Русская линия
Русский вестник Николай Селищев03.10.2006 

Памяти митрополита Пантелеимона Коринфского

Ушёл из жизни один из старейших иерархов Греческой Православной Церкви — митрополит Пантелеимон (Караниколас) Коринфский, Сикионский, Земенский, Тарсский и Полифенгский.

В кратком официальном некрологе, выпущенном Св. Синодом в Афинах, говорится, что владыка Пантелеимон скончался в возрасте 87 лет рано утром 16 августа 2006 г. в своём доме на острове Лесбос.

Читателям «Русского Вестника» имя митрополита Пантелеимона Коринфского знакомо. В N 4 за 2006 г. было опубликовано его обширное письмо в защиту Св. Патриарха Григория V, умученного турками в 1821 г., почитаемого всеми Поместными Церквами (и Московским Патриархатом), но оклеветанного диаконом Кураевым в журнале «Благодатный огонь». Извинений со стороны диакона Кураева так и не последовало.

Для нас важны заключительные слова письма митрополита Пантелеимона: «Святой Григорий V и Патриарх Сергий действовали как истинные христиане, клирики и вожди».

Напомним биографию почившего владыки Пантелеимона, стараясь не превратить её в сухой перечень дат его жизни и деятельности.

Митрополит Коринфский Пантелеимон (Караниколас) родился в 1919 г. В 1940 г., будучи проповедником в греческой армии, принимал участие в успешной обороне Греции от полчищ фашистской Италии. В 1941 г. Греция была захвачена фашистской Германией и её сателлитами. Будущий владыка Пантелеимон вступил в Движение Сопротивления, действуя в рядах антифашистской организации «Мидас-614». Эта подпольная организация состояла из офицеров и священников и, не ставя перед собой политических целей, боролась с немцами. Затем Пантелеимон был в эмиграции на Ближнем Востоке, куда ушли части греческой армии, большая часть военно-морского флота и королевское правительство Греции. После освобождения Греции от немцев (1944 г.) Пантелеимон окончил в 1947 г. богословский факультет Афинского университета. Позже — Королевский университет в Лондоне.

Служил протосинкелом Митрополии острова Хиос, главным управляющим «Апостольской Диаконии» (миссионерского отдела) Православной Церкви Греции в Афинах. Был профессором Школы офицеров греческой жандармерии. Занимал пост вице-председателя оргкомитетов 1-го Всеправославного Совещания на Родосе и празднования тысячелетия Св. Афона. В 1958 г. хиротонисан во епископа Ахайского, викария Архиепископии Афинской, и в этом качестве разработал программу пребывания в Греции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) в 1960 г. Также встречался с Патриархом Алексием I (Симанским) в 1964 г., когда Патриарх был приглашён на свадьбу последнего греческого короля Константина II.

В 1965 г. владыка Пантелеимон был перемещён на древнюю Коринфскую кафедру, которую занимал 31 год. Коринфская епархия — одна из самых древних, её основал Св. Апостол Павел, написавший в числе других своих посланий и два послания к коринфянам. В первые века христианства церковь Коринфа имела такое же значение, как и церкви Александрии, Дамаска, Иерусалима. Епископы Рима, ещё не вообразившие себя «наместниками Бога на земле», «непогрешимыми» и, следственно, ещё не отпавшие от Церкви, не притязали на первенство. Занимать Коринфскую кафедру, имеющую прямое апостольское происхождение, — огромная честь для каждого архиерея, налагающая великие обязанности. Рядом с кафедральным собором Коринфа установлена огромная каменная доска со списком всех епископов Коринфа, начиная со Св. Апостола Павла и по ХХ век. Есть там епископы византийских времён, когда Коринфская митрополия была единственной на всём огромном полуострове Пелопоннес, и епископы времён удушающего османского ига, и епископы уже после восстановления независимости Греции в 1821 г. Против имени владыки Пантелеимона было выбито: «1965-….». Теперь, когда его архипастырское служение завершилось, там выбьют «1965−2006».

Владыка Пантелеимон был награждён многими церковными, государственными и боевыми орденами — за участие в борьбе с итальянским и немецким фашизмом.

Когда в апреле 1967 г. в Греции произошел военный переворот «чёрных полковников», поддержанный закулисой, то митрополит Пантелеимон, как явствует из многих греческих публикаций, высказывал своё несогласие с установившимися порядками. Биограф архиепископа Афинского Серафима (1974−1998 гг.) пишет, что митрополит Пантелеимон считался в 1973 г. бесспорным кандидатом на пост Архиепископа (Первоиерарха), но его не жаловал диктаторский режим. Владыка Пантелеимон даже выступал свидетелем защиты по делам обвиняемых в военных судах.

Мне кажется, что позиция владыки Пантелеимона объяснялась не только его прирождённым благородством и чувством справедливости, но и его горячим патриотизмом. Как православный иерарх он не мог мириться с заявлениями диктатора Пападопулоса о том, что Греция счастлива быть «стражем западно-европейской цивилизации» (1968 г.). Как участник движения Сопротивления, как военный священник в эпоху борьбы с фашизмом владыка Пантелеимон, видимо, негодовал, что диктатором Греции оказался никому не известный полковник Пападопулос, человек с разными биографиями. Однако наиболее доказанной в Греции считается как раз та, которую Пападопулос скрывал, — что во время немецкой оккупации он прислуживал захватчикам в т. н. «батальонах безопасности».

Примечательно, что изгнанный полковниками греческий король Константин II называл их «бастардами». «Бастард» — это немецкое слово из старофранцузского языка, обозначающее помесный, нечистокровный, незаконнорожденный. Как пишет один современный греческий исследователь, весьма осведомлённый, «знание Пападопулосом греческого языка оставляло желать лучшего».

Кроме того, Греция с 1863 г. развивалась как православная конституционная монархия. Она не стала копией английского парламентаризма с его двухпартийной системой, продажей мест в парламенте и правительством на основе большинства мест в палате депутатов. Напротив, в XIX — начале ХХ века для того, чтобы возглавить греческое правительство, вовсе не нужно было иметь большинства в палате. Надо было иметь сплочённую группу ораторов, чтобы воодушевить палату. Мысль, что правительство можно сменить, если оно разонравится, — твёрдо укоренилась в головах греков.

Позже, в ХХ веке, парламентские правила ужесточились и за каждое место в палате приходилось отчаянно бороться, но и тогда греки не копировали англичан. Если греческие партии не могли договориться, король назначал «служебное правительство» — вне партий, правившее до новых выборов или до прекращения раздоров. Король, носивший византийский титул «василевс», королевский герб — двуглавый византийский орёл, господствующее положение Православной Церкви — это оплоты старины. Но партийные споры и убеждение в возможности сменить власть — уже из нового века. Это всё сохранялось в греческой жизни и в 1960-х гг.

Диктатура «чёрных полковников» 1967−1974 гг. попрала все принципы и обычаи. Она придумала юридическое чудовище в оправдание самоё себя. Военная хунта, захватив власть от имени короля, спустя считанные месяцы изгнала монарха, но сохранила монархию. Вместо монарха хунта назначила «антивасилевса» («вице-короля») генерал-полковника Зоитакиса, ранее всего лишь командующего 3-м армейским корпусом в Фессалониках.

Начались отставки митрополитов, якобы «по возрасту» или по доносам заведомо возбуждённых клириков. Был распущен Св. Синод и Архиерейский Собор. Завертелась смута, ставшая итогом «шизофренической церковной политикой диктатуры», по известному выражению покойного греческого профессора церковного права К. Муратидиса.

Опекаемый Западом «триумвират» — полковники Пападопулос и Макарезос и генерал-майор Паттакос — начали увольнять из греческой армии и флота всех не угодных им офицеров. В то же время, например, угроза турецкого вторжения на Кипр считалась в кругах хунты совершенно надуманной. Главное — внутренняя угроза. Инакомыслие подавлялось насилием. В «коммунисты» записывались все, кто думал не как власть (левые, умеренные, правые — без разницы). Например, отрицание «ценностей западной цивилизации» тоже приравнивалось к «коммунизму» с отправкой в лагерь на отдалённый остров. Правда, греческие западники ни в чём не раскаиваются. Мне самому с гордостью говорила родственница одного из деятелей хунты: «Тогда в Греции была стабильность, но я точно не знаю, я тогда жила в Швейцарии».

После кипрской катастрофы — вторжения турецких войск на Кипр — и падения диктатуры «чёрных полковников» (июль 1974 г.) митрополит Пантелеимон продолжал высказывать своё мнение во всех случаях, когда считал это необходимым. Так, он издал энциклики (окружные послания) против масонства.

Владыка Пантелеимон известен как редактор многотомных трудов Отцов Церкви, как автор свыше 50-ти работ по церковному праву, богословию и житиям святых. 12 июня 1990 г. он был провозглашен почётным доктором Богословского факультета Афинского университета. 29 декабря 1995 г. он получил премию Афинской Академии наук за свои многочисленные и выдающиеся научные труды.

В одном из них — «Капли мистической манны» (Коринф, 3-е изд., 1990), владыка подчеркивал значение православного богословия для сохранения Греческой Церкви и греческой нации при четырехвековом османском иге, при, как он писал, «скотстве турецкого мусульманства». И тут же он ставил в пример Патриарха всея Руси Пимена, его ответ на вопрос известного греческого журналиста. Журналист спросил Патриарха Пимена: «Ваше Святейшество, что, какая сила помогала Вам и Вашим христианам в десятилетия безжалостных гонений?». Ответ Патриарха всея Руси был прост, немногословен и ясно выражал христианский мистический опыт: «Во всех случаях нас питала Святая Евхаристия».

Владыка Пантелеимон хорошо знал древнегреческую философию. Он опровергал выводы «религиеведов», будто языческий неоплатонизм послужил одним из источников Христианства. Владыка писал, что неоплатоники считали ум человека троном божества, что совершенно отличается от Христианства. Любовь к старой книге, к русской святости, например, к Св. Амвросию Оптинскому, сочеталась у владыки Пантелеимона с резким неприятием теории «сверхчеловека».

Над «сверхчеловеками» он издевался, пользуясь всеми богатствами греческого языка, когда можно передавать разные оттенки признака, постепенно усиливая отвращение к обличаемому признаку или предмету. Подытоживая своё неприятие «сверхчеловеков», он сравнивал их с падшими самообожествлёнными царями Птолемеями (эллинистический Египет III—I вв.еков до Р.Х.) и с надменными языческими императорами Рима.

У митрополита Пантелеимона Коринфского было много друзей, но и много врагов. Часто ненависть к нему проявлялась в затаённой форме — по существу ничего сказать не могли, но плели паутину интриг. В последние годы враги митрополита перешли к открытой войне. Против владыки Пантелеимона была развёрнута травля в печати. Как из-под земли выросли журналисты, начавшие выживать митрополита из его епархии. Множились открытые намёки в печати, что пора-де старому митрополиту уйти на покой. Однако владыка Пантелеимон вновь и вновь приезжал на заседания Архиерейского Собора, выступал в прениях архиереев, и голоса с требованием его отставки умолкали.

Одни любили покойного владыку, другие — ненавидели, побаивались, но вынуждены были с ним считаться. Владыка Пантелеимон имел, как ни прискорбно, явных врагов и в церковной среде, прежде всего в кругах космополитических и тех заскорузлых, затаившихся, которые уж очень обласканы были в своё время «чёрными полковниками».

Греческое «Агентство религиозных новостей» передало 17 августа сообщение, начинавшееся словами: «Последнее „прощай“ передадут сегодня в полдень Архиепископ Афинский, иерархи и верующие митрополиту Коринфскому Пантелеимону, который скончался вчера на рассвете в возрасте 87 лет». Агентство пишет, что митрополит Пантелеимон завещал похоронить себя просто и без почестей в монастыре на острове Лесбос.

Агентство приводит слова патриарха Константинопольского Варфоломея, сказанные им о покойном владыке Пантелеимоне: «Он был великодушный человек, имел мнение, которое высказывал всегда с откровенностью». Это тот редкий случай, когда мы согласимся с Варфоломееем. Действительно, митрополит Пантелеимон был не кабинетным ученым-казуистом, а образованнейшим иерархом с ясной и жёсткой позицией.

Один из врагов покойного митрополита как-то напечатал статью, где обратил внимание на одну особенность — владыка Пантелеимон собственноручно писал письма и надписывал почтовые конверты. Отчего так? — удивимся мы. При обилии секретарей не удобнее ли напоминать вельможу, неспешно диктующего свои мысли сразу нескольким секретарям? Очевидно, внимание к каждому, кто написал ему, и недоверие к «постоянным секретарям» (есть такой разряд грамматеев в Афинах) объясняли подобную «странность».

В письме мне от 4 ноября 2000 г. владыка Пантелеимон писал: «С радостью отвечаю на Ваш факс-письмо от 27 июня 2000 года, касающееся покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского)… Я помню его во время обоих его визитов в Афины… Он запечатлелся в моём сознании как старый архипастырь, который был неразрывной связью докоммунистического периода с последующим ужасным коммунистическим. Он был храбр во Иисусе Христе, в исповедании Православной веры, он был живым свидетельством бесконечного мученичества». Владыка Пантелеимон пишет о Патриархе Алексии (Симанском), что он «восхищался его внешностью, полной святости, его фигурой, его достоинством, его голосом, движениями, как выражением живости его характера, так же как и трудной, полной разрушительных ударов жизнью». Своё письмо о Патриархе Алексии (Симанском) владыка Пантелеимон завершал словами: «Наш Господь Иисус Христос да упокоит его в душевном мире в Своем Царствии Небесном».

Этими словами мы и завершим наш некролог на приснопамятного митрополита Пантелеимона (Караниколаса) Коринфского. Вечная память митрополиту-воину!

Н. СЕЛИЩЕВ, член Русского Исторического общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=6498


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика