Время новостей | Кирилл Василенко | 03.10.2006 |
Это заявление свидетельствует о готовности католиков к продолжению диалога с восточнохристианской церковью, в течение целого десятилетия обвинявшей западных коллег в переманивании паствы. «Прозелитизм — это обращение в католичество даже не крещенного в православной церкви россиянина, который мог бы при благоприятных условиях быть крещенным в православие», — не раз возмущался председатель отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. При Иоанне Павле II Святой престол действительно особо не скрывал, что считает необходимым обращать ко Христу всех, кто еще не принял крещение независимо от территории проживания. Создание в 2002 году в России вместо временных апостольских администратур постоянных епархий католической церкви и вовсе свидетельствовало о намерении Ватикана доказать свое право проповедовать в нашей стране христианство по латинскому обряду.
Теперь, правда, католические иерархи пытаются доказать, что целенаправленной восточноевропейской миссионерской политики не было, а всплеск религиозной активности начала 90-х произошел по инициативе неких частных лиц, а не руководителей церкви. Кардинал Теттаманци утверждает, что прозелитизм осуждается сегодня не только православными, «но и многими католиками». «Не может иметь место, во имя Евангелие, конфессиональная конкуренция», — заявил он во время вчерашних переговоров в Свято-Даниловом монастыре.
Хотя слово «конкуренция» применительно к отношениям между православной и католической церквами явно не нравится иерархам РПЦ, публичный отказ от оной на территории России все же порадовал предстоятеля РПЦ. Алексий II заявил о том, что сегодня у Русской православной и Римской католической церквей много сфер для сотрудничества. «Уверен, что добрые отношения и взаимная поддержка будут способствовать развитию нашего дальнейшего сотрудничества по актуальным современным вопросам», — заявил российский патриарх. Правда, на всякий случай уточнил, что пока к таковым относятся лишь вопросы нравственности, семейных ценностей и биоэтики.