Русская линия
Литературная газета Александр Ананичев03.10.2006 

Троице-Сергиева Лавра

Вряд ли есть в России человек, никогда не слышавший драгоценного сочетания слов — Свято-Троице-Сергиева Лавра… В похожей на колокольный перезвон словесной перекличке словно спрятан серебряный ключик от широкой и таинственной русской души. Ничего не знать о Лавре — значит не любить России и истории её.

Дивный вид открывается на Лавру с Блинной горы. На холме, сверкая золотыми куполами и крестами, окружённый величественными белоснежными стенами с мощными крепостными башнями, застыл, словно возникнув из сказки, разноцветный каменный город.

Почему именно этот холм облюбовал для своей деревянной келейки молодой монах, вошедший в историю с именем Сергий и ставший одним из самых любимых святых на Руси? Наверное, именно на Маковце почувствовал Преподобный невидимый постороннему оку таинственный благодатный поток, льющийся с небес на землю. Маковец, в самом деле, спустя годы и десятилетия стал пуповиной Русской земли, духовным её средоточием, откуда, будто из древесного ствола, разрослась, зеленея молодыми побегами, могучая держава.

— Пойди, господине, на поганые! И Бог будет ти помощник и заступник! Сумеешь победить супостатов, как и подобает тебе, — такими словами благословил преподобный Сергий с крыльца Троицкого храма Великого князя Московского Дмитрия, шедшего на войну с Мамаем.

Весть о том, что преподобный Сергий благословил Дмитрия на войну с нечестивыми, да ещё и двух монахов-богатырей ему дал, разлетелась мигом по Руси.

— Если Бог с нами, кто против нас? — укрепляли друг друга воины, уходившие на смертный бой. — Если Бог с нами — мы победим!

И одолели русские воины на Куликовом поле грозных ордынцев! Одолели, потому что, по слову Преподобного, сплотились в один кулак перед битвою, позабыв о междоусобных обидах.

Много чудес и дел великих сотворил за свою жизнь преподобный Сергий! Но, поистине, участие в единении Русского государства — главный подвиг Радонежского праведника. Ведь отчего почти вся Русь вышла на битву с несметной мамаевой ордой? Оттого, что разглядел преподобный Сергий в нарождающейся Москве силу, способную одолеть ненавистное иго. Оттого, что пешком исходил всю землю русскую, разрушая узы удельного собственничества и мелкого княжеского возвеличивания.

Само название первого храма и монастыря преподобного Сергия зовёт людей к единению. Святых обителей в честь Живоначальной Троицы доселе не было на земле. А Троица — это ведь символ глубокого согласия и единства. Не только ради спасения собственной души зажёг лампаду преподобный Сергий в безлюдном лесу, где вокруг волки выли, но также ради того, чтобы разделённый ненавистью мир наполнился любовью предвечного совета Живоначальной Троицы.

Разлетелись, точно птицы из родного гнезда, ученики преподобного Сергия по всей Руси великой. Десятки, сотни монастырей основали они вдали от родной Троицкой обители. Если в первый гиблый век монгольского ига на Руси появилось тридцать монастырей, то в следующем столетии (1340 — 1440) — почти полторы сотни. А всего за два с половиной века монгольского владычества на Руси выросло 180 монастырей. Из них ровно половину основали преподобный Сергий со своими учениками.

А ведь что такое монастырь для средневековой Руси? Не только оплот духа. Монастырь — это школа грамотности, милосердная странноприимница, дивная сокровищница культуры. Многие, многие православные обители, окружённые высокими стенами, для давних врагов Руси превратились в неприступные крепости.

Прежде монастыри возникали в городах или возле поселений. А после того, как сложил преподобный Сергий келью на Маковце, сотни святых обителей выросло в лесной глуши. Уйдёт подвижник в Комельский лес или на реку Пешношу спасть душу, а за ним сначала ручейки людские потянутся, затем реки широкие. Сколько русских городов появилось возле таких монашеских келий! Русь обязана своими пространствами Белозёрским, Пермским, Чухломским, Волоцким святым. Именно они, осенённые Божественным светом Пресвятой Троицы и праведной жизнью Радонежского Чудотворца, изменили лик Русской земли. Не огнём и мечом, как повелось на Западе, а миром и любовью, единством и согласием…

5 июля 1422 года во время игуменства преподобного Никона были открыты нетленные мощи Чудотворца Сергия. Земля на Маковце влажная, однако за тридцать лет не только тело в земле сохранилось, но и одежды Преподобного, и даже дубовый гроб.

