Русская линия
Православие.RuСвященник Сергий Говорун11.10.2006 

Церковь на краю земли. Часть 2

Часть 1

Литургические традиции

Литургические традиции Эфиопской Церкви обладают целым рядом любопытных особенностей. На них, с одной стороны, большое влияние оказали другие Церкви Ближнего Востока, прежде всего Коптская и Сирийская. С другой стороны, они весьма оригинальны, что обусловлено длительными периодами изоляции эфиопского христианства.

Оригинальность проявляется уже в церковном и гражданском календаре Эфиопии, который отличается от общепринятого. Это так называемый коптский, по сути упрощенный александрийский календарь, который ориентируется на фазы луны и насчитывает 13 месяцев в году. Эфиопское летоисчисление не совпадает с общепринятым — отстает на 7 лет. Так, сейчас в Эфиопии 1999 год, и Эфиопской Церкви еще предстоит праздновать 2000-летие Рождества Христова. При всем при этом эфиопский церковный календарь практически полностью совпадает с церковным календарем, принятым в Русской Православной Церкви. Так, Рождество в Эфиопии празднуют 7 января, а Богоявление — 19 января. С особой торжественностью в Эфиопии празднуется Воздвижение Честного Креста — Маскал.


Весьма оригинально устройство традиционного эфиопского храма, который по своей структуре напоминает ветхозаветный храм. Главная его часть — Макдас, или Кэддуса Кэддусан, — святая святых, в которую имеют право входить только священники и диаконы. В этой части расположен Табот — ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, то для нее прежде всего освящается новый Табот. В некоторые дни, как например в праздник Богоявления, Табот торжественно выносится из храма и с ним совершается крестный ход. При этом на Табот набрасываются покрывала, и весь народ ему поклоняется. В этом обычае проявляются иудейские черты, характерные для эфиопского христианства, а также существующий в Эфиопской Церкви особый культ Ковчега Завета.

Дело в том, что по эфиопскому преданию Менелик — легендарный сын царя Соломона и царицы Савской, — посетив своего отца в Иерусалиме, хитростью завладел Ковчегом Завета и принес его в Эфиопию. Эфиопы до сих пор считают, что ковчег хранится в Аксуме, в храме Божией Матери Сионской, хотя его никто никогда не видел. Как нам рассказывали сами эфиопы, хранителями ковчега являются монахи, которые никого к нему не подпускают, даже патриарха. Тем не менее, пока никто не смог удостовериться в истинности или ложности этой легенды.

Богослужение в Эфиопской Церкви продолжительное. Накануне праздников оно начинается вечером и часто длится всю ночь. Литургия начинается около шести часов утра и продолжается приблизительно три часа. Иногда литургия начинается в три часа или даже час ночи. На богослужение мы были приглашены в большой храм Христа Спасителя в Аддис-Абебе. И у нас, и у эфиопов в этот день праздновалась Пятидесятница. Храм был заполнен молящимися. В некоторых эфиопских храмах стоят скамейки, на которых разрешается сидеть во время богослужения, хотя это, скорее, нововведение последнего времени. Традиционно в храмах скамеек быть не должно, но расстелены ковры, на которых можно сидеть. При этом в храм все должны входить босиком, а обувь снимать перед порогом. Женщины и мужчины в храме молятся раздельно: женщины — по правую сторону, а мужчины — по левую. Отдельно молятся те клирики, которые не участвуют в богослужении. При том огромном по нашим меркам количестве священников, которые приписаны к каждому храму, лишь небольшая их часть может совершать богослужение. По правилам Эфиопской Церкви каждую литургию совершает минимум два священника и три диакона. Поскольку храм, который мы посетили, был трехпрестольный, богослужение в нем совершалось одновременно на трех престолах. В Эфиопской Церкви не разрешается совершать литургию более чем один раз подряд, но при этом она может совершаться одновременно на нескольких престолах, чему мы стали свидетелями. Все богослужебные действия, включая анафору, совершались синхронно на всех трех престолах. Для причащения народа одновременно выносилось три чаши.

Однако возгласы священника произносились только у главного престола. В эфиопской традиции литургия оглашенных длиннее, чем в нашей традиции, а литургия верных значительно короче. Вход совершается только один — малый. Великого входа с перенесением даров мы не видели, и сразу после чтения Евангелия начался евхаристический канон. Евхаристический хлеб в Эфиопской Церкви не принято разрезать копием, но только разламывать руками. Народ причащают под двумя видами и притом раздельно. Диакон выходит с чашей и сам причащает из нее народ с помощью лжицы, которая напоминает обычную столовую ложку. Священник же выходит с ковчегом, знаменующим Ковчег Завета. В ковчеге находятся частицы евхаристического хлеба, которые священник раздает причащающимся. Младенцев подносят только к чаше, а взрослые подходят сначала к священнику за частицей, а затем к чаше, которую держит диакон. За литургией, на которой нам довелось присутствовать, причащалась значительная часть молившихся, хотя и не все. Характерной чертой эфиопского богослужения является использование особых зонтиков, которые являются аналогами наших рипид. Их раскрывают над Евангелием или евхаристическими дарами, используют во время крестных ходов.

В Эфиопской Церкви очень развита гимнография. Она постоянно пополняется новыми произведениями. Церковные гимны учат составлять в семинариях. Хотя в храмах по-прежнему широко используется древний гыыз, он постепенно вытесняется современным амхарским языком. Традиции церковной гимнографии были заложены очень почитаемым в Эфиопии песнописцем Яредом, жившим в Аксумитский период и составившим обширный корпус песнопений (Дэггва). Богослужебное пение в Эфиопской Церкви весьма мелодичное. При этом во время литургии используются барабаны — кебаро — и иногда практикуются танцы, хотя нам не удалось стать свидетелями столь экзотических литургических традиций. Во время богослужения, которое мы посетили, большую часть службы исполнял юный диакон, которому на вид можно было дать 10−12 лет. Своим тонким голосом он сольно исполнял стихиры, тропари и прочие песнопения.

Все молящиеся в храме покрываются белыми покрывалами. Белая накидка и белый тюрбан — это также отличительная одежда клириков. Именно в таком виде их часто можно встретить на улице. Также священники, как правило, ходят с посохом и крестом в руке. Патриарх заметно выделяется своей одеждой — он одет во все белое, с легким желтым отливом.

Монашество

В Эфиопской Церкви очень сильны монашеские традиции, которые выходят далеко за стены монастырей и влияют на жизнь простого народа. По преданию, монашество в Эфиопию было принесено в VI веке девятью монахами, пришедшими из Рума — Византии. Эти монахи, по всей видимости, принесли в Эфиопию сирийскую монашескую традицию. Со временем она смешалась с элементами александрийского монашества, а также дополнилась собственно эфиопскими традициями. Монахи из Рума поселились на севере страны, в районе озер. Здесь и поныне находится значительная часть монастырей.

Многие монастыри скорее похожи на скиты, как они существуют в русской традиции. При некоторых из них живут пустынники. Вообще отшельничество распространено в Эфиопской Церкви. Например, один из самых знаменитых эфиопских монастырей — Дебре Лебанос — окружен пещерами, в которых до сих пор живут отшельники. Одновременно такие монастыри, как Дебре Лебанос являются туристическими местами и охотно получают от этого свои дивиденты. Так, за возможность осмотреть монастырский храм взымается довольно крупная по эфиопским меркам сумма 50 бырр (ок. 6 долларов США). А отшельник позволит его сфотографировать, только если вы дадите ему несколько бырр.

В Эфиопской Церкви существуют и монастыри, направленные на социальную деятельность. Мы посетили один из них, расположенный неподалеку от Аддис-Абебы. Это монастырь Себата — относительно новый, основанный императором Хайле Селассие. Он представляет из себя большой комплекс, раскинувшийся на несколько гектаров и включающий сады, поля, швейные, прядильные и другие мастерские. При монастыре также действует приют для девочек-сирот. Сироты живут в отдельных корпусах, в каждой комнате по шесть девочек и с ними одна монахиня, которая берет на себя заботу по уходу и воспитанию. Чем младше дети, тем старше монахиня, которая живет с ними. И наоборот, чем старше девочки, тем младше прикрепленная к ним монахиня. Девочки учатся в школе, существующей при монастыре, а также осваивают ремесла в монастырских мастерских. Несмотря на свою социальную направленность, монастырь не оставляет собственно монашеской традиции. В нем действуют два храма, в которых богослужение совершается три раза в день. Устройство монастыря имеет отдельные черты, которые роднят его с греческой монашеской традицией. Так, в нем есть специальный зал для собраний насельниц, где также принимают гостей, у греков такой зал называется синодикон. Также игуменья монастыря избирается самими сестрами и затем лишь утверждается синодом. При Менгисту у монастыря были отобраны все его владения, но теперь жизнь обители возрождается.

Роль Церкви в обществе

Эфиопская Церковь занимает в эфиопском обществе то место, которое еще в относительно недавнем прошлом в обществе занимала любая Церковь, — передовое. В том смысле, что Церковь располагает всем передовым, что есть в обществе: прежде всего нравственным авторитетом, но также знаниями, социальными и образовательными институтами. Церковь не находится в социальном гетто, но охватывает все общество и пользуется в нем большим авторитетом, и это несмотря на период государственного атеизма, связанного с насильственным отрывом Церкви от общества. В настоящее время Церковь в Эфиопии развивает активную социальную деятельность, что для такой бедной страны, часто терпящей гуманитарные катастрофы, очень актуально. Благотворительностью занимаются отдельные монастыри и приходы. Однако в Церкви также функционирует особое агентство по социальной работе — Комиссия по развитию и межцерковной помощи. Она аккумулирует большие средства, как финансовые так и технические, которые затем идут на различные социальные программы. Помимо заботы о храмах и монастырях, Церковь в Эфиопии строит дороги, копает колодцы, обучает население современным ирригационным технологиям и т. д. При этом характерно, что помощь направляется не только членам Эфиопской Церкви, но также представителям других христианских Церквей и даже религий, включая ислам.

Народные обычаи

Народные обычаи за короткий период времени изучить очень сложно. Тем не менее, попытаюсь описать некоторые из них. Эфиопский народ чрезвычайно набожный. В том, что называется народным благочестием, он очень похож на славян: то же почтение к святыне и клиру, но и то же отсутствие глубокого интереса к тому, что та или иная традиция или то или иное священнодействие означает. Также среди эфиопов широко распространены суеверия. Народ с особым благоговением относится к храму. Люди начинают креститься за несколько сот метров от храма, некоторые ползут к нему на коленях. Очень распространен обычай целовать ворота, ведущие к храму. Сам храм практически всегда окружен стенами, внутри которых образуется дворик. По периметру дворика расположены могилы, подсобные помещения, часовни. Народ зачастую молится у стен храма, целует эти стены. Войдя в храм, люди крестятся и делают земные поклоны в направлении алтаря. Во время богослужения входить или выходить из храма не разрешается. Отличительной чертой христиан в Эфиопии является ношение на шее синей бечевки — матеба. Иногда у эфиопских христиан, как и у коптов, на запястье или на лбу вытатуирован крест.

В народном благочестии распространены традиции, берущие начало в монашестве. При этом отличительной чертой людей остается жизнерадостность. Даже самый последний нищий будет улыбаться — вы не заметите в нем подавленности или угрюмости. Угрюмости нет и в тех христианах, которые приходят в храм, а также у клириков. Народ относительно безболезненно переживает свою бедность, порой переходящую в откровенную нищету, и, как кажется со стороны, не особо ею тяготится. Также характерной чертой эфиопов является законопослушность и практическое отсутствие преступности.

Одним из наиболее характерных народных обычаев остается обрезание, которое сохранилось также в Коптской Церкви, частью которой долгое время была Эфиопская Церковь. Причем, если в Коптской Церкви обрезание остается просто народным установлением, к которому Церковь относится безразлично, то в Эфиопской Церкви оно, скорее, оправдывается ветхозаветной традицией. В Эфиопии существует еще один обычай, в целом широко распространенный в Африке, — обрезание девочек, когда они достигают возраста полового созревания. С этим обычаем Церковь в Эфиопии пытается бороться, однако безуспешно, особенно в сельской местности. Этот обычай поддерживается даже образованными эфиопами как вековое установление.

Народ в Эфиопии строго соблюдает посты. При этом, если миряне постятся около 180 дней в году, то клирики — около 250. Постными днями являются среда и пятница, кроме периода Пятидесятницы. Помимо известных нам Великого, Рождественского, Успенского и Петрова постов, в Эфиопской Церкви существует также трехдневный пост Ниневии и пост Пророков, длящийся 43 дня. При этом Петров пост и пост Пророков обязательны только для клириков. В пост принято вкушать простую растительную пищу и то только после полудня. В остальное время эфиопы едят мясо. Рыба здесь дорогая и считается деликатесом. Мясо забивают особым образом, похожим на кошерный способ забивания животных. В этой традиции также проявляются иудейские нотки эфиопского христианства. Характерно, что на наружных стенах мясных лавок, где таким образом забивают мясо, красной краской нарисованы кресты. Мясные лавки — это единственные здания, помимо церквей, на которых в Эфиопии можно увидеть изображение креста.

Наряду с соблюдением обрядов, связанных с забиванием животных и обрезанием, в эфиопском христианстве соблюдается еще одна традиция, имеющая иудейское происхождение — соблюдение субботы. В XIV веке эта традиция даже стала предметом жарких споров в Церкви, когда возникло целое движение за соблюдение субботы, связанное с именем монаха Евстафия (Эвостатевос). Учение этого монаха, позже причисленного Эфиопской Церковью к лику святых, сначала встретило неприятие со стороны иерархии. Однако со временем защищавшееся им и его последователями-евостатеями празднование субботы вошло в практику Эфиопской Церкви.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61 010 110 901


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru