Нескучный сад | 05.10.2006 |
Мне как простой, взбалмошной девчонке всегда ставили в пример образцово- показательных православных девушек. Даже не столько ставили в пример, сколько моя совесть постоянно меня укоряла, за то, что я так далеко от них. «Вот какой надо быть! А ты что?».
«Интересно быстро мы подружимся?» — думала я подъезжая к Самаре, ведь поселиться мне предстояло в регентском общежитии Духовной семинарии. Подружиться удалось быстрее, чем я думала. Меня встретили живые, радостные девчонки. Никакой мрачности, метущих пол юбок, балахонистых рубашек. Одеты они были опрятно, красиво и со вкусом, сохраняя благочестивый вид. Разговаривали просто и приятно, на понятном мне языке.
В общем, приютили и обогрели, тем и навели меня на мысли написать о них. Устроились поудобней в сквере, я начала пытать двух моих очаровательных собеседниц, студенток последнего курса, Соню и Иру.
— Скажите, по-вашему, зачем девушки поступают на регентское отделение?
И. — У всех по разному, но если так грубовато обобщить, то есть три варианта зачем девушка идет на регентское. Первое — она хочет стать регентом и управлять хором. Второе — она хочет выйти замуж за православного, если повезет стать матушкой. Третье — она хочет быть при Церкви. Лично я об этом всегда мечтала.
С. — А я даже боялась, поступать. Не хотела, чтоб ребята внимание обращали. Мне тогда очень близка была монашеская жизнь. Думала уйти в монастырь, а в семинарии хотела петь научиться и регентом стать.
И. — Но ребята поголовно считают, что девушки сюда идут только, чтоб выйти замуж.
— Не жалеете, что поступили, что учитесь?
С. — Я без этого себя не представляю. Здесь очень большая духовная школа.
— А вы сильно изменились за время обучения?
С. — У нас один семинарист сказал первокурснику: «Вы, когда приходите в семинарию — с вас иконы писать надо, такие правильные, а к четвертому курсу, куда все девается?
И.— Да, мы сильно изменились, расслабились.
С.— Просто, сейчас уже чувствуешь себя как рыба в воде, а раньше была все время в напряжении, на стороже.
И.— Но человек, благочестивый в душе никогда не испортится.
— А самое сложное что?
И. — Выполнять послушание, как должно. А то ленишься постоянно.
— Ругаются? Наказывают?
И. — Ага, мы можем вывести из себя кого угодно. Как-то наш эконом, игумен забежал к нам в келью, все банки, склянки со стола сбросил и говорит: «Если сейчас же все не уберете, я с вами не знаю, что сделаю». Такой беспорядок устроили там.
— А в жизни в общежитии, что сложнее всего?
С. — Не зазнаться, когда у тебя что-то получается лучше чем у других. Это у нас такой дружный костяк сложился, а так далеко не все тебя поддерживают.
— А что можно посоветовать девушке, если она оказалась в таком сложном положении, когда нет поддержки и понимания?
С. — Везде есть хорошие люди, надо тянуться к ним, а если ты замечаешь, что человек не очень добрый не лезь к нему.
И.— У нас есть инокиня одна. Бедная, как ее смиряют. От всех достается. Я бы не выдержала, а она терпит и ничего. И вот она говорит: «Не обращай внимание. Ты терпи, молись, молись Богу, он знает, что тебе нужно».
— А лучше быть открытой или закрытой?
И. — И так и так плохо. Нужно соблюдать серединку.
— А в общении с семинаристами?
С. — Поменьше с ними заигрывать, иначе решат, что ты ветреная.
И.— Они ведь по любому каждую девушку воспринимают как потенциальную матушку. Вот и судят о всех — хорошей ли она будет матушкой или нет. Нельзя открываться полностью. Вот все 3 года нужно, чтобы они тебя не знали, чтобы ты оставалась загадкой.
— Но многие девушки боятся, что если они ничего не предпримут, то их не заметят и они упустят свое.
С.— Это уже недоверие воле Божией. Молись и все получишь
И.— Ни в коем случае! Сама не действуй, кто надо тот подойдет обязательно. Иначе, нарвешься не на своего человека.
С.— У нас так было. Девушка то с одним встречалась, то с другим, то еще. Теперь все думают она гулящая. В результате она никому и не нужна, только как погулять.
И.— А девушка-то хорошая. Жалко ведь.
— Но ведь есть и такие девушки, которые ставят себе цель выйти замуж за будущего священника и стать матушкой, как вы к этому относитесь?
С.— Это нормально, хорошая девушка достойна хорошей семьи.
И.— Конечно нужно выходить за конкретного человека, а не за право называться матушкой.
— Но у некоторых это доходит до безумия. Они караулят семинаристов. Всячески пытаются попасться на глаза. Есть даже свой сайт в Интернете. При чем пишут как-то обидно, мол мы такие правильные, чистые, а все остальные «новообращенные» девушки с нецерковным прошлым даже и внимания не стоят.
С.— Это ужасно. Такое фарисейство только от недалекого ума. Они же исключают таинство покаяния. Господь простил человека, а эти его не простили. Вообще, когда человек добрый, он всех добрыми видит, а злой всех злыми. Ведь любовь не превозносится.
— То есть если девушка не общается в этом кругу, то у нее все равно есть возможность познакомиться с семинаристом.
И.— Конечно, Девушка не должна отчаиваться. Главное — всегда помнить: «Твое от тебя не уйдет!».
— А какой должна быть матушка?
И.— Она должна Бога бояться и честной быть. Хотя мы все совершенно разные. Батюшки же тоже разные.
— А вы видите себя матушками?
С.- Я и не думала об этом
И.— А я думаю, только мама не хочет, боится, что я далеко уеду. Хотя я понимаю, что это очень тяжелый крест.
— А чем тебя привлекает этот путь?
И.— Богу можно служить.
— В монашестве тоже служат Богу.
И.— Да, только если это твое. А если нет, то нельзя в монастырь.
— А как узнать какой твой путь?
И.— Молись, Господь покажет.
— Ты чувствуешь, что отличаешься от современных девчонок?
С.— Да, мне кажется они живут совершенно другой жизнью, а я застряла в прошлом столетии. Я не понимаю их, как можно так жить, гнаться только за земными, временными благами. Мне их очень жалко. Они себя расходуют. Такие девушки красивые, сколько добрых и хороших дел они могли бы сделать. Наши ребята тоже часто увлекаются земным благополучием, становятся более мирскими. А батюшка о душе должен думать. Это жалко. Не все, конечно же, такие. И мы не идеальные.
— Ребята вас не обижают?
С.— Клушками нас называют. Не уважают наш ум или вообще не верят, что он у нас есть. Превозносятся по полной программе.
И.— А за четвертый курс вообще лучше не выходить, так они торопятся, лишь бы рукоположили.
— Но встречается же настоящая любовь?
С.— Конечно, только редко, но вообще она есть.
— А какое самое тяжелое испытание здесь?
С.— Ссоры между ближними.
И.— Часто хочется уйти, когда что-то не получается, кажется больше не можешь, но потом все проходит, отдохнешь немного и опять начинается борьба.
С.— Она обязательно пройдет, надо только вытерпеть, молиться.
— А семинаристы правда такие скромные, застенчивые?
С. и И.— Нееет!
И.— Далеко не все, некоторые даже наглые.
Непринужденно, легко общаясь с девчонками у меня полностью исчезло чувство, что они какие-то другие, странные. Я уже думала, что ничем от них не отличаюсь. Вечером все учащиеся семинарии собрались на общую молитву, по окончании правила все запели тропари…
Эти ребята сами не знают какая это сила. Я была разбита… - Какие же они «такие как все». В них сила, в них дух, даже у самых нерадивых и бестолковых. С ними Бог! В полном сокрушении я побрела в келью. Пока я погрузившись в размышления дошла до нее, девчонки уже спали. Ветерок из открытых окон колебал комнатные цветы. Смотрю на них — принцессы. С виду такие же как мы, но это только с виду…
Татьяна ДУДНИК
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10 009&article=499