Всего за 14 месяцев в 1422—1423 годах взметнулся к небу белокаменный Троицкий храм, построенный на месте прежнего, деревянного, любимым учеником святого Сергия — преподобным Никоном! Сложенный на века собор, может быть, чем-то похож на знаменитый Ноев ковчег: такой же устойчивый и тяжеловесный, призванный для долгого плавания по волнам суетного мира.

Троицкий храм расписали великие иконописцы. Среди них сверкает жемчугом святое имя Андрея Рублёва. О славном художнике сложили легенду, будто писал он не кистью, а дымом — настолько нежными, чистыми и прозрачными казались рублёвские краски. Для Троицкого храма «на похвалу Преподобному Сергию» написал Андрей Рублёв образ Святой и Живоначальной Троицы. Иконописец изобразил не сам момент явления Троицы Аврааму, но предвечный совет Божественной Троицы, предопределяющий искупительную жертву Христа за грехи человеческие. Два перста Иисуса Христа протянуты к искупительной чаше. Господь даёт Своё согласие пойти на Крест и пострадать ради спасения людей. В Троице дивным образом выражена главная идея иноческого служения преподобного Сергия: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы». Андрей Рублёв в красках выразил молитву Радонежского Чудотворца о спасении и единении Руси. Радостное чувство надежды с новой силой овладевает душой при внимательном взгляде на великую икону. Печаль, принесённая в мир ненавистью и раздорами, отступает.

Правы те, кто считает Троицу Рублёва верным доказательством Божьего присутствия. Недаром святые отцы Стоглавого Собора 1551 года постановили «писать образ Святой Троицы как писал Андрей Рублёв и пресловущие греческие живописцы». Жаль, что Троица, находящаяся ныне справа от Царских врат в Троицком храме, — не оригинальная икона Рублёва, а всего лишь копия. Рублёвский чудный образ в 1929 году вывезли из Лавры в Москву, в Третьяковскую галерею, где он до сих пор под стеклом…

В Троицком соборе, возле самого гроба святого настоятеля, приняли в младенчестве святое крещение Великий князь Василий III, сын его Иоанн Грозный, ставший на Руси первым Помазанником Божьим.

Неподалёку от Троицкого храма в 1477 году взметнулась к небу лёгкая и праздничная Духовская церковь. В память о чудесном сошествии Духа Святого на апостолов в образе огненных языков в день святой Пятидесятницы сложили храм-звонницу мастеровитые каменщики из города Пскова. Духовской храм нечасто принимает молящихся по причине малых размеров своих. Но, попав в церковь, нельзя не подивиться чудным стенным росписям и иконостасу из красного дерева. В небольшой церковке до недавнего времени покоились нетленные мощи святого переводчика книг Максима Грека (теперь они хранятся в Успенском соборе) и настоятеля Лавры — преподобного Антония (Медведева).

В самом центре монастыря, увенчанный пятью тяжёлыми куполами, возвышается Успенский собор, построенный Грозным царём во славу взятия Казани. Двадцать пять лет строился собор. Зато иконостас расписали иконописцы во главе с Симоном Ушаковым всего за два года! А стены собора — за 100 дней. Под Успенским храмом, на ступенях которого юный паломник Михаил Лермонтов в 1830 году набросал строки будущего стихотворения «Нищий»: «Куска лишь хлеба он просил,/ И взор являл живую муку,/ И кто-то камень положил/ В его протянутую руку», — в конце ХIХ века сотворена крипта с тремя приделами. У западной стены крипты под тяжким спудом покоятся Московские и всея Руси Патриархи — Алексий I (+1970) и Пимен (+1990).

Золотые звёзды на голубых куполах Успенского собора пусть напомнят нашим современникам об удивительной звезде над Вифлеемом, указавшей путь восточным волхвам к новорождённому Христу! А если взглянуть на собор с высоты небесной, храмовое пятикуполье приобретёт форму огромного креста.

Ненастной осенью 1608 года монастырь окружили поляки. Пробил час, когда судьба России оказалась напрямую зависима от Троицкого монастыря. «Если взята будет обитель Преподобного, — говорил в те смутные для Отечества времена святой Патриарх Ермоген, — то и весь предел российский до окияна-моря погибнет!»

Около 5000 монастырских защитников долгих 16 месяцев держали защиту с «беспримерным мужеством и героизмом». А ведь им противостояло 30-тысячное польско-литовское войско! Беда сплотила всех: стрельцы и монахи бок о бок с ремесленниками, крестьянами и боярами сберегли в боях святыню. «За други своя» геройски погибли жители соседнего села Клементьева Шилов и Слота, взорвавшие вражеский подкоп возле южной монастырской башни.

16 августа 1612 года архимандрит Дионисий у стен святой обители благословил народное войско Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, уходившее освобождать Москву. Это благословение, напомнившее молитвенное напутствие преподобным Сергием князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой 1380 года, не могло не вдохновить православных.

Лавра строилась веками. Рядом с Троицким собором, похожим на древние византийские храмы, можно увидеть причудливую Трапезную палату, сложенную вместе с церковью преподобного Сергия в стиле так называемого «нарышкинского барокко» по указу государя Петра I в 1692 году. Царь Пётр дважды в юности своей спасался за высокими стенами монастыря от стрелецких мятежей. Вот и решил монастырь отблагодарить…

В стенах Трапезного храма в советские времена Священный Синод избрал двух Архипастырей Русской Православной Церкви: в 1971 году — Святейшего Пимена и в 1990 году — Святейшего Алексия II. А в 1988 году именно в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры состоялся Собор, посвящённый Тысячелетию Крещения Руси. На этом Соборе Церковь причислила к ликам святых князя Дмитрия Донского, иконописца Андрея Рублёва, переводчика книг Максима Грека…

Не забывает монастырская братия и о бедных паломниках, ручьями текущих к обители. Под Трапезным храмом находится бесплатная столовая для странствующих и обездоленных, где ежедневно монастырскую трапезу вкушают две тысячи человек (нынче братская столовая находится в гостиничном корпусе).

Немецкий барон Герберштейн, посетивший монастырь в первой четверти ХVI века, писал: «Важнейший монастырь в Московии есть монастырь Святыя Троицы… удивительное стечение племён и народов прославляет его; туда ездит сам князь, а народ стекается ежегодно в известные дни и питается от щедрот монастыря. У Троицы есть медный горшок, в котором варятся известные кушания, и по большей части огородные овощи, — и мало ли, много ли народу придёт в монастырь, однако пищи всегда остаётся столько, что монастырский причт может быть сыт, так что никогда нет ни недостатка, ни излишка».

В 1878 году «кушания из волшебного горшка» отведал Лев Толстой, приехавший в Лавру в пору мучительных духовных поисков. Отец-наместник Лавры архимандрит Леонид приглашал Толстого отобедать в своих келиях. Но граф разделил трапезу с народом. В монастырской ризнице, рассматривая пудовые вериги древних пустынников, Толстой спросил: «А ныне есть ли такие подвижники?» Ему ответили, что в наше время лучше терпеть те скорби, какие Бог кому попустит. После осмотра ризницы граф вызвался на отдельную беседу с наместником отцом Леонидом. Беседа длилась несколько часов. А когда Толстой ушёл, старец со вздохом сказал: «Заражён такой гордыней, какую я редко встречал. Боюсь, кончит нехорошо».

…О монастыре преподобного Сергия можно говорить бесконечно. Сколько святынь и духовных сокровищ поместилось в его намоленных храмах, библиотеках, ризнице! Из недр монастырской земли струится святая вода. Золотом, жемчугами и серебром украшены в храмах дивные чудотворные иконы, дающие духовные и телесные силы верующим. Маковца касалась стопами Пречистая Богородица, обещая монастырю пред ликом святого его настоятеля вечное заступничество. И помощь небесную, благодатный покров, раскинутый над обителью, замечают многие паломники, тысячами стекающиеся сюда ежедневно. Здесь хранится незамутнённый источник благодати. Здесь, в обители святого Сергия, бьётся русское сердце…

Пока народ наш, по завету Преподобного Сергия, будет беречь своё главное богатство, дарованное Богом, — веру Православную, пока цветёт на холме Маковец горячая от сходящего Огненного Духа священная Купина, Россия непобедима!

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg402006/Polosy/221.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика