Русская линия
Православие и современность Сергей Бондарь12.10.2006 

Под сенью Креста

Автор статьи, которую мы представляем вниманию читателей, — историк Сергей Бондарь, сотрудничающий с действующим в Саратовской епархии Церковно-историческим обществом имени Епископа Иакова (Вечеркова). Он тщательно изучает историю Воскресенского кладбища и может многое рассказать о тех людях, что покоятся здесь. Сегодня мы публикуем выдержки из его исследования, посвященные описанию могил некоторых священников Саратовской епархии, а также людей, связанных с Церковью своей общественной деятельностью.

Воскресенское кладбище появилось в 1836 году — пришло на смену старому Ильинскому погосту. Долгое время, почти до самой революции, оно находилось за чертой города. Землю под него пожертвовал саратовский мещанин Алексей Пичугин, поэтому сначала кладбище носило название «Пичугино» или «Пичугинское». Позднее, после строительства тем же Пичугиным Воскресенского храма в 1844 году, его стали называть так, как сейчас, хотя многие по-прежнему именовали его Пичугинским. В советское время название «Воскресенское» окончательно утвердилось, однако на заборе одного из домов, стоящих у кладбища, до сих пор написано: «Пичугин проезд».

Самые известные места Воскресенского кладбища — это памятник академику Вавилову, братские могилы умерших в госпиталях от ран в минувшую мировую войну и усыпальница-мемориал Чернышевских. Однако здесь сохранилось довольно много дореволюционных захоронений. Мало кто знает сегодня о том, что здесь покоятся воины и сестры милосердия, умершие от ран и тифа в Русско-японскую и Первую мировую войны. Последний приют на Воскресенском кладбище нашла Зинаида Николаевна Некрасова, жена замечательного поэта XIX века. И конечно, здесь находятся могилы саратовского духовенства. Их описание мы будем делать по окружности против часовой стрелки, начиная справа от входа.

* * *

Справа от входа на Воскресенское кладбище находится 31-й участок. Почти на углу, среди других могил, расположены три могилы священников Дроздова, Тихова и Архангельского. Сан на памятнике отцу Николаю Тихову не указан.

Священник Николай Иванович Тихов (11 декабря 1873 — 31 октября 1919) начинал свое служение в Церкви Христовой надзирателем в Вольском духовном училище. В 1894 году он был назначен священником 2-го штата Владимирской (Маминской) церкви Саратова. В этой должности он прослужил до 9 марта 1917 года, когда был переведен на место настоятеля, которое ранее занимал протоиерей С.Т. Софинский. Неизвестно, нес ли отец Николай священническое служение до самой смерти, неизвестна и причина его кончины. Осенью 1919 года в Саратове расстреливали множество людей, среди которых было немало духовенства. И хотя фамилия Тихов в списках расстрелянных не значится, возможно, именно массовые расстрелы могли стать причиной отсутствия на памятнике сана священника.

На могиле протоиерея Михаила Яковлевича Дроздова стоит простой крест, на котором сделана надпись черной масляной краской. Виден только год смерти протоиерея (1924) — число и месяц уже исчезли.

Отец Михаил родился в семье священника Иакова Ивановича Дроздова в селе Поселок (сейчас — Поселки) Кузнецкого уезда. В 1889 году окончил Саратовскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда, затем преподавал в саратовской Свято-Владимирской школе, был надзирателем в Камышинском духовном училище, а в 1893-м назначен временно исправляющим должность священника Тихвинской церкви Саратовского тюремного замка — до выздоровления своего отца, штатного священника этого храма. «Временно» растянулось более чем на полтора года, и только 6 сентября 1894 года (после увольнения отца за штат) отец Михаил был назначен штатным священником Михаило-Черниговской церкви детского учебно-исправительного приюта Галкина-Врасского на реке Вторая Гуселка. В 1898 году он стал настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви Саратова, а в 1913-м возглавил приход саратовской Введенской церкви. Точно известно, что настоятелем он здесь был и в 1918 году, дальнейшие сведения о нем отсутствуют. В сан протоиерея его возвели после революции.

Неподалеку от могилы отца Николая Тихова, чуть вглубь кладбища, похоронен протоиерей Петр Владимирович Архангельский (26 июня 1857 — 25 октября 1916), настоятель Ильинской церкви Саратова. Слово «протоиерей» тщательно соскоблено с памятника.

Отец Петр в 1878 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Сначала он служил преподавателем Саратовского духовного училища, а 1880-е годы был рукоположен во священника и определен к храму во имя святого великомученика Димитрия Солунского в селе Дворянская Терешка Хвалынского уезда. 10 января 1899 года его перевели в саратовскую Ильинскую церковь, где он и служил до самой смерти. Рядом с отцом Петром (сзади слева) похоронен агроном Андрей Петрович Архангельский (19 августа 1885 — 10 ноября 1939), вероятно, его сын.

* * *

Дальше по дорожке в сторону усыпальницы Чернышевских, немного в глубине, находятся могилы священников Прелатова, Февралева, Фролова, Лебедева, а на границе 31-го и 3-го участков похоронены протоиерей Ливанов со своим сыном.

Могила священника Александра Матвеевича Прелатова, хотя и обнесена оградой, представляет собой заросший травою холмик, в который воткнута металлическая табличка советских лет с надписью масляной краской, свидетельствующая, что Александр Матвеевич Прелатов умер 6 августа 1914 года 37 лет от роду. Это единственное дореволюционное захоронение священника из числа сохранившихся, на котором отсутствует какой бы то ни было памятник, а на табличке не указан сан. Впрочем, скорее всего те, кто писал на ней, и не знали о том, что похороненный здесь человек был духовного звания. Отсутствие памятника на могиле можно объяснить тем, что семья отца Александра после его кончины бедствовала. Известно, что через семь месяцев после смерти священника его вдове Параскеве с детьми от Святейшего Синода была положена казенная пенсия в размере 100 рублей в год.

Родился отец Александр в семье псаломщика Матвея Прелатова. Учился в Саратовской духовной семинарии, но курса не окончил, и в декабре 1890 года был назначен псаломщиком в Вознесенскую церковь Кузнецка. Через два года, после смерти отца, был переведен на его место — в Михаило-Архангельскую церковь села Бедняковка (Грушовка) Аткарского района, а в январе 1899 года — в Николаевский храм села Малая Сердоба Петровского уезда. В ноябре 1901 года отец Александр был рукоположен во диакона и назначен в Спасо-Преображенскую церковь слободы Песчанки Балашовского уезда. В 1904 году его переводят в слободу Иловатку того же уезда, а через несколько лет он возвращается в Песчанку — в Покровский храм. В 1909 году отец Прелатов был рукоположен во священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Ириновка Саратовского уезда. Через пять лет он скончался. Столь долгий рост по служебной лестнице — 18 с лишним лет от псаломщика до священника — очевидно, объясняется отсутствием полного семинарского образования.

Слева от могилы отца Александра Прелатова расположена почти исчезнувшая могила священника Димитрия Васильевича Февралева. Его неогороженная могила с двух сторон зажата оградами соседних захоронений. На ней стоит низенький памятник с уже довольно трудно читающимся текстом: «Здесь покоится священник Дмитрий Васильевич Февралев, сконч. 8 сент. 1913 г. 31 года. Мир праху твоему, дорогой сын».

О священнике Димитрии Февралеве сохранилось мало сведений. Между 1904 и 1908 годами он стал надзирателем в Камышинском духовном училище, а 25 июня 1908 года его назначили священником Николаевской церкви села Пилюгина Вольского уезда. Он прослужил здесь пять с небольшим лет и в возрасте 31 года скончался. Вероятно, он не был женат, ибо из эпитафии видно, что памятник установили родители.

Можно предположить, что он происходил не из духовного сословия. С 1869 года ктитором церкви в Пилюгино был крестьянин Дмитрий Никифорович Февралев. Затем при храме были другие ктиторы, а в 1901 году ктитором стал крестьянин Василий Дмитриевич Февралев. На этом сведения о Февралевых исчерпываются. Можно предположить, что первый по счету ктитор — дед священника, а второй — его отец.

Недалеко похоронен священник Александр Петрович Фролов († 29 мая 1936). Памятник на его могиле — лежащая на земле плита, густо заросшая травой.

Отцом похороненного на Воскресенском кладбище священника был Петр Фролович Фролов, тоже священник. Фролов-старший был крестьянин села Бегуча Петровского уезда, по происхождению — мордвин. Когда ему исполнилось 18 лет, отец отвез его в Петровское уездное училище, по окончании которого он занял место сельского учителя в селе Зиновьевка Петровского уезда и тем самым освободился от призыва в армию. Здесь П.Ф. Фролов женился на дочери священника Гавриила Ивановича Красноярского из села Лопатино Кузнецкого уезда — Аполлинарии. Она уговорила его встать на путь священнического служения. С 1887 по 1892 год отец Петр служил диаконом Михаило-Архангельской церкви села Старый Пичаур Хвалынского уезда, а в 1892 году был рукоположен во священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельской же церкви в мордовское село Холстовку того же уезда — как знающий мордовский язык. В Холстовке в 1905 году отец Петр скончался. Похоронили его в ограде холстовского храма. В некрологе было отмечено, что в течение 32 лет, с момента поступления в должность учителя и до смерти, священник Петр Фролов вел дневник, «куда вносил все, что он делал, что читал, писал, где был, кого видел и в завершение ежедневно описывал погоду. Даже пред смертию не забыл свой дневник, просил сына наутро написать со слов его, но утром была его смерть».

Автором некролога был священник Александр Петрович Фролов, сын покойного. Фролов-младший начал свое служение псаломщиком Михаило-Архангельской церкви села Баевка Хвалынского уезда. В 1900 году он перешел в Вознесенскую церковь Кузнецка. Через два года его назначили диаконом в село Большие Сестренки Балашовского уезда, но вскоре перевели в Космодамианскую церковь села Переезд Аткарского уезда. В 1906 году отец Александр был рукоположен во священника и определен к Христорождественской церкви села Верхозим Кузнецкого уезда, а в 1912 году его назначили настоятелем Богоявленской церкви села Черный Затон Хвалынского уезда. Последние сведения о нем датируются 1916 годом — он все еще служил в Черном Затоне. Так как храм в этом селе сгорел в 1923 году, а новые церкви уже не строились, очевидно, что отец Александр был переведен куда-то еще. То, что он умер в 1936 году, за год с лишним до «окончательного» решения «церковного» вопроса, дало возможность похоронить его на Воскресенском кладбище, поставить памятник с указанием не только даты, но и времени смерти.

Хорошо сохранился памятник на могиле протоиерея Василия Павловича Лебедева († 11 октября 1910), сделанный из черного мрамора. И хотя венчающий его крест в советские годы был сломан, вместо него не так давно появился самодельный, из арматуры. Вероятно, живы потомки отца Василия, следящие за могилой.

О нем пока известно немного. Он почти всю свою жизнь прослужил настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Идолга Саратовского уезда, поступив туда до 1867 года. В сан протоиерея его возвели в 1896-м.

Семейное захоронение Ливановых содержится в порядке и обнесено оградой. Здесь находится две могилы: Владимира Николаевича Ливанова, умершего в 1905 году, и его отца, протоиерея Николая Николаевича, пережившего сына на 11 лет.

Протоиерей Николай Николаевич Ливанов († 7 января 1916) родился в семье астраханского протоиерея. В 1865 году на родине он окончил духовную семинарию, а в 1869 году — Петербургскую духовную академию. В 1871-м получил ученую степень кандидата богословия. С октября 1869 года отец Николай преподавал различные дисциплины в Рязанской духовной семинарии, а в последний день 1880 года его назначили «исправляющим должность» ректора Пермской семинарии, где он также занимался преподаванием. Через восемь лет отец Николай стал инспектором Пензенской семинарии, откуда в июле 1893 года перевелся на ту же должность в Саратовскую семинарию. Через два года его рукоположили во священника и назначили на второй штат к Сретенской церкви Саратова, а в 1913 году — настоятелем Вознесенско-Горянской церкви.

* * *

Сразу за могилой протоиерея Михаила Дроздова расположена могила протоиерея Николая Федоровича Лебедева, а немного далее похоронен его однофамилец — священник Александр Иванович Лебедев. На могиле отца Александра выросло огромное дерево, покосившееся от времени.

Протоиерей Николай Лебедев начинал свою службу псаломщиком Троицкой церкви слободы Покровской Новоузенского уезда Самарской губернии. В 1889 году он был переведен в Саратовскую епархию и стал диаконом Ильинской церкви Саратова. В 1891 году назначен настоятелем Сергиевской церкви села Малая Сергиевка Балашовского уезда, а в 1915-м — настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви Саратова, служил здесь до революции. Дальнейшие сведения отсутствуют, но благодаря надписи на памятнике известно, что скончался он 5 марта 1932 года, 56 лет от роду.

О священнике Александре Ивановиче Лебедеве († 4 марта 1917, 41 года) известно только то, что в 1915 году он был вторым священником Нерукотворенно-Спасской церкви Саратова.

* * *

Недалеко от Лебедевых похоронены Никифор Алексеевич Быстрицкий (1868−1912) и Нина Аркадьевна Быстрицкая (1870−1942). Известно, что в конце XIX — начале XX века в Саратовской епархии служил священник Никифор Алексеевич Быстрицкий. Можно предположить, что именно его прах покоится в этой могиле. Если это так, то год кончины, указанный на кресте, ошибочен, отец Никифор умер 24 сентября 1913 года.

* * *

Неподалеку в семейной могиле похоронены иерей Михаил Иванович Скородумов (17 ноября 1856 — 29 октября 1923), вероятно, его дочь Елизавета Михайловна Виноградова (30 июля 1890 — 4 марта 1969), вероятно, зять Анатолий Борисович Виноградов (6 мая 1886 — 18 августа 1937) и некий Толя Николаев (1934−1938). Над могилами стоят два обычных металлических креста.

Биография священника Скородумова типична для сельского пастыря. Он окончил Пензенскую духовную семинарию и, по рукоположении во священный сан, служил по селам Саратовской губернии. Последнее известное место его служения — Покровская церковь села Старая Сосновка Аткарского уезда. После 1912 года сведения о нем отсутствуют.

Про А.Б. Виноградова точных данных нет. Человек с такими фамилией, именем и отчеством в 1909 году был рукоположен во священника и определен к Николаевской церкви села Безобразовка Аткарского уезда, где и служил шесть с лишним лет. В 1915 году он был назначен законоучителем в женскую гимназию слободы Баланды Аткарского уезда (ныне — город Калининск) и приписан сверх штата к слободской Введенской церкви.

* * *

Недалеко от Скородумовых около чьей-то ограды, над едва заметным могильным холмом, стоит труба с приваренной сверху табличкой, надпись на которой гласит, что здесь лежит Александр Павлович Бедняков, умерший в 1921 году. В Саратове в начале XX века служил священник, чье имя полностью совпадает с именем человека, похороненного здесь. Его биография после революции неизвестна.

Отец Александр Бедняков в 1900 году окончил Саратовскую духовную семинарию, после чего служил псаломщиком в церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в 1-м Мариинском детском приюте. В 1903 году назначен настоятелем Христорождественской церкви села Усовка Саратовского уезда, в 1908-м — настоятелем Казанской церкви села Марфино Аткарского уезда. С 1913 года был смотрителем Саратовского епархиального свечного завода; в том же году назначен священником Тито-Серафимовской церкви в саратовской богадельне святого Тита Чудотворца. Через год был переведен в Скорбященскую церковь Александровской земской больницы. Служил здесь и в 1917 году.

* * *

Ближе ко входу похоронены супруги Квасниковы. На могиле — памятник из красного мрамора.

Георгий Михайлович Квасников (†1909) в предреволюционные годы был довольно известным человеком в Саратове, держал свой магазин, в котором предлагался большой выбор церковной утвари и облачений для духовенства. Он был ктитором Александро-Невского Кафедрального собора. На его средства построена Алексиево-Сергиевская церковь Саратовского Александро-Мариинского первого мужского реального училища (гимназия N 1, известная как средняя школа N 19). Здание церкви сохранилось до наших дней, в ней находится спортзал.

* * *

От поворота к усыпальнице Чернышевских вправо между могилами уходит тропинка. Она является границей между 31-м участком (ближе ко входу) и 3-м участком (ближе к Чернышевским). На 3-м участке стояла кладбищенская Воскресенская церковь, поэтому здесь также нашли свой последний приют многие священнослужители Саратова.

Здесь находится могила протоиерея Матфия Михайловича Розанова (16 августа 1819 — 11 февраля 1907) и жены его брата, протоиерея Кафедрального собора Андрея Михайловича Розанова, Анны Ивановны. Памятник — высокий постамент с Евангелием и крестом.

Об отце Матфие сохранилось довольно много сведений. Он родился в семье бедного пономаря Александро-Невской церкви села Куракино Сердобского уезда. Осенью 1828 года отец отвез его в Пензенское духовное училище. Долго в Пензе пономарский сын не задержался: в декабре того же года была открыта самостоятельная Саратовская епархия — мальчик был определен в Саратовское духовное училище и тут же зачислен в архиерейские певчие. По окончании семинарского курса в 1842 году Розанов был рукоположен во священника и назначен в село Чардым Саратовского уезда. Затем были Щербедино (Шепелевка) Балашовского уезда (1843−1847), Карякино Аткарского уезда (1847−1848), Верхняя Березовка того же уезда (1848−1854). Овдовев в 1853 году, отец Матфий перевелся в Саратов: сначала в Вознесенско-Сенновскую церковь, затем в Введенский храм. В 1867 году он был определен к Воскресенской церкви на кладбище, где служил до самой кончины. Некоторое время отец Матфий был благочинным саратовских городских церквей и членом семинарского правления.

* * *

Рядом, наискосок (следующий ряд могил, ближе к усыпальнице Чернышевских, второе захоронение от дороги) лежит протоиерей Павел Иванович Чудновский (30 октября 1845 — 24 июня 1910). В первой половине 70-х годов XIX века он служил в Скорбященской церкви Александровской больницы Саратова. В феврале 1876 года был назначен настоятелем Вознесенского собора Камышина и возведен в сан протоиерея. Все десять лет службы в Камышине отец Павел был благочинным камышинских городских церквей. В 1886 году он перевелся в Саратов и назначен настоятелем Нерукотворенно-Спасской церкви. С декабря 1887 года служил вторым священником саратовской Сретенской церкви, а в 1895 году стал ее настоятелем. Несколько лет отец Павел был председателем Саратовского епархиального училищного совета.

* * *
Рядом с могилой протоиерея Чудновского стоит почти разрушенный памятник протоиерею Михаилу Александровичу Соколову и его жене.

Протоиерей Михаил Соколов 35 лет был законоучителем Мариинского института благородных девиц в Саратове и служил в институтской домовой церкви. Имел множество наград вплоть до наперсного креста из Кабинета Его Величества. За полтора года до кончины ушел за штат. Умер отец Михаил 7 мая 1909 года в день Вознесения Господня.

Интересно, что о его смерти в «Саратовском духовном вестнике» нет не только некролога, но и даже обычной заметки в официальном отделе, зато помещено слово его преемника в Марие-Магдалинской церкви института благородных девиц протоиерея Сергия Петровича Ильменского: «К погребению протоиерея М. А. Соколова, бывшего законоучителя Саратовского мариинского института: О благодатных утешениях христианской веры при гробе священнослужителя». (В 1914 году протоиерей Сергий Ильменский принял иноческий постриг, а в марте 1917 года занял кафедру епископа Соликамского, викария Пермской епархии. В 1918 году при отступлении красных из Перми он был зверски замучен на реке Каме. В 1999 году епископ Феофан (Ильменский) прославлен в лике святых.)

Рядом с могилой отца Михаила и его жены стоит памятник на могиле некоего Володи Соколова, ученика 7-го класса 1-й мужской гимназии Саратова. Вероятно, это сын отца Михаила. Памятник на могиле гимназиста также находится в плачевном состоянии. Слева и сзади на нем указаны имена трех человек, возможно, родственников. Недалеко похоронено много Соколовых. В частности — заслуженный артист РСФСР Валериан Евгеньевич Соколов (1891−1959). Вероятно, все Соколовы связаны между собою родственными узами.

Здесь же похоронен протоиерей Николай Николаевич Лебяжьев, умерший 13 (26) июля 1931 года в возрасте 61 года. Известно о нем немного: служил в духовном училище Сызрани Симбирской губернии преподавателем приготовительного класса. По предписанию Департамента земледелия 13 апреля 1906 года его перевели на должность законоучителя в Мариинское среднее сельскохозяйственное училище в Мариинской Колонии (ныне — Октябрьский Городок Татищевского района), а 23 мая того же года Преосвященный Гермоген (Долганев) назначил его настоятелем Марие-Магдалинской домовой церкви училища. В сан протоиерея отца Николая возвели после 1912 года.

* * *

Близко находится могила протоиерея Петра Степановича Бегучева (1869−1931). Рядом похоронен (вместо памятника на ограду прикреплена табличка) Валентин Алексеевич Бегучев (6 июня 1933 — 25 июня 1973), вероятно, его внук.

Отец Петр Бегучев родился в семье псаломщика С. Бегучева, служившего в саратовских городских церквах и умершего в конце 1892 года. По окончании Саратовской духовной семинарии в 1889 году Бегучев-младший стал псаломщиком Петропавловского собора Петровска, а через два года — диаконом Духосошественской церкви Саратова. В феврале 1893 года отца Петра назначают священником 3-го штата Вознесенского собора Камышина. В 1898 году он переходит на ту же должность в Воскресенскую кладбищенскую церковь Саратова, а в 1910-м — в Сретенский храм. Здесь его застала революция, после 1917 года сведений о нем нет.

* * *

На этом же участке, около дороги к усыпальнице Чернышевских, стоит еще один памятник. Здесь находится склеп семьи Лубошниковых. Судя по надписи на памятнике, под ним лежит Анна Сергеевна Родионова (урожденная Лубошникова) (1 февраля 1861 — 23 февраля 1886), а может быть, и еще кто-то. Надпись внизу извещает: «Сия могила принадлежит саратовскому купцу Сергею Филипповичу Лубошникову». Вероятно, это тот самый купец Сергей Лубошников, который в 1894 году пожертвовал на исправление Крестовоздвиженской (Казачьей) церкви Саратова 1000 рублей. Известен еще купец Иван Лубошников, назначенный в 1905 году ктитором Иоанно-Предтеченской церкви Саратова.

* * *

Дорожка, ведущая к могиле Чернышевского, продолжается и за ней. Первый поворот от нее направо, третья могила от дороги — тут покоится протоиерей Андрей Иоаннович Флегматов. Надпись на надгробии гласит: «Протоиерей Андрей Иоаннович Флегматов, сконч. 29 июля 1914 г. 96 лет». С левой стороны памятника, почти у самой земли — надпись торговца памятниками: «И.Д. Попов. Саратов». Фирма Попова основана до 1911 года, ее название несколько раз встречается на старых памятниках кладбища последних предреволюционных лет.

Отец Андрей Флегматов в 60-е годы XIX века служил в Камышине, в середине 70-х годов стал настоятелем Успенского собора посада Дубовки, а в феврале 1888 года — настоятелем же Успенского собора Царицына. В сентябре 1897 года его перевели первым священником Крестовоздвиженского женского монастыря Саратова, а в феврале 1909 года, по прошению, отец Андрей уволился за штат. В год увольнения за штат ему исполнился 91 год (!), после этого он прожил еще 5 лет.

Протоиерей Флегматов довольно много писал на церковно-исторические, миссионерские темы: местные «Епархиальные ведомости» регулярно печатали его статьи в 70−90-е годы XIX века. В 1899 году в Саратове вышла третьим изданием его книга «Беседы по русскому расколу и сектантству».

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20 061 011.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика