Русская линия
Правая.Ru Дмитрий Данилов09.10.2006 

Жатвы много, а делателей мало

Красноярский рок-фестиваль «Погляди на Небо» можно назвать первым удачным опытом по-настоящему серьезной православной рок-миссии. Но этот же опыт свидетельствует: не только рок-миссионерство, но и любая православная миссия среди молодежи сегодня стоит на перепутье, от преодоления которого зависит вся ее дальнейшая эффективность

Нездоровый информационный ажиотаж, сопровождавший проведение рок-фестиваля «Погляди на Небо» в Красноярске, заставил вспомнить большой мегазвездный концерт «Рок к Небу» трехлетней давности с участием «Алисы», ДДТ, Вячеслава Бутусова, Ольги Арефьевой и БГ. Но если такая «звездная сборка» автоматически задает высокий уровень репрезентации рок-миссии, то она же и консервирует динамику ее формата, ограниченную мегаполисами, качеством концертных площадок и требованиями к звуку. Наших стадионных рок-звезд на сцену городских ДК нынче вряд ли калачом заманишь — и в этом есть своя неумолимая и верная логика веса имени, респектабельности и гонорара. Но я должен признаться, что именно в стенах забытых Богом ДК, в аудиториях провинциальных ВУЗов, в тесном и неформальном общении с молодежью и рождается то необходимое зерно миссии, которое само просится в почву.

Увы, сегодня эту истину наши враги понимают гораздо лучше нас самих. Фестиваль в Красноярске «мочили» все, кому не лень — как «свои», так и чужие. Нужно сказать, что большинство местных и федеральных СМИ сделали все возможное, чтобы подать рок-концерт, прошедший 20 сентября, торжеством мракобесия, получившим благословение Церкви. Несмотря на разосланные пресс-релизы, расклеенные по всему Красноярску плакаты, на прошедшие пресс-конференции, где в недвусмысленной форме сообщалось, что рок-концерт состоится 20 сентября, СМИ даже после проведения фестиваля продолжали маниакально инкриминировать организаторам фестиваля проведение концерта 21 сентября, т. е. в большой двунадесятый церковный праздник — День Рождества Пресвятой Богородицы. Этим же не преминули воспользоваться и околоцерковные маргиналы, выступающие якобы от имени Красноярской епархии, дающие нашим недоброжелателям абсолютно ложный повод обвинять местную церковь в расколе, который никогда не существовал. Возникает закономерный вопрос: дорогие коллеги, либо вы идиоты, либо самые настоящие враги, отрабатывающие хорошо проплаченную информационную атаку. Отработанное вами больше свидетельствует в пользу второго варианта.

Точно такие же разговоры начались с искусственно подогретого скандала вокруг местной группы «Паранойя и Ангедония», которую якобы «попросили» из списков участников фестиваля за то, что ее лидер параллельно является лидером красноярского НБП. Никто даже не попытался понять, что лидер «Паранойи» — Андрей Сковородников (кстати, недавно воцерковившийся человек) из списков участников ушел абсолютно добровольно. Более того, именно Андрей Сковородников, от сторонников которого многие ожидали провокаций, сделал все, чтобы они не состоялись, и при этом всячески помогал в непосредственной организации фестиваля. Фестиваль действительно прошел без эксцессов: без драк, пьяных выходок и штурма здания ДК. Возможно, все прошло хорошо именно благодаря тому, что перед концертом сцену местные священники окропили святой водой и прочитали молебен. А может быть все это вместе кому-то «черный глаз слепили»? Ведь кое-кто ожидал именно эксцессов.

Пока операторы федеральных и местных телеканалов смаковали «нужную» картинку из вскинутых рокерских «коз» и слегка поддатых подростков, которых они, кстати, не без труда выискивали на концерте, пока местная пресса с нескрываемым злорадством припоминала все тяжкие лидеру «Инструкции по выживанию» Роману Неумоеву, на двери Свято-Татианинского храма, где служит отец Валерий Солдатов, «доброжелатели» уже написали нецензурные ругательства, граничащие с угрозами. А до этого были и пентаграммы. Разумеется, эта картинка вряд ли попадет в вечерний телерепортаж или будет упомянута модной либеральной журналисткой. Но есть такая мудрость — если против тебя идут все, значит ты находишься на правильном пути.

