Русская линия
Комсомольская правда Андрей Рябцев07.10.2006 

Кто мешает детям мигрантов стать настоящими москвичами? (продолжение)
О межнациональных проблемах в школах учителя предпочитают говорить только при выключенном диктофоне

Вчера мы рассказали о сложной проблеме, с которой столкнулись столичные школы . В классах, особенно младших, становится все больше детей приезжих. Некоторые из них почти не знают русского языка, а значит, не могут рнормально учиться. Многие ребята не знают, не понимают, не уважают традиции и культуру города, в который они приехали жить. Московские власти пытаются решить эту проблему. Но вот смогут ли?

Вам какой компонент?

Москва с 91-го года открывает так называемые этнокультурные школы. Это государственные учреждения, большая часть учеников в которых — дети одной национальности. Занятия по родной культуре здесь не факультатив, а обязательные уроки. Они стоят в школьном расписании и занимают четверть всего учебного времени. Среди полутора тысяч столичных школ таких учреждений 130. Этнокомпонент самый разнообразный: грузинский, армянский, азербайджанский, литовский, польский, украинский, еврейский, татарский, турецкий, корейский и даже хинди.

Есть 14 учреждений, в которых углубленно изучают русскую культуру.

— Первую этнокультурную школу мы создали для армянских беженцев из Карабаха и зоны землетрясения, — рассказала мне в московском Департаменте образования Наталья Ваганова, главный специалист по этнокультурному образованию. — Приезжих в то время было немного, в этнокультурной школе они постепенно адаптировались к жизни в столице. Сегодняшних мигрантов много, они совсем другие. Дети еще погружены в ту, свою, культуру, в свои порядки. А им нужно как можно скорее ассимилироваться.

Проблема в том, что в современные этнокультурные школы в основном приходят дети из образованных семей, где понимают, насколько важно хорошо знать русскую культуру, при этом не растеряв своих корней. А ребята небогатых родителей — тех же рыночных торговцев или работяг со строек — отправляются в ближайшую школу — туда, где возьмут. Они и на родине учились-то не очень.

Но в последнее время и к школам с этнокультурным компонентом возникли претензии. Председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко недавно признал:

— Жители микрорайонов недовольны тем, что в Москве работают школы с этнокультурным компонентом. Они усматривают в этом ущемление прав других национальностей.

Логика такая: допустим, я — чукча. И хочу, как все, знать о своих корнях. Но школы с чукотским этнокомпонентом в Москве нет. А у других национальностей — есть. И все они существуют на деньги, которые в виде налогов платят москвичи. Выходит, другие национальности постигают свои традиции за мой счет?

Выход предлагается простой: диаспорам предложено создавать свои этнокультурные центры. Хочешь научить детей языку и традициям своего народа — добро пожаловать в центр. Во внеурочное время и за собственные деньги.

Но опять же вопрос: помогут ли этнокультурные центры детям приезжих приспособиться к жизни в Москве? Или, что скорее, они замкнут их внутри диаспоры?

Государственный язык по желанию

В некоторых школах для адаптации приезжих вводят новый предмет — «Русский язык как иностранный». Педагоги-филологи проходят курсы повышения квалификации. Но тут есть одна закавыка: если ребенок учил язык как иностранный, значит, и итоговый экзамен он тоже должен сдавать не по русскому языку, а по «Русскому как иностранному». А для этого нужно менять систему итоговой аттестации выпускников.

Еще в 2000 году в Южном округе Москвы открыли экспериментальный языковой класс для детей беженцев. Малышей от 6,5 до 8 лет готовили для поступления в обычные общеобразовательные школы. Эти «нулевки» дали неплохой результат.

Еще через пару лет появились такие же группы, но для более старшего возраста — от 9 до 12 лет. Помимо русского языка как иностранного, детям стали давать ускоренный курс по математике и окружающему миру. Дело в том, что уровень подготовки у детей мигрантов зачастую сильно отстает от нашей начальной школы. А некоторые дети из-за частых переездов семей по разным городам России просто не могли нормально учиться.

Сейчас московские власти планируют создавать «Школы русского языка» для мигрантов. Даже подписан соответствующий приказ. Эти заведения будут действовать при общеобразовательных или вечерних школах. Курс обучения — 1 год. Чтобы поступить в такую школу, детям предстоит пройти тестирование: в какой группе по уровню знания языка сможет заниматься каждый ученик. После окончания ребят будут распределять по обычным московским школам.

Кажется, вот он, способ, который поможет решить проблему с приезжими детьми. Но если бы не одна деталь: в «Школу русского языка» ребята-мигранты поступают только по желанию. А его-то как раз зачастую и не бывает у приезжих пап и мам (см. первую часть публикации). Так что охватить всех детей, плохо говорящих по-русски, вот такой подготовкой не получится.

И еще: по задумке чиновников в «Школах русского языка» смогут в вечернее время обучаться и взрослые. Вы себе можете представить, чтобы владелец ларька на рынке в семь часов вечера спешно закрывал лавку и вприпрыжку несся на уроки?

Кто учит, тот и платит?

Но в любом случае обучение русскому языку и основам российского уклада жизни требует дополнительных занятий. Кто их будет оплачивать? Школьный бюджет едва ли потянет. А мигранты воспримут плату за занятия как очередное притеснение.

— Семьи у приезжих обычно многочисленные, а работают только отцы, — объяснила мне директор школы в районе станции метро «Молодежная». — Никаких документов о многодетности, по которым положены льготы, у них, как правило, нет. Вы даже не представляете себе, каких усилий мне стоит ежемесячный сбор денег на охрану. Ведь они платят не за одного ребенка, как наши, а за двоих-троих. То же самое касается школьного питания.

Но мы же не можем оставлять учеников без еды!

Еще одна головная боль педагогов: приезжие семьи часто меняют место жительства. На каждого ребенка школа обязана вести личное дело. В этом ученическом паспорте отмечаются успеваемость и пройденные курсы по предметам. Семья мигрантов может в разгаре учебного года взять и исчезнуть из района. А «всплыть» в противоположном конце Москвы. При этом личное дело остается в прежней школе. Некоторые семьи так и оставляют все данные об учебе своего чада. А очередной директор ломает голову: как не нарушить Закон «Об образовании» и принять новичка в школу, но при этом обойтись без личного дела. Кстати, нечистым на руку школьным начальникам эта неразбериха дает еще один способ заработать — новоприбывшие мигранты, привычные к постоянным поборам, охотно отдают деньги за то, чтобы их ребенка без прописки и личного дела приняли в столичную школу.

В ближайшее время Минобрнауки планирует вводить систему подушевого финансирования школ. Общий годовой бюджет учреждения будет рассчитываться так: количество детей умножается на фиксированную стоимость обучения одного школяра. И как будет работать новая система, когда часть учащихся в течение учебного года постоянно переходит из одной школы в другую?

Завлабораторией Московского института открытого образования Елена Найденова предложила справедливое решение:

— Детям, приезжающим в Москву ненадолго, нужно учиться в школах при посольствах. Сегодня за обучение детей приезжих платит не их страна, не фирма, пригласившая родителей ребенка работать в Москву, а столичный бюджет. При этом на обучение мигрантов заложены деньги в бюджете их страны!

СПРАВКА «КП»

Сегодня в Москве работают 46 садиков и школ с этнокультурным компонентом:

Азербайджанский 2
Армянский 1
Белорусский 1
Грузинский 3
Греческий 1
Еврейский 8
Корейский 1
Китайский 1
Литовский 1
Молдавский 1
Немецкий 1
Русский 19
Татарский 4
Турецкий 1
Многонациональный 2

Еще в 84 образовательных учреждениях ведутся различные этнокультурные программы.

(По информации московского Департамента образования.)

Андрей РЯБЦЕВ

А КАК У НИХ?

Приезжие учатся бесплатно
Но на государственном языке

Во Франции, чтобы поступить в государственную школу, мигранту нужен только вид на жительство. Для детей приезжих не предусмотрены специальные классы или курсы адаптации. Лучшая адаптация, считают французы, недавно пережившие погромы в мигрантских кварталах, — свободное погружение в языковую среду страны пребывания.

Со школьными межнациональными проблемами раньше других столкнулись американцы. Но и у них для мигрантов не предусмотрено обязательных тестов на знание языка и культуры. Все дети приезжих не проходят никакой адаптации, а направляются в обычные общеобразовательные школы.

В Швеции, где проживает больше миллиона иммигрантов (все население страны насчитывает девять миллионов человек), в каждой коммуне (по-нашему — районе) открыты языковые курсы. На них приезжие совершенно бесплатно учат не только шведский, но и английский язык, которым свободно владеет почти все население Королевства.

Кирилл АНТОНОВ

ПЕРВЫЙ ОТКЛИК

«Им нужна облегченная программа»

Вчера в первой публикации на тему межнациональных отношений в столичных школах мы попросили откликнуться читателей. Телефон редакции раскалился за целый день: оно и понятно, тема, которую подняла «Комсомолка», для Москвы очень горячая.

Инна Петровна, учительница с 47-летним стажем:

— Дети мигрантов, плохо знающие русский язык, должны учиться в обычных школах, но в отдельных классах и по облегченной программе. Только в этом случае они не будут чувствовать себя ущемленными. Такая методика обучения применялась в Казахстане в 50-е годы для детей местного населения и оправдала себя полностью.

Фрэнсис:

— Чтобы все успокоилось, нужны время и огромное терпение москвичей. Дети приезжих рано или поздно воспримут культуру коренных жителей.

Сергей:

— Я считаю, что мы вообще не должны учить детей мигрантов в школах, которые содержатся на деньги москвичей. Мы работаем, честно платим налоги, а они приезжают на все готовенькое. Хотят учиться, добиться чего-то в жизни — пусть платят!

Исмаил:

— Правильно написала «Комсомолка»: далеко не всегда дети, приехавшие с того же Кавказа, ведут себя наглее и развязнее москвичей. Наоборот, ребята из приличных семей — скромные, умеют себя вести, не хамят взрослым и не курят на школьном крыльце, как это делают столичные подростки. Так что не надо всех под одну гребенку грести!

Елена ЗАРУБИНА

http://www.kp.ru/daily/23 785.4/58 262/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика