Народное радио | Александра Оболонкова | 12.10.2006 |
Что изменилось за эти годы в селе? С таким вопросом я обратилась к одному из начинателей Колодозерской общины Михаилу Скуридину:
«Мне кажется, жизнь в деревне кардинально не поменялась. Хотя наши соседи говорят, что стали жить совсем по-другому, мол, раньше было скучно, а теперь весело: дети бегают, улица полна людей, в колокол стали звонить по утрам».
Вот так, совершенно случайно попали сюда трое ребят, и началась в селе другая, «веселая», жизнь. Стали приезжать гости из Москвы и Питера. А однажды приехали два фотографа — и началась еще одна история. Рассказывает Евгений Горный:
«Как-то так получилось, что сели и поехали через Питер в какую-то глушь. Доехали до Колодозера, побывали в поселке Шальском, потом поехали в Кривцы, где оказались в доме сестринского ухода, о котором сделали репортаж. Потом я написал статью. И пошла цепная реакция. Эта статья попалась на глаза людям из благотворительного фонда. Они устраивали благотворительный аукцион и обратились ко мне. Я дал им несколько артистически-художественных фотографий, которые они продали. А вырученные деньги пошли старичкам в Кривцах. Все это получилось как-то спонтанно. Но я надеюсь, что мы и Колодозеру поможем».
Евгений Горный и Константин Дьячков создали творческое объединение «Нога». Они путешествуют по стране, фотографируют, пишут, пытаются раскрыть «неизвестную Россию» для широкого зрителя. Не ту Россию, которую мы можем увидеть на телеэкране, а глубинную, далекую от мегаполисов, но настоящую.
Евгений Горный: «В центре нашего внимания не города-мегаполисы, где сосредоточена основная масса населения, а деревни, фермы, какие-то маленькие города, небольшие человеческие сообщества — все то, где люди живут немножко по другим законам, чем в крупных городах. В большом городе жизнь устроена очень сложно, человек входит в массу каких-то структур, и он не может жить иначе, чтобы не подчиняться этим структурам. А в малонаселенных пунктах все-таки немножко иначе. Есть свои проблемы, но в чем-то, как это ни парадоксально, люди имеют больше свободы, хотя у них меньше удобств, меньше денег и т. д. А в каких-то совсем глухих местах, куда люди уезжают и начинают, можно сказать, там строить жизнь с нуля, где вообще ничего нет, этой возможности творчества еще больше. А мало кто об этом знает. На мой взгляд, очень важно донести до людей эту простую мысль, показать им, что мы можем выстраивать свою жизнь так, как считаем правильным, как считаем нужным, а не так, как нам сказали. И собственно говоря, «Неизвестная Россия» в моей интерпретации как раз об этом.
«Видеть хорошее — сегодня у профессионалов не популярно», — говорит известный фотограф Дмитрий Борко. И тем ценнее эти работы, представленные на выставке.
Дмитрий Борко: «Должен сказать, что за 20 с лишним лет моей профессиональной деятельности я наблюдаю тренд, так называемой, прямой фотографии, которая описывает реальную жизнь с уклоном в экстремальные, острые, драматические ситуации, ключевые, что называется, первополосные: терроризм, война, катастрофа. Десятки, сотни корреспондентов ведущих изданий и газет сидят в одном ключевом для сегодняшнего новостного потока месте и снимают, в общем-то, одно и тоже. А фотография о какой-то тихой и незаметной жизни постепенно оказалась вытесненной из журналистики и специальных фотографических изданий. Мне очень жаль. Этот проект — один из немногих, которые сейчас могут восполнить этот пробел, заполнить эту нишу».
Сегодня творческий союз «Нога» — это уже четыре человека. Один из них — начинатель Колодозерской общины Александр Шумских. Его фотографии тоже можно увидеть на выставке.
Александр Шумских: «Выставка проходит параллельно. Нельзя сказать, что выставка нужна Колодозеру или Колодозеру нужна выставка. Это два явления одного порядка. Есть Колодозерская община и есть творческий союз «Нога». Их пути пересеклись, возникла идея сделать выставку. Если у этой выставки, будут какие-нибудь плоды, то очень хорошо».
Константин Дьячков — член творческого объединения «Нога» тоже надеется, что эта выставка даст не только эстетическое удовольствие зрителям, но и станет кирпичиком в одном общем деле.
Константин Дьячков: «Собственно, задач две. Первая, помочь тем, кому нужна помощь, и тем самым помочь героям наших репортажей. Вот, к примеру, Кривецкий дом престарелых, о котором мы начали писать с декабря, сейчас является одним из самых обеспеченных домов престарелых в Карелии. Они получили два контейнера и делятся всем этим добром с остальными. Мы к этому вроде как не причастны, но с нашей подачи люди увидели проблему и как-то на нее отреагировали. Иначе о том, что в этой карельской тайге живет сорок стариков, люди вообще никогда бы не узнали. То есть мы привлекаем внимание тех, кто может помочь. А второй аспект, есть люди близкие нам по духу, и, наверное, им будет интересно присоединиться, узнать, что они не одни, поделиться с нами опытом».
Отец Аркадий — герой многих фотографий на этой выставке. Село, в которое он приехал вместе с друзьями в конце 90-х годов, теперь для него и дом, и место службы. Под его надзором не только приход храма Рождества Пресвятой Богородицы, случается ездить и по всему Пудожскому району.
Отец Аркадий: «Пудожский район, где мы живем, расположен на довольно большой, но бедной территории. Там мало и церквей, и священников. Поле деятельности большое. Кроме Колодозера я езжу в Шальский приход, который расположен в 120 километрах от нас на берегу Онежского озера. Это Рыбацкий поселок, в котором довольно большой приход. На Литургии собирается человек 30−40. Иногда, по необходимости, я заменяю священников в райцентре — в Пудоже. Подменяю священников, когда они уезжают на сессию сдавать экзамены. Иногда я езжу в дом престарелых в Кривцах. Это тоже наш район. Вот основные места, где я бываю. Есть такие места, деревни, где люди тоже хотят поставить небольшую церковь, часовенку. Если у них что-то получается, когда позовут, конечно, я должен к ним приехать. Не я выбираю, а все, что я хочу делать, происходит помимо меня».
Отец Аркадий говорит, что на этой выставке, конечно же, не отражена вся жизнь Колодозера, а только лишь небольшая ее часть. Но эти фотографии могут послужить приглашением для людей, и могут объяснить, о чем же мечтают те, кто, забросив жизнь в городе, отправился в далекое карельское село.
Отец Аркадий: «Надеюсь, что этот приход будет жить, что дело на строительстве церкви не остановится. Не остановится на том, чтобы напоить чаем приехавших гостей — и все. Нет. Важно, чтобы приход существовал. Важно, чтобы была какая-то активная деятельность, чтобы приход занимался чем-то. Мы решили сейчас построить детский приют. Это очень важно, потому что это может помочь самой деревне. Детишки, которые будут жить в приюте, пополнят ряды школьников. А это значит, что школу из-за малочисленности детей не закроют. Ведь если школу закроют, детишек будут увозить в город, они будут жить в интернате. Что это тогда будет за деревня? В Древнем Риме говорили, что город, в котором нет детей и собак, это мертвый город. То же самое и здесь взрослые говорят: «Что нам делать в деревне, в которой нет детей». Очень важно, чтобы эти детишки, которые здесь будут, потом после школы не уезжали в города, а оставались жить в деревне. Для нас наша деревня — это родное место. Не хочется, чтобы эти родные места приходили в негодность, вымирали».
Наверное, и эта выставка, и жизнь Колодозерской общины может послужить для кого-то примером. Об этом говорили многие посетители, пришедшие на презентацию проекта:
— Действительно, это неизвестная Россия. По крайней мере, больше я таких фотографий нигде не встречал. Только москвичи сейчас, кажется, интересуются другим.
— Мы с подругой, когда смотрели, слушали, обсуждали, говорили, что очень радостно за всем этим наблюдать. Во время просмотра фотографий, общения с организаторами этой выставки, мы от души желали им Божьей помощи во всех их делах, задумках, потому что все они очень благие. Мы сердцем и душой с ними. Сожалеем, что у нас нет такой возможности, что мы не такие активные. Но очень радостно знать, что есть такие люди, которые способны такое организовать. Нам все очень понравилось и захотелось в Карелию на Колодозеро. Все очень интересно, жизненно, дает пример, как нужно поступать, вести себя.
Двое фотохудожников из творческого союза «Нога» отправляются сейчас в другие уголки России, снимать эту неизвестную, скрытую от нас, обитателей мегаполисов, жизнь. Зачем? — я спросила еще у одного члена творческого союза «Нога» Михаила Масленникова:
«Для чего это нужно? Если говорить одним словом, для спасения. Другое дело, чьего спасения — моего собственного или это возможность быть услышанным многими, на простом элементарном собственном примере и том шлейфе, который за тобой тянется. А он виден и очевиден. Это не просто мелькают какие-то картинки, образы или создаются концептуальные тексты. А это живая история. И вот мы вчетвером пытаемся ее честно преподносить. Этот материал самоценен тем, что помимо всего прочего надо просто знать о настоящей России, в которой ты живешь, а не только потреблять предлагаемую продукцию. Находясь на своем месте, мы пытаемся делать то, что обретает смысл, прежде всего нашей собственной жизни».
Таких местечек, как Колодозеро, в нашей стране немало. Одно из них выбрал Константин Дьячков для себя. Пройдет время и он уедет в Новгородскую область.
Константин Дьячков: «Я то сам тоже собираюсь уехать из Москвы, потому что московская жизнь мне не по душе. У меня уже построен дом в Новгородской области, и я буду жить там. Это в некотором роде то же свое Колодозеро. И там тоже надо поднимать храм. Оттуда до Колодозера всего 900 километров, но мы привыкли к таким перемещениям — один день пути».
Один день пути по неизвестной, но такой родной России.