А принцип правильного пути может быть только один — идти вперед, не оглядываясь назад, чтобы не превратиться ненароком в новоявленные соляные столбы. Красноярская рок-миссия почти сразу же вышла за рамки чисто «протокольного» мероприятия и не ограничилась одним только рок-концертом. 25 сентября в Красноярск прибыл диакон о. Андрей Кураев, вдохновленный опытом красноярской рок-миссии. Отец Андрей на своих лекциях немедленно осадил местных «православненьких», считающих соседство Церкви с рокерами попросту неуместным, тем более на крупные православные праздники. Кураев отметил, что Церковь обязана говорить на разных языках. Самое главное здесь — не какой язык, а что именно на нем говорится. Отец Андрей после этого сравнил рок-миссионеров с Кириллом и Мефодием, идущих в неизведанные земли славян, вместо того, чтобы продолжать спокойно «подвизаться на Афоне». Конечно, отметил о. Андрей, при этом им пришлось пропустить несколько всенощных служб. Но ведь они шли к людям, а значит, выполняли прямой евангельский долг.

Однако, даже при такой поддержке известного богослова, проповедника и миссионера, чувствовалось недопонимание и раскоординация усилий между различными православными организациями, занимающимися, с одной стороны — проведением миссионерского рок-фестиваля, а с другой стороны — обеспечивающими визит о. Андрея Кураева в Красноярск. Несмотря на личную договоренность о совместных выступлениях между о. Андреем и Романом Неумоевым, сторона, принимающая о. Андрея, не выразила сильного желания, чтобы реальное взаимодействие двух миссионеров состоялось. И это даже несмотря на поднятую после рок-фестиваля хорошую «волну», которую нужно было всего лишь «оседлать». После подобных вежливых, но твердых отказов, у меня возникает такое чувство, будто каждый из нас делает разное дело. Каждый как будто реализует свои пиар-проекты, свои протокольные мероприятия «для галочки», а не для живых людей.

Доказательства налицо — в Красноярск о. Андрея Кураева привезли люди, которые не совсем себе представляли, что же с ним делать и, самое главное, — какой эффект ожидается «на выходе». А «на выходе» эффект был следующий: прийти послушать первое выступление Кураева в кинотеатр «Родина» пришло вместо нескольких сотен людей, всего 60−70 человек. А при желании это число могло бы быть гораздо большим, если работать с потенциальной аудиторией заранее и всерьез. Но, видимо, эта работа и эта цель никому не были нужны.

В результате рок-миссия осталась предоставленной самой себе. Организаторы сделали попытку придать ей межрегиональный характер, заручившись молитвенной поддержкой владыки Ионафана, епископа Абаканского и Кызылского, и выехали в Хакассию. Однако, ни ресурсов, ни времени для ее продолжения уже не хватило, хотя местные рокеры уже подготовили и площадки и техническое обеспечение для миссионерского рок-концерта в Абакане. Тем не менее, этот опыт показывает, что пространство для рок-миссии есть и оно не одномоментно.

Но этими событиями рок-миссия «Погляди на Небо» не закончилась. В Красноярске усилиями Романа Неумоева уже в более спокойной обстановке состоялось несколько акустических концертов, прошедших в очень теплой и дружественной атмосфере. Послушать Романа пришли как местные рок-группы и их поклонники, так и представители невоцерковленной молодежи.

На небольшом «квартирнике» Романа Неумоева, состоявшимся перед последними, мной был зафиксирован интересный богословский диспут. Местная атеистическая молодежь (как я понял — физики по образованию) требовали от Неумоева непосредственных доказательств бытия Божьего. И невозможность предоставления оных неверующая молодежь доказывала тем, что «бога нельзя пощупать». На что Неумоев, будучи хоть и не семи ансельмов кентерберийских во лбу, остроумно заметил, что «ваши электронные облака я тоже пощупать не могу, может быть их и вовсе нет». «Как нет?!» — паниковали хоть и не воинствующие, но атеисты. Видимо, в их головах никак не умещался тезис, что обычный телевизор может работать не на электронах, а на нетварных божественных энергиях. Впрочем, этот разговор их вряд ли убедил, но явно заронил ростки сомнений в их материалистические головы.

Вне сомнения, Роман Неумоев представляет собой сегодня тот тип монашеского «миссионера почвы», прототип которого в IV—V вв.еках преобразил своим трудом всю ойкумену, уставшую от позднеантичных городов с их ересями, расколами, интригами и нестроениями. Конечно, и тогда находились желчные критики этого движения как внутри Церкви, так и вне Ее. Но история все расставила по своим местам. И сейчас Неумоев продолжает оставаться «старым сибирским волком», пусть потрепанным в боях, но зато чей опыт позволяет всегда принять бой. Не знаю, чувствуют ли это враги, но где-то на уровне слепого инстинкта они предпочитают все-таки уступить путь волку, который не привык сворачивать со своей прямой дороги. Возможно, это происходит потому, что в глазах Неумоева продолжают сверкать огоньки Духа, взгляд прицела которых не размывает лаодикийское обаяние имен и псевдонимов мира сего. Уверен лишь, что это хорошо чувствовали те ребята, которые пришли послушать песни, возвращающие их сознание в смысловую реальность золотой эпохи сибирского рока 80-х-90-х годов. Это прекрасно показал акустический концерт Романа Неумоева в красноярском Академгородке.

В принципе, его можно смело назвать не столько обычным «квартирником», сколько мастер-классом перед собравшейся публикой, часть из которой представляли собой местные красноярские команды, выступавшие на рок-концерте. Об этом я догадался после того, как Неумоев хитро подмигнул незадолго перед выступлением с многозначительным видом: «Ну что, зададим драйва?!». Драйв действительно был, вместе с интригой. Роман Владимирович аккомпанировал сам себе игрой на губной гармошке, которой он обзавелся буквально накануне вместе с держателем. Были исполнены хиты прошлых лет «Инструкции по Выживанию»: «Красный смех», «Что-то происходит в России», «Путин» и многие другие. Особо пользовался успехом уже полюбившейся публике «Дождик». Многие уже выучили рефрен и подпевали. Из новейшего творчества была представлена очень мощная, в духе старой «Инструкции» мало кем слышанная композиция, в которой был такой припев:

Все в порядке —
В нашем распорядке,
Мы играем в прятки
С криминальным государством…

Далее шли строки про то, что некогда жизнь была красивой и «мальчишки штурмовали небо». Но сейчас «мальчишки дуют пиво в той стране, которой больше нету». Стало совершенно ясно, что именно эта вещь привлекла к себе основное внимание как ушей, так и сердец.

Кстати, на вопросы языков и сердец о дальнейших творческих планах, Роман Владимирович намекнул, что возможно он скоро уйдет из мира и полностью займется делами духовными. Но в музыку рано или поздно все равно пообещал вернуться. На вопрос о том, не жалеет ли о выбранном жизненном пути, Неумоев справедливо заметил, что человек свою судьбу не выбирает. Самое главное — с честью этот путь выдержать.

Вне сомнения, опыт участия Романа Неумоева в красноярских мероприятиях так или иначе показывает, что сейчас больше всего в деле миссии необходим не вывоз «столичных звезд», а выращивание своих, местных, готовых продолжать повседневную работу миссии одним своим творчеством. В Красноярске такие ребята уже появились. Это уже отрадно.

Но сегодня не только Сибири, но и всей России в целом нужны сотни Неумоевых, Кинчевых, Кураевых, идущих уже не на амвоны и кафедры, а в «степи и леса». Искать их на площадках и студиях с хорошим звуком — бессмысленно, ибо эти площадки со студиями полностью оккупированы попсовой бездарью. А чаще всего они оккупированы «своими», которые не пускают чужих или по причине отсутствия связей или даже по причине непринадлежности к нетрадиционной сексуальной ориентации (с этой проблемой, кстати, столкнулась одна из лучших рок-групп Красноярска — «Андрамеда», принявшая участие в фестивале «Погляди на небо»). Ждать, пока очередное поколение родит очередного Кинчева — так же глупо, как и надеятся, что нужные самородки сама вынесет щедрая волго-обско-енисейская волна. Нет, идти надо «назад в подвалы» — туда где когда-то начинался весь русский рок, и где еще остались требования к истине и высшим смыслам. В конце концов именно оттуда русский рок завоевал всю Россию. Как верно заметил после рок-концерта 20 сентября протоиерей Вячеслав Бачин, именно ребята в зале, те кто остался на концерте до конца, «пойдут и расскажут всем и приведут остальных».

При этом не стоит ждать внезапных успехов, немедленных результатов, толп молодежи, спешащих в храмы. Увы, сегодня нужно признать простой факт — чтобы были впечатляющие результаты, надо работать в режиме рутины, а не в режиме подвига, софиты которого очень часто застилают глаза. Нам крайне важно сейчас сформировать свой мэйнстрим в молодежной субкультуре, как и моду на определенный и общепринятый тон, в котором Россия, Православие и русские должны оставаться непреходящими ценностями, умаление которых должно быть, как минимум — проявлением дурного вкуса. Вероятно, в этом плане важнее создать сначала мощный традиционалистский дискурс в рок-мэйнстриме, чем чисто миссионерский. Иначе оба этих дискурса будут лишены взаимной гравитации, которая способна притягивать к себе массы людей, а не одиночек.

Нам необходимы низовые ячейки миссионерских отделов Церкви, реально работающих и, самое главное — эффективно координирующих или даже подчиняющих разрозненную деятельность общественных православных организаций на местах. И деятельность последних при этом должна быть максимально ответственной, направленной на результат, а не на пиар. Нужны серьезные финансовые ресурсы, целенаправленная работа с православными меценатами и создание специальных православных миссионерских фондов, а не принцип самодеятельного выбивания каждый раз слезных смет из местных боссов.

И, наверное, церковному священноначалию давно пора обратить внимание на декоративно-прикладной характер деятельности всего комплекса миссионерской работы с молодежью в Русской церкви. Не секрет, что ряд церковных деятелей, подобных руководителю Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи игумену Петру (Мещеринову), долгие годы успешно занимаются бегом на месте. В то же время мало кому известные миссионеры в Сибири и по всей России, рискуя каждый пострадать от сатанистов, сектантов или просто от недоброжелателей, идут с проповедью к молодым сердцам.

Я могу ошибаться в верности сделанных акцентов, но все-таки мне представляется, что отец Андрей не совсем прав, говоря о том, что клонировать в массовом порядке рок-миссионерскую деятельность не следует. Но кто укажет, где тот предел, который можно обозначить как конец миссии? Тем более, что люди продолжают тянуться к музыкантам, к самой идее, а организационные графики и строчки смет говорят, что дело вроде бы «уже сделано». Молодежь совершенно естественно тянется к року. И будет тянуться всегда. Грех это не использовать только по причине отсутствия «качественного звука» или умения писать и играть хорошо у местных музыкантов. Кинчева с Шевчуком и даже вместе с Неумоевым на все русские параллели и меридианы точно не хватит. Безусловно, что не следует замыкаться только на роке, но рок многолик и сложен. Верю, что впереди — сборные концерты из рокеров, народной музыки, концептуального искусства и многого другого. Аппетит, как известно приходит во время еды. Но «еда» в нашем случае должна быть строго регулярной, иначе процесс ее правильного усвоения молодыми организмами будет нарушен. Поэтому большие миссионерские рок-фестивали (и не только) должны проходить как минимум раз в сезон.

Сегодня полагаться только на мощь авторитета владыки Кирилла или проповедь о. Андрея Кураева как на некую панацею, как на некий эрзац, убаюкивающий голос собственной активности, было бы слишком опрометчивым шагом. Иначе нас обгонят те, кто привык ездить на больших скоростях, но по широкой дороге.

Эти «другие» уже заявили о себе буквально на днях в том же Красноярске. Там в прошедшую пятницу состоялось открытие Фестиваля Христианской культуры, которое проводит «Комитет Глав Христианских Церквей Енисейского региона», объединяющее почти все местные т.н. «христианские исповедания», кроме Православия. Фильм «Иисус» будет бесплатно показан ими во всех кинотеатрах города с 6 по 20 октября. Помимо этого — семинары для семейных людей, огромные рекламные плакаты, презентации в лучших залах, выступления лучших светских музыкальных коллективов и певцов. И все это — при полных залах и огромной смете.

Боюсь, у нас остается слишком мало времени, чтобы все-таки определиться, какая именно миссия среди молодежи нужна Церкви. Завтра этот выбор могут сделать уже за нас самих.

http://www.pravaya.ru/column/9225


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика