сообщению канадского центра стратегических исследований «Glоbal» США направили в регион Персидского залива два своих авианосца — «Эйзенхауэр» и «Энтерпрайз». В силу своей универсальности и больших размеров, позволяющих разместить любое необходимое оборудование, авианосцы могут быть задействованы для выполнения самых разных задач. Основной миссией авианосцев по-прежнему остается нанесение ударов по наземным и морским целям и воздушное прикрытие ударных самолетов и корабельных соединений. Помимо этого, авианосцы могут использоваться в качестве базы для специальных операций, для выполнения разведывательных задач, для борьбы с подводными лодками, в качестве «аэродромов подскока», и в других целях.

Учитывая это можно предположить, что США все-таки выбрали военный путь решения иранского кризиса. Однако, по сообщению Sunday Times, участники недавнего секретного совещания, состоявшемся недалеко от Вашингтона, пришли к единодушному мнению о том, что в настоящее время у США нет практически никаких средств, чтобы предотвратить создание Ираном компонентов ядерного оружия. Сообщается также, что вариант с нанесением бомбовых ударов по ядерным объектам Ирана якобы был, отвергнут по причине недостатка разведданных, необходимых для достижения достаточной его эффективности. «Мы располагаем лишь неполными данными о распространении и размещении объектов иранской программы, — цитирует газета источник из числа причастных к совещанию. — Даже если бы поступил приказ на их уничтожение, мы не знаем, как это сделать». А командующий войсками США на Ближнем Востоке генерал Джон Абизаид предупреждает, что удары по Ирану могут нанести ущерб нефтяным месторождениям, породить армию «суррогатных» террористов и вызвать ракетные обстрелы союзников Америки в регионе. Особенно руководство американской группировки в регионе обеспокоено тем, что Иран может дестабилизировать обстановку в Ираке, который и без того охвачен хаосом (интересно, что несколько раньше начальник Абизаида Джордж Буш ставил иракскую демократию в пример другим странам).

Своими неадекватными действиями на Ближнем Востоке, и еще более воинственной риторикой, американцы сами загнали себя в тупик. Косвенным свидетельством тому стал скандал (выплеснувшийся на страницы американской прессы) в связи с фальсифицированными данными об иранской ядерной программе, которые пытались впарить доверчивой публике авторы доклада комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США. Документ с названием «Признать Иран стратегической угрозой: вызов разведывательному сообществу Соединенных Штатов» вызвал резкую отповедь МАГАТЭ, и даже Washington Post напомнила, что «утверждения об иракской ядерной программе были сделаны Белым домом на фальсифицированных документах». В том, как несколько лет назад развивалась ситуация вокруг Ирака и как она развивается вокруг Ирана сейчас, параллели видны невооруженным глазом.

Заявления о том, что у США не осталось средств противодействия ядерной программе Ирана очень характерны для нынешнего внешнеполитического курса Вашингтона, с его демонстрацией «права сильного» и абсолютно наплевательским отношением к международным соглашениям, заключавшимся в разное время в сфере нераспространения ядерного оружия.

Напомним, что в настоящее время Иран является участником всех международных соглашений в области нераспространения — Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Конвенции о запрещении химического оружия и Конвенции о запрещении бактериологического оружия. В частности, участником ДНЯО Иран является с 1968 года. Однако, при наличии двойных стандартов, режим нераспространения не может быть эффективным, так как некоторые государства, в частности недружественно настроенные по отношению к Ирану Израиль и Пакистан, уже обзавелись ядерным оружием.

Очевидно, что при наличии доброй воли, все реальные или мнимые опасения относительно имеющихся иранских ядерных амбиций можно было бы снять. Однако вместо этого из Вашингтона по-прежнему звучат угрозы и выдумываются все новые переговорные форматы, эффективность которых представляется весьма сомнительной.

Как известно, в настоящее время продолжаются интенсивные дипломатические консультации относительно так называемого «иранского ядерного досье». Видимо, позиция Москвы по вопросу о введении экономических санкций против Тегерана остается последовательно негативной, что не удивительно. В России уже имели возможность убедиться, что уступки, если, что и порождают, так только требования все новых уступок.

На днях в Тегеране прошли переговоры между секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым и иранским представителем Али Лариджани. Одновременно Кондолиза Райс провела консультации с арабскими государствами Персидского залива. Можно предположить, что, не найдя взаимопонимания в Москве и Пекине, США актуализируют традиционные арабо-персидские противоречия, чтобы пополнить сколачиваемую ими антииранскую коалицию.

Вариант начала силовой акции против Ирана отнюдь не снят с повестки дня, однако акценты могут быть смещены в сторону провоцирования внутренних беспорядков в этой стране. Так недавно президент Буш подписал «Акт о поддержке свободы в Иране». Этот документ, в числе прочего, разрешает президенту США использовать в необходимых объемах средства из федерального бюджета для финансирования в США и за рубежом деятельности по «поддержке и продвижению демократии в Иране», включая финансирование радио- и телевизионных станций, вещающих на Иран. Таким образом, вскоре на эту страну может обрушиться очередной поток пропаганды, имеющей цель расшатать ее внутреннее единство.

Никуда не делись и угрозы экономического шантажа. Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что если Иран не откажется от своей ядерной программы, то у международного сообщества не будет другого выбора, кроме как ввести против него санкции. Однако возможное введение санкций рискует оказаться односторонним шагом Вашингтона — очевидно, что их не поддержат не только Москва и Пекин, но и многие европейские союзники США (в частности, Франция). Следовательно, экономические меры воздействия на Тегеран могут и не принести ожидаемого результата. Тогда у вашингтонских «ястребов» может вновь появиться соблазн решения так называемой «иранской проблемы» военным путем.

Между тем, пресс-секретарь министерства иностранных дел Исламской республики Сейед Мохаммад Али Хосейни заявил, что «Иран полностью отвергает любые перспективы, связанные с временной приостановкой обогащения урана». Отвечая на вопрос о возможных санкциях против Ирана, Хосейни напомнил, что иранские официальные лица и народ уже долгое время подвергаются санкциям и отметил, что от санкций пострадают обе стороны. «Мы не ожидаем решения, которое повлечет за собой санкции, но и не откажемся от продолжения нашей деятельности», — сказал пресс-секретарь, снова отметив готовность иранского руководства вести переговоры без каких-либо предварительных условий в рамках международного законодательства.

В свою очередь заместитель госсекретаря США Николас Бернс заявил, что уже на днях начинается работа над разработкой новой резолюции Совета Безопасности ООН по Ирану. В ней речь пойдет об экономических и дипломатических санкциях против Ирана. О вооруженных санкциях речь пока не идет. Решение о разработке новой резолюции было принято в пятницу на встрече в Лондоне министров иностранных дел Великобритании, Германии, Китая, России, США и Франции.

Лидер республиканского большинства в Сенате Билл Фрист довольно ясно дал понять, что уже сейчас требуется в связи с этим от Москвы. По его словам, после принятия Акта о поддержке свободы в Иране «у администрации США появилась замечательная возможность использовать все рычаги давления на Россию, чтобы добиться ее поддержки многосторонних санкций против Ирана».

Одним из таких рычагов, видимо, будет дальнейшая поддержка нынешнего руководства Грузии в его попытках до предела обострить отношения с Россией.

Вообще отношения США и НАТО в целом с двумя из трех стран Южного Кавказа: Азербайджаном и Грузией — сделались особенно интенсивными после того, как Североатлантический альянс объявил о том, что может уже в ближайшее время принять в свои ряды Грузию. Это может без преувеличения, перевернуть весь расклад сил в регионе. Во многом именно из-за этого и взяло старт новое осложнение грузино-российских отношений, уже грозящее перерасти в самый настоящий региональный конфликт. Россия ни за что не желает подпускать НАТО к своим южным рубежам. Однако США настойчивы и, насколько можно судить по последним событиям, не боятся открытого столкновения интересов. В этой ситуации Грузия практически стала ареной открытого противостояния Москвы и Брюсселя, впрочем, скорее не Брюсселя, а Вашингтона. В тоже время в Баку все еще не оставляют попыток как-то удерживать традиционный благоразумный нейтралитет, живя по принципу «Моя хата с краю». Долго ли еще можно продолжать такую политику? Во всяком случае, Запад вряд ли позволит Азербайджану долгое время занимать такое межеумочное, неопределенное положение.

Об этом говорит и недавний приезд в Азербайджан специального представителя НАТО по Южному Кавказу и Центральной Азии Роберта Симмонса. Сам он после переговоров в Баку с руководством рассказал на пресс-конференции, что его приезд был связан с мониторингом выполнения страной индивидуального плана действий в области партнерства. После встреч с главой государства — Ильхамом Алиевым, министрами иностранных дел, обороны и национальной безопасности, а также с заместителем министра иностранных дел, возглавляющим Комитет сотрудничества с НАТО Аразом Азимовым, Симмонс выразил свое удовлетворение ходом реформирования оборонных институтов. Одновременно он отметил, что «необходимо расписать конкретные мероприятия» по координации деятельности правительственных структур в рамках Плана — особенно в области энергетической безопасности. Еще одной целью его поездки были консультации относительно ситуации в Кавказском и Каспийском регионах.

Роберт Симмонс также сообщил журналистам, что президент Азербайджана 8 ноября посетит Брюссель, где встретится с руководством НАТО и обсудит вопросы, «вызывающие у него беспокойство». Неизвестно, кого из них больше беспокоят эти вопросы — президента Азербайджана или руководство НАТО, но сама по себе такая поездка главы государства уже дает достаточные основания для беспокойства. Можно вспомнить, что точно такое же приглашение в Брюссель получил и Михаил Саакашвили — как раз перед упомянутым объявлением о возможности «ускоренного» приема Грузии в ряды альянса. На вопрос о возможных сроках этого события тот же Симмонс ответил, что Грузия лишь две недели назад вступила в новый этап своего сотрудничества с НАТО в рамках «интенсифицированного диалога», не предусматривающий конкретных сроков. По окончании этого этапа предстоит еще реализация «плана действий члена организации» и лишь затем состоится собственно принятие Грузии в ряды Североатлантического альянса. Что же касается грузино-российских отношений, то в них НАТО не вмешивается, заверил Симмонс, и нынешнее обострение этих отношений ровно никак не связано с выводом российских военных баз из Грузии, происходящим в соответствии со Стамбульскими договоренностями 1999 года. Симмонс, также заявил о том, что НАТО поддерживает сохранение территориальной целостности Грузии и Азербайджана, как и всех других стран, но, при этом не стал выражать позицию Североатлантического альянса по Карабаху, заметив, что этим уже занимается Минская группа ОБСЕ. Говоря о перспективах приема Азербайджана в НАТО, Симмонс сказал, что Баку пока довольствуется сотрудничеством в рамках Индивидуального плана действий партнерства. «В ходе нынешнего визита в Баку я проконсультировался по вопросам сотрудничества в Южно-кавказском и каспийском регионах и по вопросам отражения общих угроз. Взамен мы ожидаем визит президента Азербайджана 8 ноября в Брюссель, где он посетит штаб-квартиру НАТО и встретится с представителями стран-партнеров, руководством совета НАТО и генсеком организации», — сказал Р.Симмонс.

Обращают на себя внимание некоторые моменты в дипломатических по духу заявлениях спецпредставителя генсека НАТО. Во-первых, Р. Симмонс максимально деликатно выразил «недоумение» тем, что пока Баку довольствуется сотрудничеством с НАТО в рамках IPAP. Таким образом, натовский эмиссар дал понять, что в Североатлантическом блоке ждут официального обращения Баку по поводу своего членства в этой организации. Не секрет, что США активно лоббируют идею расширения НАТО за счет государств — членов ГУАМ. Во-вторых, Р. Симмонс ясно дал понять, что существуют некие вопросы, вызывающие у руководства Азербайджана «беспокойство», которые мешают официальному Баку сделать окончательный выбор. При этом он почти открытым текстом заявил, что руководство НАТО попытается развеять эти «беспокойства» 8 ноября во время визита президента Азербайджана в Брюссель.

Как стало известно из информированных источников, в последнее время Запад, в первую очередь США настоятельно «рекомендуют» руководству Азербайджана наконец-то четко обозначить внешнеполитические ориентиры страны. Перед Симмонсом, помимо прочего, была поставлена задача прозондировать настроения в высшем руководстве Азербайджана. При этом следует учитывать, что Запад, по понятным причинам, уже не может ждать. Именно сейчас США пытаются выяснить, кто же на самом деле является в этом регионе их союзником и другом. И если Азербайджан в ближайшее время окончательно не определится, то Западу придется внести некоторые коррективы в свою политику в отношении официального Баку.

Россия, в свою очередь, любыми средствами пытается затормозить процесс интеграции Азербайджана в евроатлантические структуры. Официальный Баку тоже не торопится с окончательным выбором. Поэтому Р. Симмонс ясно дает понять, что Азербайджан настаивает на предоставлении серьезных гарантий безопасности как внешнего, так и внутреннего характера. В Баку ясно осознают, что, несмотря на то, что Азербайджан стал независимым 15 лет назад, Россия и Иран имеют достаточно сил и влияния, чтобы дестабилизировать ситуацию как в регионе в целом, так и внутри страны. События в Грузии — тому наглядный пример. Одним словом, высшему руководству страны не хочется оказаться «под двойным прессом».

Процесс формирования нового миропорядка, начавшийся после распада СССР, еще далеко не завершен. СССР, Балканы, Афганистан, Ирак — таковы неизбежные этапы подведения итогов перехода от биполярной системы мировых сил к монополярной. Североатлантический альянс, возглавляемый США и нарастивший свой военный потенциал до беспрецедентных масштабов, буквально опьянен своей военной и политической мощью и безнаказанностью своих силовых действий — как в Европе, так и за ее пределами. А главное — этот блок теперь лишен тех сдерживающих центров, роль которых в период «холодной войны» играла Организация Варшавского договора.

На днях Сергея Иванов в интервью телеканалу РТР сказал, что «мы не настолько наивны, чтобы верить одним только словам и заявлениям, — нам нужны конкретные действия!». До сих пор Азербайджан просто «тянул резину», рассчитывая как-нибудь выпутаться из щекотливой ситуации с помощью «многозначительного» молчания. Но теперь неизбежно приближается час, когда нужно будет определиться. В Москве все еще надеются, что, раз уж во главе Азербайджана стоит человек, который долгое время жил в России, то все проблемы и разногласия между двумя странами можно будет легко решить. Однако, так ли это, если учесть, что Баку на различных уровнях не раз объявлял о взятом им курсе на интеграцию с НАТО?

Не такой уж это легкий выбор, особенно если учесть, что в России проживает без малого два миллиона азербайджанских гастарбайтеров. Не говоря уже о том, что, как показывают события в России, под ударом могут оказаться и многие азербайджанцы, занимающиеся крупным бизнесом. С другой стороны — у Вашингтона не меньше, чем у Москвы, рычагов для давления на Баку. Так что Баку предстоит испытывать давление с обеих сторон. И это давление будет только усиливаться.

http://www.pravaya.ru/govern/123/9286


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru