Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко04.10.2006 

4 октября — обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651 году в Киевской губернии от благочестивых родителей — сотника Саввы и Марии, и при крещении был наречен Даниилом. После домашнего обучения он воспитывался в Киевском братском училище. На восемнадцатом году своей жизни он, по влечению своего сердца, постригся в монашество, а через шесть лет Черниговский архиепископ Лазарь Баранович посвятил его в иеромонаха и назначил в проповедники при кафедральном соборе. Строгая подвижническая жизнь, которую проводил святитель Димитрий, отличала его от других, так что он еще в молодые годы сделан был настоятелем одного монастыря в Черниговской губернии. Но, тяготясь заботами, соединенными с этим званием, он скоро отказался от настоятельства и удалился в Киево-Печерскую Лавру, где предался молитвенным подвигам и ученым занятиям. Здесь он начал составлять «Жития святых», под названием «Четьи Минеи», т. е. помесячных чтений, которые впоследствии сделались любимым и драгоценным чтением благочестивого русского народа. В 1701 году святитель Димитрий за свои добродетели и труды был посвящен в сан митрополита Тобольского и Сибирского для распространения веры Христовой между многочисленными язычниками, обитавшими в этой отдаленной стране. Однако, по слабости своего здоровья, он не мог отправиться туда, вследствие чего в следующем году назначен был митрополитом Ростовским.

Святитель Димитрий, как ревностный пастырь, неусыпно заботился о спасении своей паствы, неутомимо назидал ее словом и примером святой своей жизни. Он всячески старался обратить на путь правый и спасительный проживавших в его епархии раскольников. Словом и писанием он доказывал этим заблудшим овцам стада Христова, что вера их не права, учение душевредно, дела предосудительны. Особенно святитель отличался добродетелью нестяжательности. Все свое достояние святитель употреблял на помощь нуждающимся, так что никто не уходил от него без вещественного пособия. Вдовы и сироты, бедные и убогие находили у него пищу и одежду; он никак не мог отказать просящему, бескорыстно раздавая все, сам довольствуясь лишь самым необходимым в жизни. Нестяжательность святителя Димитрия и самоотверженная любовь его к ближним ясно видны из духовной грамоты, которую он написал за два года до смерти. «Со времени пострижения, — писал о себе святитель в этой грамоте, — и до приближения ко гробу не приобретал я имения, не собирал золота и серебра, не имел лишних одежд и никаких вещей, кроме самых необходимых; все получаемое от благодетелей и начальства употреблял на нужды монастырей, на помощь бедным». За свою благочестивую жизнь святитель Димитрий удостоен был самой мирной кончины, которую он предвидел заранее; он скончался 28-го октября 1709 года на пятьдесят девятом году своей благоплодной жизни. Через сорок два года мощи святителя Димитрия обретены были нетленными и прославились благодатными знамениями, явившими в нем угодника Божия, молитвенника за Русскую Землю.

Из многих добродетелей, украшавших собою прославляемого нами святителя Ростовского Димитрия, усвоим себе хотя одну, а именно — милосердие и сострадательность к нуждающемуся в нашей помощи ближнему.

По слову Спасителя, нищих мы всегда имеем с собою и потому всегда можем проявить на деле боголюбезную добродетель милосердия. С нами во множестве встречаются несчастные, злополучные, требующие нашего попечения о них. Сколько есть бедных, покрытых рубищами и не имеющих ни крова, ни дневного пропитания? Здесь — убогая вдова, от которой дети напрасно ждут хлеба, ибо она и сама питается только слезами; там — бесприютные старцы, отягченные немощами, страждущие неизлечимыми болезнями, не имеющие сил добывать себе трудом кусок хлеба. Есть даже голодающие селения и целые местности, страдающие недостатком в необходимых жизненных припасах.

Чье сердце не тронется сожалением или состраданием ко всем таким несчастным? Не братья ли они наши? Не для того ли Всевышний Промыслитель некоторых и ущедряет благами, чтобы они уделяли от своих избытков бедным и неимущим? Облегчать участь несчастных побуждают нас как собственное наше сердце, так и прямые повеления Божии. «Отверзи руце твои брату твоему нищему» (Втор. 15, 11), говорил Бог в древнем Завете; «просящему у тебя дай» (Лк. 6, 30), заповедал нам Спаситель.

Как повинны пред Господом те, которые отвращаются от нуждающихся, которые не хотят уделить для нищего даже и куска хлеба от своей богатой трапезы! Какое великое, страшное наказание ожидает от Мздовоздаятеля тех людей, которые не только не подают помощи голодающим, но еще, пользуясь их тяжелым положением, делают себе от них неправедные прибытки!

Воздерживаясь от таких постыдных для христианина дел, будем, возлюбленные, оказывать посильную помощь всякому требующему, ничесоже за это чающе. Будем питать голодных, призревать страждущих, утешать посильно их горькую участь. Своим состраданием к бедствующим мы лучше всего докажем, что не напрасно называемся христианами, что мы помним и готовы исполнять святые Заповеди Спасителя нашего, Иисуса Христа, Который на страшном Своем суде сострадательным и милосердным христианам скажет: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.

http://orthodox.etel.ru/2006/36/k_4dimitr.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru