Русская линия
Газета.GZT.Ru Ольга Павликова,
Матвей Масальцев,
Александр Саргин
11.10.2006 

Они научат Родину любить
Патриотическую пропаганду возложат на учителей, режиссеров и журналистов

Следом за уроками православия в школах могут появиться уроки патриотизма. Во всяком случае, над этим уже задумались члены комитета по информационной политике Госдумы. На круглом столе, прошедшем вчера в Малом зале нижней палаты депутаты, представители религиозных организаций и известные журналисты думали, как прививать патриотизм россиянам. Основной упор решено сделать на размещение тематических сюжетов и статей в СМИ, съемку патриотичесyfheких фильмов за счет госбюджета и пересмотр всей школьной политики вплоть до переписывания учебников истории и создания новых предметов.

На круглый стол по вопросам патриотизма пришло более двухсот человек. Самые известные медиаперсоны и представители Минкультуры один за другим говорили о необходимости перевоспитания нации. Звучали даже предложения назвать воспитание патриотизма новым национальным проектом, средства на реализацию которого, по мнению парламентариев, можно было бы востребовать из стабилизационного фонда. Ведь стоимость программы, по самым скромным подсчетам, с лихвой переваливает за десятки миллиардов рублей.

Школьные уроки

Первым шагом к реализации будущей программы, по мнению участников дискуссии, должно стать изменение школьной политики. «Сегодня открываем любой учебник истории, а там в главе о Великой Отечественной войне рассказывается и о подвиге американцев, и о подвиге французов, и почти ни слова о Зое Космодемьянской или Александре Матросове. Я считаю, что нельзя забывать о подвигах собственного народа и собственной страны», — заявил «Газете» зампред комитета по информационной политике Александр Крутов. Депутат считает, что переписать нужно не только учебники истории, но и книги по природоведению, биологии и географии: «Чтобы Россия не была для нас простой географической территорией для населения, школьники должны любить свой двор, дом, знать растущие в нем цветы и растения, знать своих предков, знать историю своей семьи».

По мнению депутатов, вслед за уроками православия в школах должны появляться и уроки патриотизма. На них, по задумке парламентариев, дети выучат российский гимн, им привьют уважение к флагу и другой госсимволике.

Пропаганда с голубого экрана

Ответственность за пропаганду патриотизма участники дискуссии возложили на центральные телеканалы. Особенно возмущался глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой: «Сегодня в России снимают сотни мультипликационных фильмов, но буквально единицы выходят на первом или втором канале. Не меньше сегодня снимают и документальных фильмов о русской истории или о православии, но мы их тоже не видим. Каналам просто невыгодно размещать их в прайм-тайм, и их запихивают в неудобное время». Он считает, что в бюджете будущего года необходимо заложить средства на продвижение такого рода фильмов на телеканалах или предоставление СМИ каких-либо налоговых льгот за показ патриотических программ.

Статс-секретарь Минкультуры Павел Пожигайло предложил пойти дальше и ввести госрегулирование всей информационной политики каналов: «Пропаганда нравственных идеалов должна быть точечной. Вместо того чтобы из сюжета в сюжет разжевывать коллизии российско-грузинских отношений, можно снять новую версию фильма „Отец солдата“, где в доходчивой форме рассказать, что между нашими народами не может быть никаких разногласий».

Такого же рода фильмы, по мнению Пожигайло, нужно снимать и о нацпроектах. Так, для поддержки здравоохранения, замечает статс-секретарь, нужно не только повысить зарплату участковым врачам, но и снять документальный фильм о том, как в глухом селе и за считанные копейки врач на своих двоих день за днем обходит сотни домов. Чиновник предлагает уже в этом году потратить на патриотические программы и сюжеты 4 млн. рублей, до сих пор не освоенных в Минкультуры. Стоит ли повысить зарплату будущим героям докфильмов, статс-секретарь не сказал.

Задачи для четвертой власти

Одним из шагов по возрождению патриотизма, по мнению патриотически настроенного тележурналиста Алексея Пушкова, должно стать повышение уровня самосознания самих журналистов и редакторов в СМИ. «Мы практически утратили функции четвертой власти и забыли про то, что сами можем влиять на исполнительную власть. Нужно показывать не только официальную информацию, но и по необходимости критиковать чиновников, замечать оплошности в их работе», — заявил «Газете» телеведущий. Видимо, он не согласен со своим коллегой Александром Гурновым, который на сентябрьском медиа-форуме для региональных журналистов заявлял, что быть четвертой властью не хочет, выразив тем самым общий настрой на форуме.

Для того чтобы восстановить доверие к СМИ, участники заседания предлагают «разработать правовые нормы, защищающие права и интересы потребителей продукции СМИ от неполной, недостоверной, деструктивной информации, некомпетентности, информационного экстремизма и элементарной безграмотности». Подобные рекомендации даны и правительству. «Необходимо разработать механизмы экономического воздействия на перспективное развитие культуры, кинематографии, СМИ и системы образования, учитывая их огромную значимость при формировании высоких идеалов патриотизма и нравственности, совершенствовать правоприменительную практику при распространении информации, приводящей к девальвации духовных ценностей», — говорится в итоговом документе.

Участники круглого стола намерены создать целую программу под рабочим названием «Доктрина информационной безопасности России в сфере духовной жизни».

Уже через год Госдума и Совет Федерации должны рассмотреть поправки в законодательство по СМИ по ее реализации, а Общественная палата — взять программу под свой контроль.

