Радонеж | Владимир Якунин | 09.10.2006 |
Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего, позвольте еще раз выразить сердечную признательность нашим добрым друзьям, и гостеприимным хозяевам, представляющим древнюю и всегда молодую землю Эллады, за счастливую возможность нашего общения здесь, на острове Родос.
За тысячелетия своего существования Греция стала родиной целого ряда великих инициатив и прорывных идей, традиций, которые, являясь достоянием человечества, живы и сегодня, способствуют диалогу народов и цивилизаций.
Верю, что сегодняшний форум, собравший представителей различных частей света, даст новый значимый импульс продолжению истории человечества, укрепит общую надежду на то, что нашим внукам не придется укорять нас в эгоизме, в том, что мы жили одним днем.
Судьба распорядилась так, что именно нынешнему поколению землян предстоит ответить на ключевой вопрос — заканчивается или нет история, подходит человеческое сообщество к финишной черте, или готовится к рывку на новый, более качественный и совершенный виток своей бесконечной жизни.
Уверен, в этом зале собрались те, кто всеми своими силами способствует правильному глобальному выбору.
Мы отдаем себе отчет в том, насколько сложна и многопланова эта задача. Мир не сделать более благополучным с помощью насилия или рекламных компаний — пиара. Эта цель не будет достигнута ценной даже добровольного отказа от национальной самобытности в пользу якобы более совершенной и эффективной модели существования. Пустой иллюзией станет попытка создания новой утопии, еще одного «золотого сна» человечества. Трагический опыт прошлого века говорит нам, что это неизбежно приведет человеческое сообщество к новым потрясениям.
Мы избираем иной путь, иную технологию. Технологию, которую в полном и самом высоком смысле слова мы в праве назвать человеческой и которая в контексте истории может быть названа самой простой и одновременно — самой совершенной.
Это — путь диалога. Диалога людей, диалога народов, диалога цивилизаций.
Хотелось бы подчеркнуть, что участники Родосского Форума понимают диалог гораздо шире, чем совещательность и обмен идеями. Люди, народы, цивилизации, начиная диалог, вступают на путь совместного анализа не только общих проблем, но и проблем каждого из участников, не только обсуждают их, но и реализуют совместные проекты. Это путь не эгоистического стремления лично выжить или разбогатеть, но тернистая дорога взаимных компромиссов, взаимной поддержки, справедливости и всеобщего благополучия!
Только так мы, сегодняшние, сможем встроиться в контекст исторического времени.
В первую очередь это значит — актуализировать гигантский опыт, накопленный нашими предшественниками, призвать на помощь мировую мудрость, до сих пор находящуюся под спудом невостребованности.
Контекст исторического времени позволит лучше и продуктивнее понять своих ещё не родившихся потомков, а главное, избежать многих ошибок, расплачиваться за которые пришлось бы им.
Созидание будущего — в самой природе человека. И одна из высоких целей нашего диалога — выработка перспективного образа жизни в мире завтрашнем, причём образа позитивного, высокого, желаемого и одновременно — реального.
Человечество всегда было сильно «задним умом». После крупных, а тем более — мировых воин, возникало прозрение, создавались те или иные структуры международного правопорядка и недопущения новых воин, например, Лига Наций после Первой Мировой Войны, или ООН после Второй.
Созданные структуры использовали, прежде всего, межгосударственные договоренности и политико-экономические механизмы их реализации.
Причины кризиса в деятельности этих международных структур изначально заложены в том, что их идеологией и содержательной основой были лишь межгосударственные контакты.
Многие влиятельные силы объявляют сложившиеся принципы и механизмы международного правового и институционального регулирования, созданные в середине ХХ века, безнадежно устаревшими и произвольно отбрасывают их. Взамен провозглашается право одной страны или группы стран самостоятельно определять, что в мире имеет право на существование, а что такого права не заслуживает и подлежит уничтожению.
Истоки таких претензий очевидны. С распадом СССР разрушился миропорядок, основанный на равновесии силы, возник вакуум, который должен был быть заполнен.
Однако, в долгосрочном плане такой подход превратит мир в пирамиду, вершину которой займут сильные, присвоившее себе право судить и карать, а основание — те, кто будет предметом суда и кары. Подобные примеры тому мы видели, когда подвергалась бомбардировкам Югославия, уничтожался суверенитет Ирака.
Идеология, с которой сегодня выступает Родосский Форум — не альтернатива развитию государственного устройства и организации жизни человечества. Под новой системой организации жизни человечества (New Humane Order) мы понимаем не только укрепление организованной деятельности государственных институтов, но и предание этой деятельности созидательного смысла, развитие целей и смысла функционирования государств и межгосударственных отношений до понимания всеобщего блага и справедливости.
Насущная задача сегодня — заранее придать процессу мироустройства направленный характер, найти для этого адекватные формы. Отошло время максималистских устремлений, политических амбиций, когда право сильного — это право навязывать другим свои стандарты жизни, свои ценности, а право слабого — сопротивляться экспанисии любым, самым изощренным способом, не взирая ни на какие правила, нормы и конвенции. Мир, построенный на таких основаниях, эгоистичен и потому — неустойчив, временен, он примитивен и бездуховен. Мы не в праве допустить, чтобы этот опасный стандарт взаимоотношений был экспортирован в будущее.
Уважаемые господа!
Все вы знаете, что Россия переживает эпоху коренного обновления всех сторон своей жизни — экономики, политики, государственного устройства, идеологии. Это — трудный процесс, который продолжается уже 15 лет. Наиболее сложный и опасный период этого длительного этапа жизни страны, когда в экономике господствовал кризис, в политике — хаос, а в душах людей — отчаяние, пройден. Сегодня мы упрочили нашу экономику и добились ее роста. Создали устойчивые государственные институты. Все более зримо выходим на траекторию стратегического подъема.
В этой ситуации основным вопросом для нас становится долгосрочное самоопределение нашей страны на перспективу не месяцев и лет, а десятилетий или может быть даже веков.
Географическое положение и пространственная протяженность России таковы, что территориально и исторически она связана с несколькими культурно-историческими макрорегионами, которые принято называть локальными цивилизациями.
В прежние века наша страна не раз выступала то посредником межцивилизационного общения, то барьером на пути цивилизационных экспансий. Сегодня субъекты Российской Федерации, будучи составными частями единого и неделимого государства, одновременно являются неотъемлемыми составляющими нескольких регионально-цивилизационных сообществ — Европы, Исламского мира, Центральной Азии, АТР.
Утверждение конструктивного и созидательного характера отношений между этими сообществами является для России важнейшей предпосылкой стабильности и прогресса. Нарушение межцивилизационного мира, война цивилизаций, о неизбежности которой много пишут и говорят в последнее время, создали бы величайшую опасность для будущности российского государства и народа.
Вот почему мы оказались в числе инициаторов этого форума, вот почему мы сегодня здесь.
Задумываясь над тем, какой может и должна быть Россия в мире XXI века, мы понимаем, что это вопрос не имеет ответа, без предварительного понимания того, каким может и должен быть этот мир, какими могут и должны быть отношения между составляющими его цивилизационными сообществами, и каким он быть не должен и не может, если не хочет перестать быть вообще.
«Мир един» — это давным-давно произнесенная формула наполнилась сегодня вполне реальным технологическим смыслом. Современные средства коммуникации сняли пространственные ограничения с человеческого общения. Бизнес — технологии 21 века придали поистине глобальные масштабы деловой активности. Уничтожены идеологические границы, препятствовавшие передвижению людей, товаров, идей, вкусов. Все вместе это называется глобализацией.
Место каждой культуры, каждой страны, да и каждого человека в этом глобализировавшемся мире зависит от устройства, правил и ценностей этого всемирного «человейника».
Объективный взгляд на это устройство и эти тенденции не дает основания для оптимизма.
Прибавление технологической мощи и совокупного материального богатства не ведет к приращению счастья и благополучия. В третьем мире это подтверждается ростом нищеты, бедности и болезней, в развитой части земного шара — пугающим увеличением числа психических заболеваний, самоубийств, распространением наркотиков и других последствий внутреннего неблагополучия.
С окончанием глобального противостояния социализма и капитализма не уменьшился объем вооруженного насилия и не ослабла опасность приобретения им глобальных масштабов. Напротив, конфликты стали более разнообразными и разноплановыми и потому менее контролируемыми. Человечество подверглось невиданным по масштабу и жестокости атакам терроризма и стало свидетелем ответных действий, зачастую не менее жестоких и поражающих не тех, кто виновен в терроре.
Прогресс науки не остановил разрушения среды обитания человека, подрыва природных основ его существования.
Тысячи ученых, публицистов, священников всех религий указывают на эти тревожные симптомы, но ничего не меняется, вернее меняется к худшему.
Мыслители, философы, учёные, писатели различных стран мира, представляющие практически все существующие цивилизации, сходятся во мнении, что современный мир, основанный на принципах рационализма, испытывает гуманитарный, нравственный, ценностный кризис.
По сравнению с развитием науки, техники, технологий, развитие самого человека и человеческого в нём почти не произошло. Современный человек — венец рационалистического способа развития — ничуть не более, а то и менее нравственный и беднее духовно, чем, скажем, античный грек — эллин.
Провал в духовно-нравственном развитии человека, кризис ценностей рационализма, практицизма и утилитаризма — один из самых серьёзных вызовов современности.
В то же время, очевидно, что ни одна современная цивилизация, какой бы развитой и сильной она ни была, не способна справится с грузом ответственности за всё человечество. Перспективы мироустройства, основанного на гегемонии силы легко прогнозируемы. Ни одна сверхдержава мировой истории не сохранила свое лидерство навсегда. Сам факт гегемонии порождал стремление свергнуть ее и такое свержение рано или поздно происходило. В современном мире такая борьба за гегемонию чревата опасностью самоуничтожения человечества.
Важнейшее и ценнейшее достояние человечества — это его многообразие. Цивилизация на планете Земля — это не однородная масса, а созвездие локальных цивилизаций, каждая из которых, будучи частью общечеловеческого целого, светит своим собственным светом. Без любой из этих звезд наш мир был бы иным, неполным, ущербным.
Попробуйте представить себе мир без России… Или без Индии…Или без Китая…, Или без Европы, без
любой другой самобытной части общечеловеческого целого… Как обеднела бы без каждой из этих цивилизаций общечеловеческая сокровищница духа. Какой хаос наступил бы во всей системе, сложившейся за тысячелетия архитектонике политических, экономических, гуманитарных отношений.
Эти слова — не являются результатом каких-то теоретических упражнений. В течении нескольких веков само понятие цивилизации толковалось как синоним понятия Запад, Abendland. Многими толкуется так и сейчас. Не отсюда ли многие тупики современного развития.
А разве мало политиков и теоретиков, которые хотят видеть мир без России, говорят и пишут об этом. Разве нет людей, мечтающих о мире без США. Конечно, индивиды и группы, вынашивающие такого рода мечтания — это маргиналы, вытесненные на периферию духовной жизни.
Но цивилизационному многообразию человечества грозят и другие, гораздо более реальные и потому более грозные опасности. Речь идет о культурной, бытовой, мировоззренческой унификации, которая очень часто незаметно для нас происходит как сопровождающий эффект глобализации — в одних случаях эффект побочный, в других кем-то желаемый и специально преследуемый.
Выход из этого кризиса может быть найден только совместными, общецивилизационными усилиями.
Собственно говоря, именно поэтому и нужен диалог культур и диалог цивилизаций. Диалог, который позволит привлечь к этому делу общественные силы и задействовать гражданский, духовно-культурный, гуманитарный потенциал человечества, различных цивилизаций, народов и.т.д. Причём он ни в коем случае не должен вести к нивелировке различных культур. Известно, что только высшие достижения национальной культуры способны обрести статус общемировой ценности. И совсем не удивительно, что одними из первых именно деятели культуры выступили против перегибов глобализма.
Уважаемые господа!
Мы не собираемся предлагать глобальную альтернативу уже существующим механизмам мирового общения. Наши усилия направлены на их расширение, на поднятие их значимости и действенности.
Мы не ставим перед собой задачи говорить громче, чем руководители государств. Но мы видим, как порой беспомощно и растерянно перед лицом новых угроз выглядят усилия государственных институтов и государственной дипломатии, не подкреплённые диалогом институтов гражданского общества, поддержкой народов.
Мы считаем порочным сложившуюся подмену действительно международных, межкультурных, человеческих отношений, узко политическими отношениями. И намерены предпринимать усилия, чтобы восстановить нарушенный баланс и привлечь для этих усилий новые, ещё не достаточно задействованные ресурсы.
Такие ресурсы, безусловно, есть. Сегодня в мире доминирует модель развития, которая может быть определена как эгоистично-рационалистическая. Это означает, что основной мотивацией при любых решениях и действиях на любом уровне является эгоизм (личностный, групповой, национальный, цивилизационный), а главным и едва ли не единственным инструментом реализации принятых решений — «чистый» рационализм. Духовность, нравственность оказываются в рамках этой парадигмы вредными ограничителями свободы рациональных решений, они осмеиваются как «бесплодное философствование», «прекраснодушие», как нечто «не от мира сего» и вытесняются в сферы, изолированные от практической жизни.
Чтобы рост материально-технического могущества человечества не множил угрозы и кризисы, а служил «прибавлению счастья», необходимо осознать, что духовность и нравственность являются не вредными ограничителями чистого рационализма, а важнейшим инструментом достижения устойчивого развития человека и человечества, важнейшим видовым ресурсом «человека разумного». Эгоистично-рационалистическая парадигма развития должна быть дополнена парадигмой, включающей в себя духовно-нравственные ценности в качестве важнейшего мотива и критерия любых решений и действий.
Цивилизационному империализму, насильственной глобализации мы вправе противопоставить цивилизационную интеграцию — движение к новой, общими силами создаваемой и добровольно принимаемой системе ценностей, ориентиров и целей, лежащей в основе не разобщённого, а гармоничного и уверенного в будущем мира.
«От мира рационального к миру духовному» — таков вектор движения в этом направлении.
Сразу хочу сказать, что мир духовный — не альтернатива современному рациональному миру. Мы не требуем «предания анафеме» плодов прогресса. Мы рассматриваем мир духовный как качественно новую, следующую ступень в эволюции человеческого общества. Переход от рационального мира к духовному — это не замена одних, рациональных ценностей и целей жизни другими. Мы, сторонники движения «диалог цивилизаций», участники Родосского Форума ещё и ещё раз должны подтвердить миру свою позицию — любые ультиматумы, противопоставления, амбициозные заявления и бескомпромиссные позиции — есть очередной экстремизм и насильственная глобализация, это путь в тупик, навстречу смерти человеческой цивилизации на земле!
В понятие новой системы организации жизни человечества (New Human Order), в формулу «От мира рационального к миру духовному» мы вкладываем создание такого комплекса и иерархию критериев и ценностей жизни, которые будут взаимно обогащать и развивать друг друга. Наша идеология — это разработка новой системы взаимоотношений и взаимозависимости культуры и политики, экономической прибыли, материальной выгоды и социальной справедливости, решительности и жесткости в борьбе со злом и компромиссом в поиске условий коллективной жизни. Мы, ученые и политики, деятели религии, представители общественности, культурной, финансовой, технической интеллигенции, граждане планеты Земля должны помочь своим правительствам и себе самим наполнить цели нашей работы, деятельности институтов наших государств, усилия бизнеса и разработчиков технического прогресса великими целями жизни, добра, прогресса и будущего наших правнуков!
Фактически, речь идёт о выработке новой парадигмы развития человечества, о поиске новых путей развития человеческого сообщества, в основе которого духовная и культурная составляющая жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
Мы исходим из того, что сегодняшний мир далеко не совершенен — он нуждается в улучшении, он может и должен быть более благородным и гуманным.
Сегодня человеческое сообщество оказалось в ситуации, которая требует изменения структуры и самой сути отношений, сложившихся между людьми и странами за последние века. Давайте увидим, что впервые в истории цивилизации информация перестала быть даром Божьим для каждого. Опираясь на достижения технического прогресса, ведомая апологетами критериев потребления и рационализма — информация превратилась в товар! Сегодня товаром, источником не духовного богатства, а экономической выгоды, стали знания и интеллект, достижения культуры и искусств. В товар пытаются превратить даже гуманность, добро, само право на жизнь.
Современные проблемы настолько сложны и многоплановы, что для их решения необходимы усилия специалистов самых разных профессий и направлений — ученых, мыслителей, людей творческих профессий, журналистов, религиозных деятелей. Этот узел можно развязать только вместе, шаг за шагом продвигаясь по пути культурной, духовной, человеческой интеграции.
Нужно сообща искать и находить решения. Нужны новые, продуктивные идеи. В этом, по моему глубокому убеждению, и состоит высокое предназначение Родосского Форума. Он призван стать универсальной международной площадкой, на которой осуществляется генерирование идей, нацеленных на решение глобальных проблем современности. Говоря метафорически, мы призваны найти способ установления равновесия между самой прогрессивной наукой и технологией, возможной для современного человечества, и наполненными высоким гуманистическим смыслом «идиллическими зелеными лугами сельских республик», о которых мечтал Махатма Ганди.
На практике такое сочетание требует глубокой трансформации общественного сознания, современных символов и ценностей, систем образования, побудительных мотивов, направлений приложения энергоресурсов и всех прочих значимых проявлений жизни современного общества.
Уважаемые господа!
Даже поверхностный взгляд позволяет выявить актуальные и перспективные направления нашего поиска, нашей работы диалога цивилизаций:
— техногенные и трансгенные угрозы;
— новые возможности и новые вызовы информационного века;
— формула современного миропонимания;
— зоны бедствия, которые охватывают целые регионы и даже континенты;
— многие, многие другие.
Уверен, уже здесь, на Родосе, эти и другие проблемы стали и еще станут предметом нашего пристального внимания.
Бесспорно, среди них одной из ключевых является надвигающаяся угроза исчерпания невозобновляемых природных ресурсов, важнейшие из которых могут закончиться уже в обозримом времени. Становятся все более очевидно, что общество голого материализма, гипертрофированного потребления рано или поздно столкнется с ресурсными ограничениями, что рациональный, материальный, техногенный мир заходит в тупик. И даже страны «золотого миллиарда» рано или поздно ощутят дефицит ресурсов развития.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что природные ресурсы крайне неравномерно распределены между существующими ныне государствами. Очевидно, что при разрушении системы международного права (тенденция к этому зримо обозначилась в ходе иракского кризиса), этот фактор способен стать побудительным мотивом к новым воинам и «новому переделу мира».
Наверное, не нужно также никому доказывать, насколько взаимосвязаны такие понятия, как развитие и окружающая среда. Развитие, а тем более — устойчивое развитие, возможны только в тех пределах, в которых оно допускается окружающей средой.
Но данная проблема имеет и еще один значимый аспект. В ходе подготовки Родосского Форума нашими коллегами была поднята проблема «жизненных ресурсов человечества». Что имеется в виду.
Прежде всего то, что жизненные ресурсы человечества должны получить экономическое измерение. Чистый воздух, вода, вся окружающая среда — составляет своего рода «природный капитал». Он присутствует в любом товаре. Точно также как и экологическая составляющая.
Но если есть капитал, то значит, должен быть и доход с него. Он определяется своего рода природной или экологической рентой, которую человечество согласно платить за сохранение окружающей среды.
Рентные платежи должны, по-видимому, осуществлять те страны, которые чрезмерно и негативно воздействуют на окружающую среду всей планеты.
И наоборот, ренту, по-видимому, должны получать те страны, окружающая среда которых компенсирует антропогенное воздействие не только своей страны, но и других стран.
Причём, мы считаем, что, по согласованию, рента может направляться и в те страны, которые пытаются преодолеть своё отставание или решить проблемы модернизации чрезмерной эксплуатацией природных ресурсов.
Речь, может идти, например, об африканском континенте. Подобный механизм может быть применен в Бразилии для предотвращения вырубки лесов Амазонии.
Собственно говоря, существует два способа сокращения жизненных ресурсов: выбросы в атмосферу при сжигании топлива и расширение жизнедеятельности человека за счёт природы.
Киотский протокол является попыткой разрешить некоторые проблемы, связанные с выбросами в атмосферу. Подобный протокол или протоколы необходимы и для случаев неограниченного расширения жизнедеятельности человека за счёт природы.
Это поможет решить проблему хищнического использования богатств недр, весьма актуальную и для России.
Вместе с тем, на наш взгляд, жизненные ресурсы человечества не должны исчерпываться исключительно природными ресурсами. Это один из важнейших выводов, к которому пришли многие и написали об этом в оргкомитет нашего Форума.
В данное понятие в качестве неотъемлемых составных элементов необходимо включить не только природные, но и экономические, финансовые, технологические. Интеллектуальные, научные, культурные, духовно-нравственные ресурсы и т. д. Это придает понятию «жизненные ресурсы человечества» комплексный, всеобъемлющий характер, увязывая в один узел весь перечень жизненно необходимых источников выживания и развития человечества.
Транснациональные экономические, технологические, инфомационные связи в современном мире выявили то, что многие страны и культуры производят ресурсы жизненно важные для всего человечества. Да-да! Именно производят и эффективно воспроизводят, например, рабочую силу с высокими показателями обучаемости редким профессиям и в дальнейшем с высокими креативными качествами, некоторые культуры и цивилизации расширенно воспроизводят высоко востребованный человечеством интеллектуальный продукт, ряд территорий земли, культур народов их населяющих уникальны в воспроизводстве или сохранении экологически важных ресурсов и другие примеры. При походах к оценке значимости различных ресурсов для сохранения и развития цивилизаций с рационалистических позиций, с идеологией «общества потребления» уже ясно — ответ не может быть найден!
Мы выступаем и за принципиально иной подход к проблеме справедливого распределения жизненно важных ресурсов Земли, привлекая к обязательствам как страны, имеющие запасы недр, так и технологически развитые страны. Без новых технологий (например, в той же медицине) жить невозможно, также как и без пресной воды. С другой стороны, такое комплексное понимание жизненных ресурсов позволит человечеству успешнее продвигаться в поиске новых источников и ресурсов развития человечества.
Разумеется, это лишь один из многих вопросов, которые требуют нетривиального, творческого подхода, способного родиться в диалоге цивилизаций.
Дамы и господа!
Всемирное движение «Диалог цивилизаций» существует и развивается не первый год. Так 2001 год был объявлен ЮНЕСКО годом «Диалога цивилизаций», в 2002 году в Москве, Хелуане, Дамаске, снова в Москве прошли представительные конференции в рамках «Диалога цивилизаций». Почти параллельно с нашим Форумом по инициативе Президента Казахстана Норсултана Назарбаева проводиться представительное собрание по межрелигиозному диалогу. Тема назрела. Человечество упорно ищет ответ адекватный назревшим угрозам, необходимы новые механизмы реализации найденных ответов в практической жизни.
Представляется, что наш форум может стать шагом к созданию таких механизмов. Может быть, нам удастся договориться здесь о действиях, в результате которых там, где это будет возможным и где для этого найдутся энтузиасты и хотя бы минимальные средства, будут появляться группы разные по размерам, составу, конкретному направлению деятельности, но общие по стремлению дополнить имеющиеся государственные и межгосударственные механизмы рационалистического управления духовно-нравственным потенциалом человеческого стремления к добру и справедливости. Которые будут добиваться того, чтобы политики и бизнесмены, принимая те или иные решения, руководствовались не только корпоративным или личным интересами, а нравственным в своей основе чувством ответственности. Ответственности глобализирующегося капитала за удовлетворительное решение социальных вопросов не только в одной стране или группе стран, а во всем мире. Ответственности политиков за поддержание мира и обеспечение соответствующих стандартов развития человеческой личности не только для «золотого миллиарда», но для всех жителей планеты Земля.
Собственно таких групп и сегодня великое множество — это экологи, пацифисты, меценаты, благотворители, религиозные общины, творчески союзы. Наша задача, как я ее вижу, содействовать формированию некой всемирной сети координации их действий. Чтобы все они, все мы поняли, что все вместе образуем или когда-то сможем образовать глобальное гражданское общество, объединенное стремлением к добру и справедливости.
Будет правильно, если наши выводы и рекомендации будут направляться в адрес международных организаций и правительств стран мира. Думаю, что только в этом случае интеллектуальная элита сможет рассчитывать на то, что ее усилия смогут оказать практическое воздействие, помогут приблизить ту цель, которую мы ставим перед собой.