Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 09.10.2006 |
После успения Божией Матери апостол Иоанн отправился на проповедь в Малую Азию и, утвердившись в Ефесе, основал христианские церкви в семи городах, упоминаемых в Апокалипсисе.
Во время гонения Домициана, Иоанн был отведен в Рим на мучения, но когда ни яд, ни кипящее масло не повредили ему, Домициан сослал его на остров Патмос, где Господь открыл Иоанну, в таинственных образах, будущую судьбу семи малоазийских церквей и всего христианского мира. Эти откровения он изложил в книге Апокалипсис. При преемнике Домициана, Нерве, благосклонном к христианам, Иоанн возвратился в Ефес и здесь прожил до глубокой старости, служа до последних сил Богу и ближним.
К концу жизни святого Иоанна в Церкви появились еретики, отвергавшие Божество Сына Божия и Духа Святаго. В обличение этих еретиков Иоанн написал Евангелие, в котором особенно подробно изложены те беседы Господа и те Его деяния, в которых особенно раскрывалось учение о Божестве Сына Божия и Духа Святаго. За это святой евангелист Иоанн назван Богословом.
Кроме Апокалипсиса и Евангелия, Иоанн написал три соборных послания, в которых более всего говорит о христианской любви. Святой Иоанн прожил более 100 лет. Почувствовав приближение смерти, он взял с собою любимого ученика Прохора и других учеников, вышел с ними из города, велел ископать себе могилу и, дав ученикам последние наставления, предал душу свою Богу. После кончины его, из его могилы ежегодно, 8-го мая, исходил тонкий прах (пыль), имевший силу исцелять болезни. Поэтому память святого Иоанна стали праздновать еще 8 мая (по старому стилю).
Многому научает нас своей жизнью апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Он был возлюбленный ученик Иисуса Христа. За что возлюблен был? За то, что сам Иоанн крепко возлюбил Господа. Смотрите: при кресте нет ни одного из апостолов, а Иоанн тут. Какого же еще нужно более сильного доказательства любви? — Мы, братия, часто жалуемся и говорим: забыл нас Господь, не дает, чего мы просим у Него. Но чем говорить такие слова, лучше спросить себя: сами-то мы помним ли Его? Сами-то чем доказываем свою любовь к Нему? Часто эта любовь у нас только на словах, а на деле никакой жертвы, никакого подвига, никакого даже самого легчайшего доброго дела не сделаем во имя Его. Поститься не можем, молиться не хочется, в храм ходить некогда, милостыню подать — сами нуждаемся, обиду перенесть тяжело… Сами не помним Господа, а желаем, чтобы нас Господь помнил, — сами холодны к Нему, а хотим, чтобы всеми земными благами нас осыпал. За что же? Однако, несмотря на это, Господь так много делает для нас, что и исчислить невозможно Его милостей, одно долготерпение Его к нам — какое сильное доказательство горячей любви Его к нам! Нет, не унывать нужно, когда нам кажется, будто Бог забыл нас, — неправда это: Он ли забудет Свое создание? — а надобно самим нам заботиться, чтобы всем сердцем любить Его — нашего Творца и Благодетеля.
Святой Иоанн был один из самых ревностных про-поведников Евангелия. Он всю жизнь посвятил на это дело, всюду возвещал о Христе, и на корабле и в заточении, и скованный и свободный, одно дело знал — проповедь евангельскую. Но как же иначе? Это долг, это призвание его, это прямая обязанность его. Разве мог апостол не говорить о том, чем преисполнена была душа его, в истине чего искренно и глубоко был убежден он? О Возлюбленном разве может не говорить любящий Его?
А мы, братия, не оттого ли так мало имеем ревности о распространении веры Христовой, о водворении всюду благочестия, что сами слабо веруем и сами не проникнуты духом благочестия и христианской любви? Призывают нас к посильным жертвам для дела распространения веры Христовой, — и как лениво, медленно, с какою неохотою откликаемся мы на это дело! Обязаны мы по своему положению быть наставниками, руководителями на пути добра для других, — и как лениво внушаем это доброе, христианское другим! Нет, — если какой отец сам преисполнен веры и любви христианской, он не утерпит, чтобы эту веру и любовь не поселить в детях своих, — он неумолкаемо будет говорить с ними о любви ко Христу, о жизни по святым Его Заповедям и об обязанностях христианина. Если какой начальник или хозяин сам глубоко верующий и искренно благочестивый человек, он эту веру и благочестие всеми мерами постарается вселить и в подчиненных своих, — и беседа его с ними самая сладкая будет о жизни во Христе, — и радость самая великая и святая — будет о том, что он видит, что близкие его живут во Христе, — и скорбь его самая глубокая — о том, когда видит упадок веры, недостаток благочестия и страха Божия в подвластных своих. Много полезна была бы подобная ревность в нынешнее время, когда вера так упадает, пороки и нечестие всюду увеличиваются!
Наконец, святой Иоанн Богослов был великим учителем любви к ближним. Насколько глубоко апостол Иоанн проникнут был любовью к жившим в его время христианам и желанием, чтобы между ними распространялись мир и любовь, а не вражда и ненависть, это видно из предания, которое говорит, что когда он был в глубокой старости и не мог ходить по разным странам для проповедания Евангелия и управления Церквами, то, сидя в своем доме, он постоянно повторял при-ходящим к нему: «Дети, любите друг друга». Когда его спросили, почему он так часто повторяет эти слова, он отвечал: «Кто исполнит заповедь любви, тот исполнит все заповеди». И в посланиях своих к христианам, дошедших до нас в Священном Писании, он часто повторяет: «Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас»; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь; «кто любит Бога, тот пусть любит и брата своего (т.е. ближних), потому что, кто не любит брата, тот этим показывает, что не любит и Бога»; «кто любит брата своего, тот во свете, а кто ненавидит, тот во тьме». Равно в Евангелии своем он обратил внимание главным образом на те случаи из жизни Спасителя, в которых по преимуществу выражалась любовь Его к людям и которые по преимуществу возбуждают в нас привязанность ко Христу Спасителю. Например, повествует о снисходительной беседе Господа Иисуса с самарянкой, о прощении Им грехов кающейся жены, о слезах Иисуса на гробе друга Своего Лазаря, о прощальной беседе с учениками и т. п.
Что же, в заключение, скажем вам, братия, если не повторим слова ныне прославляемого евангелиста Иоанна Богослова, которые он так часто повторял в жизни своей: «Братие, любите друг друга!» Что скажем, если не напомним, что Иоанн Богослов должен быть всегдашним образцом для нас истинной любви к Богу и людям!