Русская линия
Час Иван Посохов10.10.2006 

Лиепая станет центром мормонов

Вот уже почти год лиепайское отделение ЗаПЧЕЛ практически в одиночестве борется против строительства в центре города здания мормонской церкви. Однако, похоже, здание все-таки будет построено. Если не произойдет чуда.

Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней хочет построить молельный дом в центре Лиепаи. И местная власть дала на это разрешение

Депутаты испугались и дали добро

Для начала попробуем договориться о терминах.

— Мы не называем наши здания церковью, — объяснили корреспонденту «Часа» мормоны из лиепайского отделения COP Latv ia. — Это — молельные дома. А вот в целом все наше братство действительно носит название Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней.

— На этом они и сыграли, — считает депутат Лиепайской городской думы «запчеловец» Андрей Бобошко. — Когда приобреталась земля в самом центре города, на улице Кришьяна Валдемара, — ни о какой церкви речь не шла. Землю покупали как обычно — под «строительство дома». И проект здания сначала не предполагал какие-то «шпили» — дом как дом… Представляете себе мое возмущение, когда я, как депутат, узнаю, что дом-то, оказывается, молельный!

А дальше началось противостояние.

— Объясняю свою позицию и позицию своих единомышленников, которых в Лиепае не одна тысяча. Мормоны привезли на мою родину американское учение о боге, сугубо свою веру, в которую они хотят обратить наших соотечественников. Могу я им это запретить? Увы, нет. Но и смириться с тем, что представители сектантства, долгие годы проповедовавшие, например, многоженство, не свойственное христианам, вдруг откроют приход в самом сердце моего города, буквально в трех шагах от трех учебных заведений — 10-й латышской и 12-й русской школ, а также училища прикладного искусства — не могу. Как и с тем, что ежедневно молодые лиепайчане будут видеть сектантский храм прямо перед собой, подвергаться постоянной религиозной пропаганде со стороны американских мормонских «братьев».

И Андрей Бобошко постарался открыть глаза лиепайским думским коллегам на опасность, которая может исходить из их решения, разрешающего строительство мормонского прихода в этом месте города.

— В итоге первый раунд оказался за мной, — продолжает депутат. — Я «сломал» мормонам первое голосование осенью прошлого года — большинство депутатов проголосовали против.

Но торжество по этому поводу длилось недолго…

— Уже через месяц COP Latvia снова подал заявку. Ими, надо отдать должное, была проведена неплохая подготовительная работа. Накануне нового голосования работники юридического отдела Лиепайской гордумы объявили депутатам, что все принятые ими решения об отказе в разрешении на строительство не попадают в категорию административных актов, а следовательно, если просители захотят оспорить такие отказы в суде, то отвечать перед судом будет не Лиепайская дума, а каждый депутат в отдельности. И нести материальную ответственность, если суд признает отказ неправомочным, будет все тот же депутат…

Сами понимаете, большинство народных избранников решили, что голосовать против может оказаться себе дороже, и на второй раз подняли руку — «за».

Таким образом, мормоны получили от думы разрешение на строительство своей церкви.

Я считаю, что это факт обычной человеческой трусости. Ведь смогли же депутаты в ряде европейских стран, например в Польше, Словакии, сказать свое жесткое «нет» американским сектантам. Я потребовал от руководства города четко обозначить свою политику в отношении мормонов. Но оно на решительные меры по защите традиционных для Латвии и региона конфессий не пошло.

Зачем тебе, парень, чужая земля?

— Как мне найти ваших мормонов? — спросил я у своего лиепайского приятеля, далекого от политики и религии.

— Иди в самый центр города, и рано или поздно они тебя сами найдут, — посоветовал он. — Как увидишь молодых ребят в белых рубашках с короткими рукавами, бейджиками на груди и с книжками в руках — не ошибешься.

…Они появляются на участке лиепайской пешеходки ежедневно. По будним дням — после 18 часов, когда лиепайчане начинают сновать туда-сюда: кто возвращается с работы, кто просто выбрался погулять по историческому центру.

Мне пришлось ждать около 15 минут. Но вопреки всему моя далеко не молодая персона служителей в белом не заинтересовала. Они бросили короткий взгляд в мою сторону и прошли мимо. Что ж, пришлось самому догонять их и приставать с вопросами.

Знакомлюсь — брат Андрюс и брат Ванцс. Первый — подросток из американского штата Мэн, город Белфаст. Второй — из «столицы» мормонов — города Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Оба улыбчивы (брат Андрюс вообще душка: бегло говорит по-латышски, так как в Латвии он служит уже год и два месяца), оба очень контактны (брат Ванцс старается связать ту пару выученных им латышских слов в предложение, но ему пока очень тяжело, так как у нас он только третью неделю, но на английский язык не переходит).

— Не холодно — в одной рубашечке-то?

— Мы привычные, — не удаляя с губ улыбку, отвечает брат Андрюс. — Вы у нас не бывали? Так вот у нас намного холоднее в это время!

— Как и на что вас занесло в Латвию? — спрашиваю я и, признаться, ощущаю малую толику неудобства, так как чувствую, что в интонации не могу избежать сермяжного «понаехали тут».

— Мы — мормоны, — с какой-то веселой гордостью и искрой в глазах отвечает брат Андрюс. — В Лиепае нас, американцев, сейчас восемь человек. Один умеет говорить по-русски. На поездку я копил деньги с 14 лет — все что платили мне родители за труд по дому. А после совершеннолетия работал посудомойкой в кафе и официантом. Когда же скопил — поехал на эти деньги сюда, чтобы нести слово божье. Это — миссионерство, и мы, служители, за него не получаем никакой материальной награды. Когда я закончу в Латвии свою миссию — а будет это через десять месяцев — я вернусь на родину и пойду учиться на психолога. А брату Ванцсу здесь предстоит остаться и служить почти два года.

— Что вы приехали сказать людям Латвии? В чем ваша миссия?

— Мы привезли основные заповеди нашей церкви. Мы рассказываем, что главное в жизни каждого человека — это семья, родители, жена, дети. Мы не пьем, не курим.

— Но ведь мормоны известны как апологеты многоженства!

— Это было очень давно, когда в Америке шла война и много мужчин погибло. Чтобы выжить, надо было нарожать детей. Однако с тех времен прошло уже много лет и все изменилось. Сегодня мормону запрещено вступать в связь с женщиной до брака, а в браке измена — очень страшный грех.

И далее братья начали рассказывать мне основы своей веры, но в этот момент к нам присоединилась компания из трех молодых подвыпивших лиепайчан.

— Эй, вы эти, из Америки? — шатаясь, спросил тот что постарше.

— Да, — улыбаясь, ответил брат Андрюс.

— Вот видишь! — торжественно огласил воздух подгулявший малец и торжественно обратился к приятелям: — Ну что я вам говорил? Из Америки!

После чего снова обратился к братьям:

— Как вам там в Америке живется?

…Я распрощался с Андрюсом и Ванцсом. Они улыбнулись мне и переключились на новое общение, раскрыв перед носами всего состава подвыпившей компании свеженькую «Книгу мормона», изданную на латышском языке…

Уроки мормонского английского языка

Чтобы вы не сомневались, скажу сразу: деятельность мормонов в Латвии происходит абсолютно легально, церковь — зарегистрирована. Встретить мормонов можно не только в Лиепае, уже несколько лет рижане наблюдают молодых служителей церкви на улицах столицы и в городских парках.

Один из основных видов деятельности у лиепайских мормонов — обучение лиепайчан английскому языку на бесплатных языковых курсах, которые проходят два раза в неделю. Как сообщили корреспонденту «Часа» в лиепайском отделении COP Latvia, 45-минутные занятия каждый раз посещают около 50 человек.

— Вы проходили специальную подготовку по ведению курсов английского языка? — спрашиваю я по телефону у брата Роберта, представившегося в качестве дежурного по лиепайскому отделению мормонского братства.

— Нет, ничего специального мы не проходили. Все занятия идут в режиме общения. Мы — спрашиваем, нам отвечают, потом — наоборот.

— Рассказываете ли вы посетителям курсов о своей вере?

— Если спросят — рассказываем. А чтобы специально — нет.

— Я думаю, — делится предположением депутат Андрей Бобошко, — на этих курсах они и вербуют людей, отнимают их у традиционных для Латвии христианских конфессий. А что будет, если мормоны построят свою церковь в самом центре Лиепаи? Несколько раз мы предлагали им по-хорошему отказаться от этого плана и взять взамен какой-нибудь другой земельный участок, подальше от центра, школ и других детских учреждений. Но они наотрез отказывались!

— Ситуация вокруг мормонской церкви в центре города возникла тяжелая, и выход из нее трудно представить, — считает председатель Лиепайской русской общины Валерий Кравцов. — Что сказать. Ребята заблаговременно подготовились к проникновению в Лиепаю и очень элегантно, очень красиво показали, что умеют входить в новые для них регионы. Те же курсы английского — мои некоторые знакомые их посещали, сами понимаете, 25-м кадром там, конечно, присутствует мормонская идеология, но доказать это практически невозможно.

Так что, боюсь, возможности воспрепятствовать строительству церкви в центре Лиепаи у нас практически нет.

Хватит ли денег, чтобы выкупить землю?

…Улица Кришьяна Валдемара в Лиепае. Как бы объяснить, где это…

Стоит выйти из здания городской думы, что на улице Рожу, и сделать сорок шагов — упрешься в трамвайную линию. А сделаешь по ней еще сорок шагов — увидишь небольшой, ничем не огороженный пустырь, посередине которого растет крохотная рябинка. Это и есть то самое место — в ста шагах от лиепайских властей. Работы на площадке пока не начались.

Почему?

— Они нас боятся, — считает депутат Андрей Бобошко. — Они знают, что если начнут строительство, то мы соберем народ и возьмем стройплощадку в живое кольцо. Мы все равно не отдадим им центр города. Поставим в православных храмах жертвенные кружки, соберем таким образом средства и выкупим у них этот участок земли. Пусть строятся где-нибудь на окраине Лиепаи, а здесь им — не быть!

— Мы сейчас ждем новый проект здания, который нам делают московские архитекторы, — рассказал по телефону корреспонденту «Часа» брат Роберт. — В первоначальном проекте одноэтажного здания не предусматривался забор или какая-то ограда, но жизнь показывает, что какая-то ограда все-таки должна быть.

— Простите, брат Роберт, а если не секрет — на какие деньги вы все это делаете? Землю купили, проект сделали, теперь переделываете. На какие деньги будете строить? И когда?

— Мормонская церковь существует на пожертвования в размере одной десятой от доходов ее паствы, — как на духу отвечает брат из штата Юта. — Это не средства лиепайской общины мормонов. Это деньги всей Церкви. На них мы и существуем. А строить в Лиепае начнем очень скоро. На том же месте, на улице Кришьяна Валдемара.

Справка

По словам брата Роберта, сейчас в Лиепае насчитывается чуть более 180 местных жителей, ставших членами Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней.

http://www.chas-daily.com/win/2006/10/10/g029.html?r=32&


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика