Русская линия
Радонеж11.10.2006 

Зажечь свечу. (Основы Православной Культуры) часть-2

Часть 1

16. Православные и культурные

Кому же мы доверим преподавание столь важного предмета?

«…Кто будет преподавать эти дисциплины? Священников не хватает! В сельской местности рукополагают вчерашних механизаторов, у которых нет не только высшего, светского и духовного образования, но и в ряде случаев — среднего!»

Сергей Капица, вице-президент Российской академии естественных наук:

«…Умные мальчики (интересно, почему не девочки?) из вашего священника сделают просто посмешище».

За эти предупреждения их авторам можно сказать только одно: большое сердечное спасибо! Можно быть уверенным, что они дойдут до тех священников, к кому они относятся (а такие в самом деле есть), и до их непосредственного начальства — и те, не откладывая ни минуты, бросят все свои силы на завершение духовного образования, как того и требует от них Церковь.

А преподаванием Основ православной культуры тем временем займутся православные и культурные преподаватели — в первую очередь духовенство, за ним и миряне, мужчины и женщины, молодые и пожилые — те, у кого нет причин бояться умных мальчиков и девочек, кого у нас в стране, слава Богу, вполне достаточно. В помощь им организуются обзорные курсы, предоставляется огромный объем учебных, справочных, методических и прочих материалов: см. Приложение 1. Выставлять кого бы то ни было посмешищем не входит в учебные цели курса ОПК; но если кто-то из его неумных хулителей пожелает предстать посмешищем перед публикой, ему в этом будет оказано должное содействие.

17. Одна страна, разные религии

Помимо Православия в России существуют и другие традиционные вероисповедания.

Марат Муртазин, замглавы Совета муфтиев России:

«…Сегодня уже в 75 регионах преподаются «Основы православной культуры"… Нам ничего не остается, как дать нашим детям возможность изучать культуру своей религии. Это скорее вынужденная мера, нежели наша инициатива».

Не было бы счастья, да несчастье помогло, г-н муфтий? Дать возможность мусульманским детям России изучать культуру своей религии — это, по вашему, тяжкая повинность, «вынужденная мера», вроде как месть врагу? К счастью, массы мусульман России отнюдь не склонны видеть в преподавании культуры Ислама своим детям «вынужденную меру».

Татьяна Петрова, начальник отдела Министерства образования:

«…В целом ряде регионов уже несколько лет преподают основы ислама или иудаизма. В Ингушетии без всяких инициатив сверху давно сдают экзамен по истории мусульманства. Все зависит от специфики конкретного региона».

«…Значительная часть российских мусульман приветствуют преподавание «Основ православной культуры», приводя в пример положительный опыт преподавания «Основ исламской культуры» в Ингушетии, Чеченской республике и Дагестане. Об этом говорится в специальных заявлениях Координационного центра мусульман Северного Кавказа и ряда муфтиятов — членов Совета муфтиев России, сделанных в 2004—2006 годах».

Что же касается Русской Православной Церкви, то она неизменно призывает представителей других традиционных конфессий объединить усилия в деле преподавания религиозной культуры в школах и других учебных заведениях. В особой мере это относится к мусульманской общине, где враждебные силы вербуют себе приспешников-террористов, обучая их отождествлять Ислам с фанатизмом, насилием и ненавистью.

И вопреки крикливой пропаганде надо сказать, что такую позицию, открытую и дружественную к другим вероисповеданиям России, Православие унаследовало из прошлого. Ответом г-ну муфтию и его разнородным единомышленникам служат следующие замечательные слова, сказанные 100 лет тому назад одним из самых выдающихся церковных деятелей:

Антоний (Храповицкий), Митрополит Киевский и Галицкий:

«…Пусть евреи знают не только Ницше, Маркса и Бебеля, но пророков и мудрецов Ветхого Завета, пусть знают Рабби Гиллела и Моисея Маймонида. Не нужно думать, что это еще более разделит их с русскими: неправда, люди, благоговеющие перед Богом, всегда ближе друг к другу, чем безбожники, и я нисколько не стыжусь сказать, что чувствую себя гораздо ближе к верующему еврею или магометанину, чем к неверующему русскому».

18. Новая идеология?

Тревогу бьют интеллигенты советского закала:

«…Православная церковь идет в новый крестовый поход: за идеологизацию школы! Вместо дедушки Ленина — икону в каждый класс. Вместо единственно верного марксистско-ленинского — единственно верное православное…Где разница??»

«…Малышам читают жития святых, возят в паломнические поездки — например, на место расстрела царской семьи… Детский сад сотрудничает с общеобразовательной школой во имя царевича-мученика Алексия».

Заметьте, как проявляется здесь советский закал: интеллигентный человек должен бы знать, что Православной Церкви крестовые походы незнакомы — кроме разве что тех, что атаковали ее с Запада. Интеллигентный человек должен бы знать, что дедушки ленины и марксы, вместе со своим единственно верным учением, проникли в православное национальное сознание страшной карикатурой на Христа и Его Евангелие, маскируясь под истину словно раковые клетки — под здоровые. Более того, интеллигентному человеку должно быть известно — если даже не из ученых трудов и соображений разума, то хотя бы из зарубежного опыта, — что происходит с нацией вообще и ее молодым поколением в особенности, когда она лишается своего идеологического, исторического и культурного наследия.

Ну, а если кто-то вместе с идеологией растерял свою интеллигентность и уже не в силах отличить Маркса от Христа, тот пусть примет в расчет простейшую разницу: противники ОПК или других религиозно-культурных дисциплин просто отказываются от этих курсов, а противники дедушки Ленина лишились всего, включая собственную жизнь.

19. Учитесь быть непохожими

Однако есть опасения, что отказаться от курса ОПК вовсе не так просто.

«…Учителя в рясах могут помешать воспитанию в школьниках толерантности… Насаждение ОПК может способствовать разжиганию межрелигиозной вражды».

«…Религиозная дисциплина в государственных школа…спровоцирует напряженность и подозрительность в обществе».

«…Никто не станет отказываться от ОПК из страха, что их дети превратятся в белых ворон, в презираемое и ненавидимое меньшинство».

«…Гарантированы конфликты между теми, кто будет учить этот предмет, и теми, кто не будет… Одни будут травить других».

Суждения эти говорят о недостатке знакомства с теорией и практикой воспитания толерантности, о которой их авторы так сильно пекутся, и о их явном намерении усидеть между двумя стульями, что, как известно, оканчивается неприятностью.

В самом деле, воспитание толерантности неразрывно связано с плюрализмом, с наличием широкого разнообразия взглядов и личных особенностей. Такие условия сегодня существуют в России, и подлинные апологеты толерантности, разумеется, приветствуют развитие плюрализма в нашем обществе.

Но можно ли, одной рукой аплодируя плюрализму, другой рукой пытаться его выкорчевать? — А ведь именно это и делают вышеупомянутые противники ОПК. Преподавание религиозной культуры, как православной, так и других традиционных для нашей страны конфессий (в тех районах, где им следует достаточно многочисленное население), вместе с возможностью отказаться от этого для тех, кто не разделяет ни одной из них, способствует дальнейшему росту плюрализма за счет развития религиозного самосознания и углубления процессов самоидентификации молодого поколения вместе с их родителями.

Конфликты и травля, о которых говорится выше, в самом деле гарантированы — если продолжать игру в молчанку с детьми и со взрослыми, если не прилагать целенаправленных и скоординированных усилий к просвещению, к воспитанию в людях религиозной культуры, к воспитанию способности быть непохожими и жить в мире друг с другом. Чтобы презирать, ненавидеть и убивать друг друга, к большому сожалению, никаких особых усилий не требуется: тот, кто еще незнаком с этим печальным фактом по школьным курсам, от Догматического богословия до ОПК, тот неминуемо столкнется с ним в жизни.

20. Откуда сопротивление?

Если все так просто, то почему все так сложно?

«…По какой причине внедрение православной культуры в наших учебных заведениях год за годом откладывается и встречает на своем пути такие неимоверные трудности? Что мешает делу?»

Вопрос этот сам по себе весьма труден, прежде всего по принципиальным соображениям, связанным с категорией причинности. Помнится, где-то у Льва Толстого есть отрывок на эту тему: по какой причине яблоко падает на землю? — Всемирное тяготение? Пересыхание черенка? Созревание плода? Порыв ветра? И можно ли игнорировать желание ребенка, стоящего под деревом?…

Поэтому, чтобы не углубляться в философские рассуждения, переформулируем вопрос следующим образом:

Кто недоволен введением ОПК в школах?

Заменив «что» на «кто», мы проигрываем в общности и информативности, зато выигрываем в простоте и наглядности. Попробуем теперь дать ответ.

1. Чаще всего о себе заявляют плодовитые участники бесчисленных интернет-дискуссий и форумов, которые декларируют свою неприязнь ОПК. — Надо понимать, что это люди, живущие в «виртуальном мире», которым а) крайне далеко до реальной жизни нашей страны, и б) сильно нечем заняться.

2. Также отличаются своим недовольством многие журналисты, авторы статей и обзоров в массовых периодических изданиях. — Они получают гонорар за свою работу: что им заказано, то они и пишут. — Вопрос о том, кто делает журналистам подобные заказы, прояснится из дальнейшего.

3. Далее идут возглавители и представители религиозных конфессий и групп, которые не относятся к числу традиционных для нашей страны, начиная с весьма почтенных, как Римо-католическая церковь (впрочем, лучшие ее сыны поддержали преподавание ОПК в русских школах), и кончая сектами, культами и индивидуальными проходимцами. Не надо объяснять, что рост религиозной культуры связан обратной пропорцией с их шансами на успех (см. также п. 14).

4. Мы видели недовольство и среди некоторых представителей традиционных конфессий (см. п. 17). Они опасаются, что религиозные меньшинства понесут урон в конкуренции с Православием. Кроме того, надо понимать, что неправославные общины в России связаны со своими единоверцами за рубежом и должны, волей или неволей, координировать с ними свои взгляды и действия.

5. Недовольство либеральных общественно-политических сил распространением религиозной культуры в нашей стране также не вызывает сомнений: политический либерализм изначально строится на антагонизме с религиозным мировоззрением.

6. К предыдущему пункту примыкают наследники диссидентства советской эпохи. Они противятся всякому объединению усилий общества и государства. Характерно, что их политические предки до падения коммунизма в России были союзниками и защитниками Церкви, а подчас и исповедниками Христова имени.

7. Недовольство введением ОПК в школах среди чиновников и учителей по-видимому сильно преувеличено недоброжелательной прессой, однако бюрократы, разгильдяи и лодыри есть в любом деле, на всяком месте.

8. Следует помнить, что существуют принципиальные и непримиримые противники религии вообще и (или) Православия в частности, которые использовали и будут использовать все средства для достижения своих идеологических и политических целей.

9. Нельзя забывать и о том, что в нашей стране дана некоторая свобода действий представителям иностранных государств и их платным сотрудникам, которые защищают интересы, далеко не всегда совпадающие с интересами российского народа — хотя, разумеется, они нечасто извещают об этом публику.

10. И, наконец, наиболее широкая и наименее четко определенная социальная группа, для которой характерно отрицательное отношение к православной культуре. Ее мы вынуждены будем очертить посредством ряда примеров:

— некто основал свое благосостояние на производстве или сбыте книг, газет, журналов, аудио- и видео-продукции похабного содержания, пива, водки, сигарет, на содержании игорных домов и автоматов, ночных клубов той или иной половой ориентации, на проституции того или иного вида и т. п.;

— еще некто зарабатывает на изготовлении рекламы вышеперечисленных предметов и услуг, а также иных товаров, где лица, позы, телодвижения и форма одежды молодых людей навязчиво свидетельствуют об их идиотизме или иной форме интеллектуального, эмоционального и нравственного уродства;

— некто другой получает гонорар за текст для упомянутой рекламы, убеждая молодежь «взять от жизни всё», «оторваться» или «бабахнуться», заполняя его лексикой, несуществующей в русском языке, от перечня образцов которой мы воздержимся;

— кто-то еще трудится не покладая рук, размещая эту рекламу на заборах, автобусных остановках, в поездах, автобусах и на шестиметровых плакатах над крышами наших домов;

— другие имеют немалый доход от работы в телевизионных студиях, откуда та же реклама транслируется на экраны наших телевизоров на фоне неиссякаемого потока убийств, насилия, алкогольного или наркотического дебоша, разврата различной режиссуры, магии, стяжательства, сквернословия и всё того же всепроникающего и всепобеждающего идиотизма и скотства;

— их коллеги размещают такую же рекламу на таком же самом фоне в глянцевых журналах для мальчиков и девочек, и их тоже не обижают зарплатой;

— а прочие заняты каждый своим делом: развозят эти журналы на поездах и машина, и продают их в магазинах, киосках и на уличных раскладках, и гадают по руке и по звездам, и насылают порчу по сходной цене, и снимают ее за разумную плату, и пропагандируют гостеприимство ночных клубов и игорных домов в школах и университетах, и торгуют там наркотиками, и предлагают свой товар на пробу ради расширения коммерческого оборота, и разбираются с конкурентами, обидчиками, или кого закажут, и устраняют исполнителей, и делают аборты, и рекламируют их, и извлекают из таких предприятий супер-прибыль, и получают взятки от тех, кто извлекает, и от тех, кто получает, и цепочка эта протягивается через всю нашу стосорокамиллионную страну, и конца ей нет —

— и можно с известной определенностью утверждать, что в их глазах, осознанно или не вполне, православня культура представляется чуждой, враждебной и угрожающей. И в известном смысле так оно и есть.

Противостояние культур — а в зарубежных странах оно известно под более хлестким наименованием — жизненный факт, нередко скрытый в темноте неведения. От того, будет ли он раскрыт, зависит исход противостояния. Зажженная свеча Основ православной культуры в наших школах дает нам основания для оптимизма.



Приложение 1
Основы Православной Культуры:
план обзорного курса для преподавателей

Обзорный курс по Основам православной культуры для школьных работников строится на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 22.10.2002 N14−52−876. Курс рассчитан на учителей и лиц с высшим гуманитарным образованием, имеющих опыт преподавательской работы.

Цель курса — подготовка методистов и преподавателей для проведения занятий по Основам православной культуры в начальной, основной и полной средней школе. Слушатели снабжаются обширными методическими, информационными и справочными материалами по предмету на компакт-дисках.

Данный курс состоит из 9 блоков по 8 учебных часов каждый. Первый блок носит вводный характер и содержит общие сведения по предмету, методике и практике его преподавания; последующие блоки посвящены различным содержательным линиям, материал которых служит для формирования конкретных обзорных и модульных курсов по Основам православной культуры в школе. Отбор и компоновка материала выполняется на местах исходя из

— области интересов учащихся и преподавателей;

— возраста и уровня подготовки учащихся;

— допустимой учебной нагрузки;

— профиля учебного заведения;

— местных особенностей.

Блок 1. Общие сведения о предмете. Двойственность подхода к предметной области: культура Православия и Православие в культуре.

Религия, ее место в цивилизации, истории, мировоззрении, эстетике, этике. Положение христианства среди мировых религий и Православия среди христианских конфессий. Роль христианства в русском национальном самосознании, в современной русской и мировой культуре.

Пути и методы преподавания Основ православной культуры. Модульный и концентрический подход. Предметные линии. Возрастные ограничения. Учебные материалы, информационно-медодическая поддержка. Возможные трудности, характерные заблуждения и ошибки преподавателя. Вопросы и ответы.

Блок 2. Религиозное сознание, религии мира. Православный взгляд на историю цивилизации. Священная история и историческая наука. Библейская археология.

Евангельская история. Возникновение христианства. Православная Церковь, ее культурно-историческое и культурно-нравственное наследие. История христианских конфессий.

Блок 3. Крещение Руси. Православие в истории и культуре Древней Руси, русской нации, Российского государства.

Православная жизнь и культура сегодняшнего дня. Понятия об устройстве Православной Церкви, о православном мировоззрении и образе жизни, об элементах церковного быта, об основах церковно-государственных и церковно-общественных отношений.

Блок 4. Письменная культура Православия. Древние языки. Священное писание Ветхого и Нового Заветов. Древняя христианская письменность. Библейская и христианская археография.

Славянская письменность. Церковно-славянская грамота. Употребление церковно-славянского языка. Понятие о православной гимнографии. Православие в русском языке и русской письменности.

Блок 5. Православие в русской литературе. Православное прочтение и оценка выдающихся произведений русской прозы и поэзии: М.В. Ломоносов, А.С. Хомяков, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, В.С. Соловьев, А.П. Чехов, А.А. Блок, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак и многие другие.

Блок 6. Нравственная культура Православия. Православный взгляд на человека. Ценность, достоинство и права личности. Смысл жизни, жизненные идеалы и цели. Христианское совершенство.

Этические принципы и нормы. Отношения полов. Брак, безбрачие. Семья, деторождение, воспитание детей. Культура общественных и личных отношений, поведения, речи, внешнего вида. Грех. Губительные явления в жизни личности и общества. Насилие, коррупция, пьянство, разврат, азартные игры, тоталитарные секты, наркомания. Самоубийство.

Блок 7. Художественная культура и Православие. Место эстетики в христианском мировоззрении и жизни. Изобразительное искусство. Иконопись: жанры, периодизация, роль и значение в православной религии. Православное зодчество. Современные тенденции в эстетике и их оценка.

Музыкальная культура и Православие. Церковное пение, его роль в православной жизни. Современная музыка, ее жанры, место в современной молодежной культуре и христианская оценка.

Блок 8. Православное понимание веры и знания. Преодоление противоположности. Христианство и точные науки. Научное познание и его сфера. Современная гносеология и логика о месте веры в процессе человеческого познания. Естественное и сверхъестественное. Материализм и дуализм.

Христианство и естественные науки. Христианский взгляд на происхождение вселенной, живой материи и человека. Религиозная и естественнонаучная картина мира, их историческое развитие, противоборство, примирение.

Блок 9. Региональный компонент православной культуры. Православие в истории нашего края. Монастыри, храмы, жития святых. Новомученики и исповедники ХХ века. Наша епархия и ее сегодняшнее состояние.

Приложение 2
Основы Православной Культуры:
Отношения полов, брак и семья

Методические предпосылки и программа курса

1. Чем обусловлена важность этой учебной дисциплины?

Самой природой человека и ее общественными проявлениями.

2. Почему она необходима именно сегодня?

Обычный для сегодняшнего дня безрелигиозный подход к предмету в результате исторических перемен ХХ века во всем мире и в России оказывается недостаточным. От нас требуется ответ на возникающие вопросы в рамках традиционной православной культуры.

3. В чем причина трудностей и конфликтов, с нею связанных?

Агрессивная культурная среда, как и большая часть учебных и программных материалов на эту тему, отражает те деструктивные воздействия, которые наша страна испытала за последние десятилетия. В качестве альтернативы нередко предлагаются устаревшие материалы низкого качества, также приносящие немалый вред. Это происходит на фоне пассивности и неосведомленности населения, особенно преподавателей и родителей.

4. Возможно ли преодолеть эти трудности?

Да, возможно. Сегодня в нашем народе заметно повысился интерес к Православию, к нравственному возрождению, к социальной и гражданской активности. Многочисленные примеры доказывают возможность национального взаимопонимания и сотрудничества в сферах образования, воспитания молодежи и социальной политики.

5. Каким образом это достигается в данном случае?

В учебном курсе «Отношения полов, брак и семья» реализованы следующие принципы:

— общезначимость, т. е. доступность и действенность для всего населения России;

— мировоззренческая основа, т. е. изучение предмета в его связи с целостным православным взглядом на мир и человека;

— национальная основа, т. е. опора на реальность российской жизни в прошлом и настоящем, на национальные культурные ценности;

— историческая основа, т. е. внимание к историческим корням, к природе и причинам происходящих перемен;

— практическая основа, т. е. связь всех сторон предмета с конкретными практическими задачами сегодняшнего дня;

— открытость, т. е. отсутствие «запретных тем», способность и готовность к обсуждению любых относящихся к делу вопросов.

6. Кому предназначается курс?

В первую очередь — это школьный курс для старших классов. Однако есть и другие категории слушателей, которые остро нуждаются в этом курсе, причем каждой категории предлагается свой состав материала и свои формы обучения (см. таблицу 1).

7. Как он проводится?

Программа курса организована с максимальной гибкостью, так что легко отобрать материал для любых конкретных условий. Продолжительность и интенсивность обучения может варьировать от разовых бесед на отдельные темы до 120-часового годичного курса. Семинары, беседы и диспуты базируются как на памятниках литературы и произведениях искусства, так и на материале текущих событий культурной, социальной и политической жизни.

Программа состоит из пяти неравных частей, каждая из которых в той или иной мере может предметом изучения для любой аудитории:

1. Введение. Пол в природе и жизни человека

2. Пол и личность

3. Пол и общество

4. Брак

5. Семья

Таблица 2 содержит перечень учебных разделов по каждой из частей с характеристиками для каждой категории слушателей (обязательные, рекомендуемые, возможные). В некоторых случаях, как указано, аудитория разделяется на мужскую и женскую.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=1998


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru