АиФ Москва | Дарья Буравчикова | 12.10.2006 |
НЕДАВНО в школе N 563 произошло несчастье — мальчик из Грузии ударил ножом ровесника — азербайджанца за просьбу… говорить по-русски (!). Наши читатели рассказывают и о других неприятных инцидентах. В одной из школ Жулебина старшеклассники — выходцы из Закавказья — организованно третировали россиян: заставляли их мыть полы в кабинете, приносить «хозяевам» завтраки и делать за них домашние задания. В другой школе «восточный» мальчик влюбился в русскую девочку, та не ответила взаимностью. «Исполнится 14 лет — украдём, у нас так принято», — резюмировал отец горца. Испуганные родители девочки-подростка перевели её в другую школу. «В нашем классе учится около десяти азербайджанцев, столько же — армян, они разбились на „кланы“ и в открытую враждуют друг с другом. А русские дети, оставшиеся в меньшинстве, с непониманием наблюдают за событиями», — рассказывает наш читатель, живущий в Кузьминках. А родительница из Южного Бутова пожаловалась, что её пятилетний ребёнок, посещая соседний садик, начал говорить с акцентом (!), потому что большинство воспитательниц — «приезжие».
Чужой устав — в наш монастырь
МОСКОВСКИХ детей всегда учили доброжелательности и толерантности. Москва была центром, с распростёртыми объятиями принимающим гостей, независимо от их цвета кожи и разреза глаз. Например, видя, что с 1991 г. в Москве стало увеличиваться количество приезжих, город пошёл этим людям навстречу и стал открывать школы с этнокультурными компонентами. Но, будучи по сути своей гостеприимными, мы не заметили, как ситуация резко изменилась. Детей приезжих, как и самих приезжих, становится всё больше. Школ с этнокомпонентом на всех не хватает, и дети мигрантов пошли в обычные школы.«Дети мигрантов за последние 10−15 лет сильно изменились, — говорит учительница начальной школы Любовь Дмитриева, — если в начале 90-х их родители были представителями интеллигенции, приехавшей в наш город по работе или вынужденно поменявшей место жительства, то среди пап и мам нынешних первоклассников всё больше продавцов с рынков. Уровень образования родителей не может не сказываться на поведении детей — они растут неуправляемыми и «дикими», огрызаются в ответ на замечания и не желают менять свою точку зрения. Многие из них даже пожилых учителей называют на «ты».
Мы гордились тем, что в нашу культуру вливается поток других национальных культур: литература, живопись, история. Но с новыми мигрантами в школы привносится иная бытовая культура. Как со славянскими традициями, так и с Уголовным кодексом плохо согласуются «горячие» восточные законы, где за любое оскорбление обидчик отвечает кровью, а девушек воруют (и это — в ХХI веке!). Но почему выращенные в другой бытовой культуре московские дети должны начинать жить у себя дома по чужим, навязанным им правилам?
Наболело!
«ПРОБЛЕМА мигрантов — это не проблема образования, — говорит Наталья Ваганова из Департамента образования. — Наша цель — учить тех детей, которые приехали в Москву. И никаких разграничений на первый и второй сорт для себя не делаем. Кроме того, мы же понимаем: если детей мигрантов, которые уже испытали серьёзный стресс переезда, отодвигать от себя, это будет способствовать созданию напряжённости и разжиганию межнациональных конфликтов».— ПРАВИЛЬНО: учить нужно всех детей. УЧИТЬ — а не подчиняться им. В школах всегда хватало драчунов и детей с нестандартным поведением. Сегодня это не просто хулиганы, это носители другой бытовой культуры. И не нужно способствовать её тотальному проникновению во все сферы нашей жизни. Так получилось, что именно школа оказалась на первом рубеже этого нашествия.
— ШКОЛЫ с этнокомпонентом сегодня — уже помеха. Дети мигрантов обучаются за счёт бюджета города Москвы. То есть получают бесплатное образование наравне с коренными москвичами, чьи родители — исправные налогоплательщики. И логичнее обучать тех, кто желает глубже изучать культуру своей страны, в школах при посольствах, культурных центрах и на деньги богатых кавказских диаспор. В московских школах должна преподаваться и воспитываться наша культура и наши традиции.
— ДЕТИ мигрантов, без подготовки приходящие в московские школы, тормозят процесс образования. Почему должны страдать все остальные? Необходимо ввести вступительный тест на знание русского языка для детей, для которых он не является родным. Например, в Англии недавно приехавшие в страну дети зачисляются в классы не по возрасту, а по степени владения языком. Надо создавать (опять же при культурных центрах на деньги диаспор) курсы русского языка для подготовки детей в школы.
— Москве в отличие от других российских городов повезло: почти в каждой школе есть свой штатный психолог. Но никто из них не обладает знаниями, как решать этнические проблемы. Нужно готовить специалистов в этом направлении, чтобы чуждая нам бытовая культура не захлестнула город.
— НЕ МЕШАЛО бы ввести тест на знание русского языка и для воспитателей детских садов. Отговорка, что на маленькие зарплаты идут только приезжие, в деле воспитания детей не имеет права на существование!
Тест на совместимость с Москвой
«В СВОЕЙ работе сталкиваюсь с агрессивным противостоянием. Ведь для того чтобы приезжие дети адаптировались к нашему городу, укладу жизни т. д., они должны быть согласны на это. Объясняю родителям, что малышам нужно общаться на русском языке, контактировать с одноклассниками-москвичами. А они при мне что-то начинают говорить своим детям на родном языке! Родители сами противопоставляют мигрантов своей национальности русским детям, в результате приезжие собираются в компании по национальному признаку, говорят на своём языке и на остальных смотрят свысока. Как быть с такой проблемой, нас в институте не учили», — признаётся школьный психолог Алёна Бабаева.Наталья ВАГАНОВА, специалист по этнокультурным образовательным учреждениям Департамента образования:
— СЕГОДНЯ в Москве детей родителей-нероссиян стало намного больше. Многие плохо владеют русским языком, что существенно затрудняет адаптацию. Для них мы создаём «Школы русского языка», для начала 10 таких откроют на базе общеобразовательных школ. Это подготовит их к учёбе по российским стандартам. В течение года с ними будут заниматься русским языком, проводить курсы адаптации — правовые и т. д. После окончания такой школы дети поступят в обычные школы. Кроме того, уже несколько лет в общеобразовательных школах, где много детей мигрантов, работают группы «Русский язык как иностранный», по два часа в неделю как факультатив. Мы помогаем им овладеть русским языком и поскорее адаптироваться.
Александр БЕЛОВ, руководитель Движения против нелегальной иммиграции:
— МЫ УВАЖАЕМ и поддерживаем право народов, проживающих на территории РФ, получать образование на родном языке, изучать свою культуру, но считаем, что это должно происходить за их собственный счёт и не сказываться на общеобразовательном процессе российских школьников. Одна из серьёзных проблем — под этнокультурные школы нередко передаются обычные общеобразовательные, в которых до этого учились российские детишки. Получается, что там учатся 50% ребят одной национальности, а 50% - русских и других детей. В таких случаях национальное большинство заявляет: школа наша, мы здесь главные, а вы — как хотите: или живите по нашим законам, или уходите. Вместо взаимного уважения в детях воспитывается неприязнь.
На мой взгляд, при передаче общеобразовательных школ этносам стоит спрашивать родителей уже учащихся там детей, хотят они углублённо изучать другую культуру или нет. Большинству российских школьников это объективно не нужно. Поэтому, если приезжие хотят изучать свою культуру, пусть делают это факультативно, в центрах, создаваемых на свои средства.