Московский патриотизм оценили в 210 млн рублей

Вчера столичное правительство рассмотрело проект программы «Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007−2009 годы». Авторы документа просят выделить на эту цель более 210 млн рублей. Предлагается, в частности, вести мониторинг состояния патриотического воспитания молодежи, проводить научно-практические конференции, создать научно-аналитический центр патриотического воспитания. А присматривать за всем этим будет межведомственный координационный совет под председательством первого заместителя мэра в правительстве Москвы Людмилы Швецовой.

Впрочем, помимо теории в программе представлены и практические действия: в документе перечислено более сотни мероприятий по воспитанию молодых патриотов. Причем основной упор сделан на военно-патриотических акциях. Например, в каждой школе должны открыть экспозиции, посвященные 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Увеличится также число военно-патриотических клубов и поисковых отрядов. Такой узкий подход не совсем удовлетворил Юрия Росляка, который на время отпуска Юрия Лужкова исполняет обязанности столичного мэра. Он потребовал внести в программу дополнительные пункты, например о воспитании у молодежи уважения к труду. Но главное, считает Росляк, «работа должна носить системный инновационный характер». Чтобы придумать что-то новое, чиновникам дали месяц: столько времени выделено на доработку документа.

Росляк потребовал также, чтобы к «мозговому штурму» присоединились все департаменты столичного правительства. Надо полагать, присоединятся и контролируемые мэрией СМИ. А пока некоторым неконтролируемым пресс-служба мэрии закрыла доступ на заседания правительства. Исключена из списка аккредитованных и «Газета». В беседе с нами пресс-секретарь мэра Сергей Цой объяснил это тем, что из-за большого количества журналистов не всегда находятся места для приглашенных на заседание. И потому, по его словам, места теперь гарантированы лишь для «чисто московских СМИ», остальным же они будут доставаться по остаточному принципу. Однако забитый под завязку пресс-центр можно было увидеть далеко не на каждом заседании. Кроме того, корреспондент «Газеты» заметил в обновленном списке не только региональные издания.

Должны ли СМИ воспитывать граждан в плане патриотизма?

Людмила Нарусова / председатель комиссии по информационной политике Совета Федерации РФ:

«Любое воспитание, санкционированное сверху, у нас всегда бывает настолько неуклюжим, что вызывает обратный эффект. Но сеять доброе и говорить не только о дедовщине в армии (хотя об этом впору кричать!), но и о том, что без армии не существует любого государства, — надо. Правда, здесь не должно быть крайностей. Да, воспитывать любовь к собственной родине — это, конечно, достойно. Но при этом в наших условиях очень легко можно перейти от ура-патриотизма к космополитизму. У нас, если говорить о каких-то кампаниях в прессе, никогда не бывает ничего нормального: либо все очернять, либо все восхвалять. Мне кажется, это главная беда наших СМИ. Даже какие-то ток-шоу или долговременные телепроекты могут воспитывать граждан. Правда, надо это делать не тупо, прямо в лоб, а исподволь, потому что молодежь любую агитацию отвергает изначально. Но говорить о том, что в нашей стране сто с лишним национальностей и языков, просто необходимо! Если бы это время от времени в молодежных передачах по-умному звучало, может быть, тогда у нас не было бы отморозков, которые убивают чернокожих студентов».

Ксения Собчак / телеведущая:

«Думаю, слово „воспитывать“ здесь вообще неуместно. Но выдвигать различные концепции, спорить, публиковать статьи на эту тему СМИ, наверное, должны. Однако сам подход, когда кто-то кого-то должен воспитывать, мне кажется в корне неправильным и губительным для нашего понимания СМИ. В нормальном, здоровом, демократическом обществе может быть нормальная дискуссия на ту или иную тему — неважно, в интернете, газетах или где-то еще. Пусть люди сравнивают и сами делают выводы. Почему кто-то должен навязывать какую-то одну точку зрения и воспитывать? Я считаю, что „Дом-2“ — это проект, существующий не для того, чтобы люди задумались на какие-то глубинные темы, а для развлечения. Это развлекательная передача, а не политическая!»

Дмитрий Пригов / деятель культуры:

«Средства массовой информации в этом отношении ничего не должны. Они работают в соответствии со своим положением в структуре социума и культуры. Но если общая атмосфера их к этому подталкивает, они это и делают, а если не подталкивает, то нет. Собственно говоря, их основная задача — попытаться точно и объективно организовать события таким образом, чтобы они были на пользу обществу и гражданину, а не государству. А вообще-то все есть воспитание! И воспитание хорошего человека — дело патриотическое независимо от того, вставлены ли в эту программу такие понятия, как „патриотизм“, „Родина“, „Россия“! Все зависит от того, как понимать патриотизм».

Ирина Винер / главный тренер сборной России по художественной гимнастике:

«Конечно, должны — личным примером, и это самое главное! То есть необходимо не на словах, а на личностях приводить примеры патриотизма. „Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!“ Вот „древо жизни“ и надо в примеры приводить!»

Михаил Леонтьев / обозреватель, Первый канал:

«Никто никому ничего не должен! У нас, слава богу, сейчас нет министерства пропаганды, да и никакой пропаганды тоже. Патриотизм либо есть, либо его нет. Это — как половая принадлежность. Если она есть, тогда каким-то образом и реализуется в деятельности! Должны ли, предположим, государственные деятели быть патриотами? Они ничего не должны: просто в нормальной стране непатриотов не выбирают в руководители. И если пишущий журналист плюет на собственную страну, наверное, какая-то часть населения вряд ли будет его читать».

http://gzt.ru/politics/2006/10/10/213 015.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика