Невское время | Камилла Нигматуллина | 11.10.2006 |
СПРАВКА
Иконоборчество — религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон. В Византии иконоклазм датируется VIII — 1-й половиной IX в. Первое восстановление иконопочитания произошло на Никейском соборе в 787 году, а вторая волна этой ереси закончилась поражением иконоборчества в 843 году. В Западной Европе борьба с иконами обострилась в период Реформации XVI века.В наше время икона на стене нередко соседствует с постером какой-нибудь звезды и амулетами фэн-шуй, четки воспринимаются как средство для успокоения нервов (а кое-кто использует их как оружие самообороны), книга «Код да Винчи» многим заменила Евангелие, так что некоторые уже не понимают, кто кому и кем приходится в Новом Завете. На фоне этого всеобщего примитивного оккультизма или просто невежества истинное иконопочитание обладает достаточно древней традицией. Однако в том виде, в каком пишутся и печатаются иконы сегодня, они существовали не всегда, и отношение к ним было разным.
ИДОЛ ИЛИ ОБРАЗ?
Вспомнить историю и обозначить современные вехи ереси иконоборчества недавно собрались на III Международной научной конференции, организованной СПб НИИ православной иконологии. Профессор Свято-Сергиевского богословского института протоиерей Николай Озолин отметил, что современные «портативные» иконы появились значительно позже фресок и мозаик. А первые археологические доказательства существования изображений в христианской церкви датируются III веком. Тем не менее с катакомбных церквей и пошло храмовое творчество. Правда, в первоначальной Церкви это больше походило на погребальную живопись. А самое интересное, что ветхозаветные картины были найдены в древних синагогах, хотя иконоборцы утверждают, что иудаизм никогда не использовал изображений Бога или пророков.Против чего же восставали иконоборцы? Им казалось, что доска или стена, расписанная красками, противоречит заповеди «Не сотвори себе кумира». Однако при тщательном лингвистическом анализе ветхозаветного текста становится понятно, что имелись в виду конкретные статуи конкретных ложных богов. Никейский собор, осудивший еретиков, провозгласил, что «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».
КРИЗИС ИКОНЫ
Продолжателями борцов с иконами стали протестанты и отчасти армяне (впрочем, позже они отказались от иконоборчества). В ХХ веке работы по отрицанию иконопочитания писались в основном в Германии. В третьем тысячелетии иконоборчество приняло совсем иные формы. Об этом начал задумываться еще Жан Бодрийяр, который считал, что «современное иконоборчество состоит не в том, чтобы разбивать образы, но в том, чтобы бесконечно нагромождать друг на друга образы, в которых нечего созерцать».В этом можно согласиться с французским ученым, если вспомнить, чем занимаются современное искусство и современная иконопись. Это пародия и тиражирование. Первое касается художников-авангардистов, чьи работы не примет даже в дар ни один храм (не только шоумейкеров выставки «Осторожно, религия», но и серьезно воспринимающих свое искусство авторов), а второе — современной канонической иконописи и масштабного производства икон — наклеек, магнитов, голограмм, открыток, ковров и пр.
Потеря обществом духовности приводит к обесцениванию всего значимого и святого. Поэтому разговор об иконоборчестве актуален и сегодня.
МЕЖДУ ПРОЧИМ
А ВОТ КАК ВЫГЛЯДЯТ РАБОТЫ АВАНГАРДИСТОВФлоренский «РПЦ»
Экспонат представляет собой щит с прикрепленными к нему тремя буквами «Р», «П» и «Ц», вырезанными из пенопласта и обвешанные елочными гирляндами.
Зражевская «Не сотвори себе кумира»
Экспонат представляет собой выполненное из фанеры в размер человеческого роста изображение традиционного для православия способа украшения икон — оклада, но без иконы за ним. Изображенный оклад своими очертаниями воспроизводит православную иконографию «Спас на престоле», то есть Самого Бога. В состав экспоната входит также фотоаппарат на треноге, повернутый объективом к изображению оклада, и несколько реквизитов для фотографирования (книги). Рядом с фотоаппаратом размещена надпись: «Фото. Недорого».
Каждан «Одежда для Мессии»
Экспонат представляет собой грубо сшитое из драпировочной ткани подобие хитона, к подолу которого приколота этикетка с надписью: «Одежда для Мессии».
КОММЕНТАРИИ
Ростислав Гирвель, директор СПб НИИ православной иконологии:— В современной иконописи сейчас раздрай полный, никто не знает, что делать. То есть икону новую не пишут, а жалкие копии. С репродукций, фотографий, откуда угодно. И никакого стиля определенного не появляется, потому что нет творчества. Ведь канон предполагает творческое отношение к иконе, к образу. У нас в городе очень много так называемых хваленых иконописцев, но их работы — это муляжи!
Марина Васина, магистр богословия:
— Знание и вера настолько разъединены в современном сознании, что сам вопрос (о соединении образа и Духа) стал чуть ли не преступлением против человека. Я скажу больше: эта метафизическая проблема скрывает невидимый крест, образуемый верой и знанием.
Протоиерей Николай Озолин, профессор Парижского Свято-Сергиевского православного богословского института:
— Вопрос происхождения иконоборчества до сих пор вызывает разногласия. Факты по большей части ограничиваются расплывчатыми указаниями. Как известно, истоки этой ереси упорно искали в иудействе, исламе, павликанстве и других восточных ересях. В результате чего стало принято воспринимать иконоборчество как семитскую реакцию против непомерной эллинизации христианства. Тогда как речь шла как раз об обратном — о христианизации эллинизма.
Профессор Университета МВД Владислав Бачинин:
— Упадок иконописи можно рассматривать как одно из дополнительных свидетельств того, что протестантизм оказался дальновиднее, освободившись от икон как зримых свидетельств слабости человеческого духа. В этой слабости приходится убеждаться каждый раз при созерцании православных икон, созданных в XIX—XX вв. и пронизанных духом не истинного, а показного благочестия. Подобные иконы зачастую служат укреплению позиций сторонников иконоборчества, у которых появляются серьезные основания для того, чтобы видеть в современных иконописных образах ложные формы духовности, отчужденные от высших сакральных сущностей и смыслов.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=253 895 883