Русская линия
Вечерний Минск Раиса Одынец05.10.2006 

Пристань Непобедимого адмирала
Благословлена Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси

Воистину, неисповедимы пути Господни. Нынешним летом, не думая не гадая, я посетила последнюю земную пристань праведного воина, Непобедимого адмирала Российского флота Феодора Ушакова, его родного дяди — преподобного Феодора, старца Санаксарского и молитвенного предстателя перед Богом очень многих людей, духовника Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря схиигумена Иеронима.

Стоя у барельефа человека-легенды, удостоившегося своею праведной жизнью быть похороненным в стенах этой древней обители, я ловила себя на мысли, что оказалась здесь не случайно. Мордовская земля взрастила многих знаменитых людей. Благочестивые Феодоры и прозорливый старец Иероним были среди них духовными маяками. По милости Божией именно они, один — преподобный Феодор, старец Санаксарский, в июле 1999 года, другой — праведный воин Феодор, адмирал флота Российского, Непобедимого, в августе 2001 года, были прославлены в лике местночтимых святых Саранской епархии. Уверена, что придет время для прославления и схиигумена Иеронима.

Побывав в храме Рождества Богородицы, стены которого украшают милые многим святые лики, преклонила колени перед мощами святых Феодоров и преподобного Александра исповедника — последнего игумена этой тихой древней обители.

Санаксары, Санаксары, берег левый, берег правый…

От сопровождавшего белорусских паломников монаха узнала, что, основанный в 1659 году, в царствование благочестивого царя Алексея Михайловича, Санаксарский мужской монастырь получил свое название от озера Санаксар, расположенного возле его стен. Во времена игуменства Феодосия эта тихая пристань отличалась особой строгостью устава, чем привлекала к себе монахов, желающих спасения души. Одно время, по причине бедности, пустынь была приписана к Саровской обители, но вскоре вновь обрела самостоятельность. Возобновителем обители стал старец Феодор (Ушаков), усилиями которого Санаксарская пустынь, предназначенная к закрытию и выведению за штат, по велению императрицы Екатерины Второй стала называться монастырем, слывшем в Тамбовской епархии одним из процветающих. На его территории было построено пять храмов: соборный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Владимирской иконы Божией Матери, в честь Преображения Господня и во имя Вознесения Господня. Родной племянник преподобного старца Санаксарского — выдающийся флотоводец, усерднейший богомолец и жертвователь Феодор Ушаков, проведший последние годы жизни в родовом имении рядом с обителью, был похоронен возле стен собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Его дядю в этих благодатных краях любили, потому что благодаря ему к концу восемнадцатого века Санаксарский Рождество-Богородичный монастырь приобрел общероссийскую известность. Будущий иеромонах и старец Феодор Ушаков родился в 1719 году, при крещении ему было дано имя Иоанн. Происходил он из дворянского рода Ушаковых, живших в Ярославской губернии в своем родовом имении. Когда Иоанн достиг совершеннолетия, родители определили его в гвардейский Преображенский полк, где вскоре он получил звание сержанта. Внезапная смерть одного из полковых товарищей так потрясла Иоанна, что, бросив все, он решил уединиться в Санаксарской пустыни, которая в то время процветала.

Однако трагические события двадцатого века не обошли стороной и эту благодатную пристань: монастырь был закрыт, монахи разогнаны, храмы разграблены и осквернены. Но, как говорится, время лечит. 26 мая 1991 года, в день Святой Троицы, наместник монастыря архимандрит Варнава совершил здесь первую со времени возвращения обители Русской Православной Церкви Литургию. Сейчас она совершается здесь ежедневно. Возрождаться обитель начала летом 1991 года, и хотя многое тут еще предстоит сделать, выглядит она хорошо. В монастыре налажено хозяйство, действуют собор Рождества Богородицы, церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, храм Преображения Господня, находящийся во втором ярусе колокольни, и расположенная за стенами монастыря кладбищенская Воскресенская церковь.

В обители, со времени ее второго рождения, произошло множество неординарных событий: исцеление болящих возле могил знаменитых Феодоров Ушаковых и после купания в находящемся неподалеку святом источнике, дивное обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери.

Ежедневно в монастырском Рождество-Богородичном соборе совершается богослужение — основа монашеской жизни. Восстанавливаются здесь и жилые корпуса, реставрируются храмы, крепнет монастырское хозяйство, позволяющее обеспечивать не только самих себя, но и многочисленных паломников и богомольцев. Наша группа братией, которой здесь уже около 100 человек, тоже была встречена весьма радушно. После сытной трапезы под старым раскидистым деревом мы побывали у дорогого многим людям могильного холмика — месте упокоения духовника Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря схиигумена Иеронима.

Самый человечный Человек

Так о прозорливом старце Иерониме (в миру Иване Яковлевиче Вердякине) сейчас говорят все, кто его знал. По словам сопровождавшего нас насельника обители, родился Иван Вердякин 14 сентября 1932 года в селе Ичалки в мордовской крестьянской семье. Получил восьмилетнее образование, в 1957 году обвенчался с Анной Сурай. У них с женой было две дочери, одна — Надежда стала матушкой и матерью двенадцати детей, а другая — монахиней — в постриге Николаей. Их мать Анна то-же приняла постриг.

Еще при жизни будущий старец достиг особого состояния Богообщения, которое во все времена было даровано лишь немногим великим подвижникам. Обращаясь напрямую к Богу, он молитвенно испрашивал здравия для пришедших к нему за исцелением людей. Бог внимал его просьбам, поэтому страждущие выздоравливали, а бесы вопили и корчились. Как свидетельствуют многие духовные чада старца, им исцелялись не только духовные раны, но и физические. Болящим он советовал усердно молиться, поститься и, по возможности, как можно чаще причащаться.

То, что старец Иероним был из числа избранных, свидетельствует вся его жизнь. До того, как стать священником и монахом, он жил в Саранске, вел обычную жизнь, но став на путь духовный, перешагнул за незримый рубеж, отделяющий обыденность от чуда. Его молитвы не только исцеляли, но и влияли на дальнейшую судьбу человека.

По воспоминаниям Лидии Никитиной из Нижегородской области, 6 июня 2001 года, в день, когда батюшка отошел ко Господу, у нее на окне необычно зацвел цветок: на одной ветке появилось два цветка — ярко-красный и темно-бордовый, окантованный черной каймой. Известен и другой случай. В день смерти отца Иеронима, под утро, инокине Елене из Серафимо-Дивеевского монастыря во сне явился батюшка, она позвала его к себе. «Нет, дорогая Елена, мне сейчас некогда, — ответил он. — Вы мало молитесь, а мне надо молиться, Господь призвал меня к молитве за всех». Вот и идут на могилу к старцу нуждающиеся в его помощи люди. И многие ее получают…

P. S. В паломнической поездке в Санаксары я познакомилась с минчанкой, которая, вернувшись, написала стихотворение «Старцу Иерониму». Оно исходит из глубины ее души.

Антонина Тимашкова

Старцу Иерониму

Старец Иероним.
Столько лет его ждала я,
Так легко мне стало с ним.
Окормлял и окормляешь
Свой духовный виноград,
На путь верный возвращаешь
Ты своих заблудших чад.
На все жалобы, обиды
Отвечал: «Читай Псалтирь»,
Чтобы в душах водворились
Благодать, покой и мир.
Над твоей святой могилой
Воссиял однажды Крест.
Это чудо зрели люди,
С разных сшедшиеся мест.
Лик твой светлый, образ чудный
Мы в сердцах своих храним.
Санаксары, Санаксары…
Старец Иероним.

http://newsvm.com/articles/2006/10/04/zvonnica.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика