Русская линия
Время новостей Михаил Аландаренко11.10.2006 

Христос и «Партия Аллаха»
Ливану грозит новая гражданская война

В ливанском госпитале скончался 11-летний подросток, получивший ранение в голову в ходе полицейской операции в южных пригородах Бейрута. Ранее жертвой этой операции стал 15-летний юноша. Полиция попыталась ликвидировать нелегальные жилые постройки в районе, контролирующемся шиитским движением «Хизбалла», но натолкнулась на сопротивление его жителей. Мать 11-летнего Мухаммада Хуссейна Наджи заявила в интервью телеканалу «Аль-Манар»: «Я перебегала с сыном из одного места в другое, чтобы защитить его во время войны с Израилем. Но его убило ливанское государство».

Военная операция Израиля в Ливане под кодовым названием «Стальная паутина» завершена, но многострадальной стране угрожает новый всплеск насилия. В этом убедился корреспондент «Времени новостей», посетивший христианские города Ливана. Христиане составляют около 30% 4-миллионного ливанского населения.

Маленький христианский городок Захле расположен в долине Бекаа возле границы с Сирией. В нем, правда, есть и мусульмане, но их мало. Для ливанского общества характерно разделение по этническому и религиозному принципу. Можно сказать, что ливанцы не граждане одной страны, а подданные многочисленных политических течений и религиозных учений. И сейчас, после войны между Израилем и «Хизбаллой», это особенно заметно.

«Хизбалла» — шиитское движение, возникшее в Ливане в 1982 году для борьбы с израильской оккупацией Южного Ливана. Ее название в переводе означает «Партия Аллаха» и, возможно, взято из коранической строки (сура «Трапеза»): «…ведь партия Аллаха — они победят». «Хизбалла» в равной степени недоверчиво относится как к иудеям, так и к христианам. Несмотря на это, некоторые христиане уважают движение и его лидера, шейха Хасана Насраллу. Они ценят то, что шииты восстали против ненавистного «сионистского образования», как арабы часто называют Израиль. Насколько искренни эти славословия, сказать трудно.

Но есть в Ливане и другие последователи Христа. Один из них сказал мне, что ему очень жаль израильских солдат, которые погибли в последней войне. «Смерть каждого из них — это будто кончина члена моей семьи», — говорит Тони, католик по вероисповеданию. Религиозную принадлежность ливанцев часто можно определить по имени. Если человек носит европейское имя — Тони, Жорж, Реймон, Рене, Мишель, то он скорее всего католик или маронит. Если Михаил — православный. Ну, а Мухаммад, Ахмад или Али — стопроцентные мусульмане.

Другой христианский житель Захле, по имени Ширбель, протестует против хаоса в Ливане своеобразным образом: «Я избегаю всего арабского. Не нравится мне и арабская музыка. Есть у меня дома арабский барабан. Если хочешь, могу тебе его подарить. Заодно с моим ливанским паспортом. Только смотри, как бы ты потом не сожалел».

В отличие от предыдущих лет, когда Ливан уже стал спокойной туристической страной, сейчас чувствуется напряженность. В конце сентября в Захле открылось отделение христианской партии «Ливанские силы», которую возглавляет Самир Джаджаа. Как и у нас в старые времена, город тщательно готовился к приезду высоких гостей. На улицах развешивали лозунги, на стенах домов — портреты горячо любимого лидера. Я прогуливался улицами Захле, с интересом наблюдая за этими приготовлениями. Тут ко мне неожиданно подошел человек в штатском и начал очень резко спрашивать, кто я, почему я тут хожу и все разглядываю, разве до этого я никогда не видел подобных приготовлений? Когда я ему сказал, что я из России, он принес тысячу извинений за беспокойство, объяснив свои расспросы «соображениями безопасности». Но если полиция или службы безопасности интересуются праздношатающимися прохожими, то это говорит о том, что в обществе опасаются внутренних врагов. Кстати, внешнего врага — Израиль — Ливану никогда не достать.

Баальбек — замечательный туристический город к северо-востоку от Захле. Акрополь в Баальбеке — один из крупнейших в мире, здесь сохранились остатки храма Юпитера и почти нетронутый храм Бахуса. Ежегодно известная ливанская певица Фейруз проводит среди античных развалин фестивали искусств. Но в нынешнем году фестиваля не было. Дата его проведения совпала с началом в июле этого года ливано-израильской войны. Военные действия серьезно подорвали туристическую репутацию Баальбека. Израильская авиация нанесла удар по нескольким городским кварталам, что отпугнуло иностранцев. Кроме привычных сувениров, в Баальбеке теперь продают майки и флаги с символикой «Хизбаллы». Марьям, суннитка из Баальбека, рассказывает, что ее дом был разрушен в результате израильского обстрела. Она получила 10 тыс. долл. компенсации от ливанского правительства, но новый дом стоит 40 тыс. Так что пока она снимает жилье, а что будет потом — одному Аллаху известно.

Многие ливанские христиане проклинают «Хизбаллу». Сунниты тоже недолюбливают своих собратьев по вере за спровоцированный конфликт с Израилем, разрушения и гибель мирных жителей. И не исключено, что после окончания в конце этого месяца священного для мусульман месяца Рамадан в Ливане обострится противостояние между шиитами и суннитами. Это чревато гражданской войной, наподобие той, которая вспыхнула в 1975 году. Но выдержит ли маленький и нестабильный Ливан еще один межрелигиозный конфликт?

http://www.vremya.ru/2006/186/5/162 870.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru